Качковская Людмила Анатольевна,
заведующий воспитательным отделом
МБДОУ ДС № 56 «Северяночка»,
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по формированию
у дошкольника основ гражданственности и патриотизма посредством реализации проекта «Воспитываем маленького гражданина»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Первым внесемейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение является детское дошкольное учреждение. Именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям педагогов и охотно будут устанавливать с ними контакт.
Настоящее и будущее общества определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач по воспитанию детей.
Родители, являясь первыми воспитателями собственных детей, должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального становления личности ребенка. И мы, педагоги дошкольного образования, должны им в этом помочь: направить, подсказать, научить.
Дошкольное учреждение является одним из ведущих учреждений, где родители, вступая в контакт с педагогом, получают систематическое педагогическое просвещение, совместно занимаются воспитанием личности ребенка. Ведь положительных результатов здесь можно достичь только при тесном сотрудничестве, при согласованности взаимных действий. Все вышесказанное обуславливает актуальность воспитательной работы с дошкольниками.
В нашей дошкольной образовательной организации разработан и успешно применяется проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитываем маленького гражданина», направленный на гармоничное сочетание духовно-эстетических, идейно-нравственных принципов, на единство доброты познания и освоения духовных ценностей жизни.
Важным в построении траектории воспитания дошкольников является педагогическая деятельность, направленная на развитие и укрепление сотрудничества с родителями (законными представителями) для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Проект «Воспитываем маленького гражданина» по воспитанию основ гражданственности и патриотизма, азов духовно-нравственного воспитания реализуется по пяти направлениям развития.
В рамках этих направлений деятельности предусмотрено:
ü формирование личности человека как гражданина и патриота своей страны;
ü формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу;
ü сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
ü развитие познавательной мотивации, формирование познавательных интересов;
ü развитие механизмов нравственного самовоспитания;
ü развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
ü развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения.
Цель проекта: воспитание успешного дошкольника, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в детском коллективе. Проект «Воспитываем маленького гражданина» разработан с опорой на циклический принцип.
Цикл – это совокупность определенных актов воспитательного процесса, Движение от одного цикла к другому есть своеобразный скачок воспитания.
Результат отдельных циклов – это макрорезультат воспитания, это те качественные изменения, которые произошли в ученике как личности.
Критерии оценки успешности воспитания позволяют увидеть этот существенный скачок в личностных изменениях дошкольника и перевести его на другой цикл развития.
Важным разделом в проекте «Воспитываем маленького гражданина» является работа с родителями (законными представителями) воспитанников.
Работа педагога с родителями объединяется единой целью – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности дошкольника (воспитать свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе, в социуме); повышение уровня родительской компетентности. Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство вины на своего ребенка. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка и начать работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных анализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, разработать тактику общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, выявить что весь состав родителей можно разделить на три категории:
· Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
· Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
· Родители – критические наблюдатели. Такие родители являются, как правило, заинтересованными участниками воспитательного процесса, но желающие решать проблемы с помощью педагогов или специалистов
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
· активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
· заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
· равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: «Воспитываем маленького гражданина».
Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее при реализации следующих условий:
Ø участие родителей в планировании совместной деятельности;
Ø переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
Ø правильное формирование педагогической компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Ø создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
Ø Повысится авторитет работников ДОУ.
Ø Установится тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ.
Ø Воспитательно-образовательный процесс будет осуществляться на более высоком уровне.
Ø Станет на порядок выше уровень педагогической грамотности родителей в вопросах азов гражданственности и патриотизма, основ духовно-нравственного воспитания.
1 этап. Планирование работы с родителями в зависимости от их типа.
2 этап. Привлечение в разной степени всех типов родителей к воспитательному процессу.
3 этап. Аналитическая работа.
Количественные показатели:
ü присутствие родителей на групповых мероприятиях;
ü вовлечение родительской общественности в подготовке детей к различным конкурсам;
ü посещение родительских собраний и консультаций;
ü участие в выставках рисунков и детского творчества;
ü помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Качественные показатели:
ü инициативность;
ü ответственность;
ü отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
4 этап. Корректировка работы с родителями с учетом полученных результатов.
Формы работы:
ü «Семейный клуб»;
ü «Клуб отцовства»;
ü консультационный пункт;
ü Клуб «Дошколенок»;
ü «Душевный разговор»: очная и заочная консультативная помощь педагогами ДОУ родителям по вопросам воспитания детей;
ü почта доверия «Сундучок пожеланий и предложений»;
ü электронная почта, социальные сети;
ü Официальный сайт ДОУ; группы в ВК и другие социальные мессенджеры;
ü консультативная помощь педагога-психолога родителям по вопросам воспитания детей;
ü тематические родительские собрания;
ü деловая игра, час вопросов и ответов, тренинговые игровые занятия;
ü семинары-практикумы;
ü конференция «От почемучек до изобретений и открытий»;
ü защита и презентация семейных проектов;
ü Дни открытых дверей;
ü Дни национальной культуры;
ü Дни творчества: выставки, концерты, конкурсы и т.д.;
ü библиотека выходного дня;
ü Проведение праздников: «Осенины», «Масленица», «Покров», «Рождество – семейный праздник», «Колядки», «Праздник русской березки», «Медовый спас», «Яблочный спас» и др.
ü совместные праздники и развлечения «День знаний», «День пожилого целовека», «День Матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День России», «День памяти и скорби»;
ü семейный театр;
ü Совет родителей (законных представителей) воспитанников, родительский комитет;
ü информационный стенд: стенгазета, информация о текущих делах, методические рекомендации, объявления;
Критерии и показатели изучения эффективности воспитательной деятельности разработаны по каждому направлению.
Реализация воспитательных задач привела к признанию приоритета формирования педагогической компетентности родителей дошкольника, что потребовало новых отношений семьи и педагогов. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Совместная деятельность, как известно, сближает всех участников образовательного процесса. Деятельность в рамках Проекта «Воспитываем маленького гражданина» носила практико-ориентированный характер и способствовала расширению компетенций родителей в вопросах воспитания, основ гражданственности и патриотизма. В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс повысилась с 46% до 89%.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать на духовных и нравственных ценностях будущих созидателей жизни, для чего, собственно, и разработан проект «Воспитываем маленького гражданина».
Фотоматериалы по реализации проекта
Ссылки на электронные публикации в сети Интернет с указанием источника
Мероприятия по реализации проекта «Воспитываем маленького гражданина» – размещение на портале системы образования города Нижневартовска https://edu-nv.ru/ и на официальном сайте МБДОУ ДС № 56 «Северяночка» - https://dou56.edu-nv.ru/
Болеем за наших!!!
https://dou56.edu-nv.ru/homecro/21981-tokio-2020-boleem-za-nashikh-2
День Знаний https://dou56.edu-nv.ru/homecro/22547-den-znanij-v-severyanochke
Празднование «Покрова Пресвятой Богородицы»
https://edu-nv.ru/news/25-novosti/5052-prazdnovanie-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy
О природе родного края с любовью
https://edu-nv.ru/news/25-novosti/5094-o-prirode-rodnogo-kraya-s-lyubovyu
Природе края строки посвящаем
https://dou56.edu-nv.ru/homecro/23853-konkurs-chtetsov-yunykh-lyubitelej-prirody
Мамочка, любимая, родная …
https://edu-nv.ru/oneday/123-tjoplyj-gorod/5199-den-materi
Воспитываем юных патриотов
https://edu-nv.ru/news/25-novosti/5271-vospityvaem-yunykh-patriotov
Благовещенье пришло, радость людям принесло! https://edu-nv.ru/news/25-novosti/4234-blagoveshchene-prishlo-radost-lyudyam-prineslo
Семинар по реализации программы «Социокультурные истоки»
https://dou56.edu-nv.ru/homecro/24229-seminar-po-realizatsii-programmy-sotsiokulturnye-istoki
Человек права имеет… https://vk.com/@edunv-rss-1376169859-1391813820
Веселая Котавасия https://m.vk.com/wall-132444492_12756
День неизвестного солдата
https://dou56.edu-nv.ru/homecro/24724-den-neizvestnogo-soldata-7
Лыжня для всех https://dou56.edu-nv.ru/homecro/27276-lyzhnya-dlya-vsekh-2022-2
Твори добро, или акция «Добрые крышечки» https://edu-nv.ru/news/25-novosti/7212-aktsiya-dobrye-kryshechki-ili-tvori-dobro
В единстве – смила! https://dou56.edu-nv.ru/homecro/26859-v-edinstve-sila
«Мы - едины» https://youtu.be/7qakAGliqkQ
Дни национальной культуры
https://edu-nv.ru/news/25-novosti/7184-dni-natsionalnoj-kultury-my-ediny
https://dou56.edu-nv.ru/homecro/27524-2022-04-06-19-48-09
День Победы https://m.vk.com/wall-132444492_13804
https://dou56.edu-nv.ru/homecro/28105-den-pobedy-v-severyanochke
День памяти и скорби –
https://edu-nv.ru/oneday/123-tjoplyj-gorod/7518-den-pamyati-i-skorbi
Список использованной литературы
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94
2. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: «Белгор. гос. ун-т», 2009. - 177 с.
3. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодeйствия. - М.: «Учитель», 2008. - 111 с.
4. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: «Сфера», 2010. - 144 с.
5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: М.: ВАКО, 2007. – 320 с. 7. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие. - М.: «Учитель», 2010. - 111 с.
6. Детский сад и семья /под ред. Т.М.Марковой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение», 2010. - 207 с.
7. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и «родителей. - М..: «Просвещение», 2011. - 190 с.
8. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое. - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2011. - 100 с.
9. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л.Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. - С.74-83.
10. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: «Буки-Веди», 2013. - С. 41-42.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.