Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
С первых учебных дней школьники включаются в учебно - познавательную деятельность, при организации которой важно: привить младшему школьнику потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний; развитие умений и навыков логически рассуждать; развитие познавательных способностей учеников и умений использования всех источников познания.
Таким образом, перед нами стоит задача: организовать такие условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников осуществлялась полноценно, и, способствовала развитию всех сфер. Очевидно, что прочные знания, умения и навыки формируются у младших школьников только при наличии определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Это универсальные учебные действия, выдвигаемые стандартами. Игра позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.
В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, сюжетные игры – сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и др.), а также игры досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры). Все эти игры могут быть и самостоятельными, но иногда они не являются таковыми, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно – они формируют культуру игры. Способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры.
Так, например, в играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.
Также в процессе изучения младшими школьниками нового материала и закрепления уже изученного целесообразно использовать игровые ситуации. Их выбор зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.
Использование деловой игры будет способствовать обогащению знаний учеников, формированию умения мыслить продуктивно, развитию стремления к поиску новых идей. Главным условие использования деловой игры на уроке является учет уровня знаний и возрастных особенностей учеников при ее выборе и организации.
Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм дидактическим. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей, они направлены на решение конкретных задач в обучении и воспитании, а также служат для общего воспитания и развития. Дидактические игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления у младших школьников самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло .
Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывают, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.