В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕЧКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие
творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и
всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам
дают ребенку материал для развития воображения,
который
совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов.
Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С
одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать
творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается
процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где
имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество
может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него
ожидать.
Существуют методы развивающего образования, когда акцент в
проектировании и реализации учебновоспитательного процесса смещается в
сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию
творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании.
В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности
самореализации.
Одним из методов выявления и развития творческих способностей
является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других
психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание
человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение
способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы
выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного
способа работы к другому по своей психологической сути и являетсяпреодолением ранее сложившегося и неосознаваемого стереотипного
(привычного)
способа деятельности.
При этом приобретается
психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных
стереотипов сознания и тем самым – раскрытие творческой активности.
Для развития творческого потенциала школьника необходимо
систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность
выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение
реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет
ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными
возможностями. Был введён принцип трансформации когнитивного
содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание
человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния.
Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста,
рисунка, знака и т.д
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги,
особенно подходят для:
выявления скрытых творческих способностей младших школьников и
их развития;
преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических
барьеров, затрудняющих развитие школьников;
профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и
психологов, работающих над повышением творческих способностей
школьников.
На основании принципа трансформации когнитивного содержания в
эмоциональное, с использованием принципов развивающего обучения и с
соблюдением условий безоценочности, принятия поддержки безопасности,
Центром комплексного формирования личности была разработанаразвивающая программа «Развитие творческого потенциала личности
школьника», рассчитана на учащихся с I по XI класс. В результате
использования программы было выявлено, что повышается уровень
творческого развития учащихся, а также уровень и интеллектуального
развития и самооценка.
Использование новых методов и развивающих программ повышает
уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают
личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства.