ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
В современно мире проблема экологического воспитания стала
особенно
актуальной.
Важный этап в развитии экологической культуры-дошкольное детство. В это время
происходит закладка основ личности, в том числе бережное отношение к
природе и живому вокруг. Эффект от работы в этом направлении будет только
при условии сотрудничества и взаимосвязи дошкольной организации и семьи.
Особенность
экологического воспитания состоит в большом значении
положительного
примера в поведении взрослых. Здесь необходимо достичь
полного
взаимопонимания. Родители должны понимать, что невозможно потребовать от
ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не
всегда ему следуют. Воспитать в детях позитивное отношение к природе возможно
лишь тогда, когда они сами обладают экологической культурой. Дети очень
восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие
их взрослые.
Идея
долгосрочного экологического проекта возникла в нашей группе не
случайно.
Дети заметили в городе появление новых мусорных контейнеров
разного
цвета, стали задавать вопросы своим родителям. Ребята старшего дошкольного
возраста очень любознательны и восприимчивы к воздействиям
взрослого.
Каждая
семья выпустила макет агитационной листовки «Спасём планету
от
мусора», которые в последствии распечатали и распространили в нашем детском
саду. Тем самым удалось дополнительно привлечь к этой проблеме внимание родителей
детей из других групп.
Мы
организовали конкурс поделок из бросового материала «Вторая
жизнь
вещей», в которой приняли участие большинство семей нашей группы.
Некоторые
пособия пополнили развивающую предметно-пространственную
среду
нашей группы.
С
помощью родителей был в процессе реализации проекта был создан
мобильный
экологический стенд «Эколята». Атрибуты для игр: маски и галстуки, сказочные
герои – эколята из глины.
Был
приобретён наглядно–дидактический материал «Планета земля»,
«Какой
бывает вода», «Воздух, земля, вода», Экологические цепочки», а также изготовлены
различные пособия: «Времена года», дерево «Моя планета – земля», атрибуты для
игр сенсорная гусеница, экологические знаки «Плохо и хорошо».
Были
приобретены для детей книги, энциклопедии, плакаты. Родители
так
же оказали помощь в сборе природных материалов, в создании книги своими руками
«Азбука природолюбия».
С
одной из актуальных проблем современного общества – сортировке мусора мы
познакомили детей в форме настольной игры, которую также сделали
родители
своими руками.
В
рамках проекта были запланированы и проведены акции экологической
направленности.
В
акции по сбору макулатуры «Сдай макулатуру – спаси дерево» приняли
участие
все семьи детей нашей группы. Ведь в каждом доме найдётся много
бумажной
продукции.
С
помощью акции по сбору пластиковых крышек «Крышка-малышка»
напомнили
взрослым и донесли до детей информацию о вторичном использовании пластика.
После
беседы с детьми о бездомных животных, возник вопрос о реальной
помощи
приюту. Родилась идея акции «Поможем братьям нашим меньшим».
К
празднику «Синичкин день» был объявлен конкурс на лучшую кормушку. Родители и
ребята проявили фантазию и выдумку при оформлении столовых для пернатых.
Собираясь на прогулку, дети всегда вспоминают о необходимости покормить птиц.
Для
пополнения экологического центра, созданного в нашей группе дети
с
родителями дома посадили комнатное растение и принесли в детский сад.
Каждый
ребёнок получил возможность ухаживать и наблюдать за ростом и развитием своего
растения. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно
относиться к растениям и в других условиях.
Ребята
с помощью родителей создали книжки – малышки на тему «Животные нашего края»,
подготовили дома презентацию своего маленького издания и выступили с ней перед
сверстниками.
Педагоги
познакомили дошкольников с Красной книгой России. Дети
узнали
о животных и растениях, которым угрожает исчезновение, если не остановить их
уничтожение. После этого было решено выпустить свою книгу в группе, в
которую будут занесены исчезающие представители флоры и фауны.К участию в
создании нашей книги снова были привлечены родители.
В
течение года мы выходили с детьми на прогулку в парк, на экскурсию в
теплицу.
Экологический опыт закладывается в ситуациях, когда ребенок получает радость от
общения с природой.
Именно
семья в близком контакте со своим ребенком может создавать такие
условия,
воспитывая у ребенка экологический значение.
Итогом
проекта запланировано создание экологической тропы на участке
нашей
группы детского сада, которое также не обойдётся без участия родителей.
Естественно,
не все родители имеют достаточный запас знаний о флоре и
фауне.
После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за
растениями
или животными обычно возникает целый ряд вопросов от маленьких «почемучек».
Родителям необходимо самостоятельно пополнить и расширить свои знания об охране
природы и экологии.
Таким
образом, участие воспитанников и их родителей в проектной деятельности и акциях
даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные
представления, формируют бережное отношение к окружающему миру. Участвуя в
реализации проектов и акций, дети делают маленькие шаги к
экологической культуре здоровья.
Как
бы ни старались педагоги прививать навыки экологической культуры, без
взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.
Решение
задач экологического воспитания дошкольников помогает осуществить реализация
познавательно-исследовательского проекта.
Ни
один долгосрочный проект с детьми дошкольного возраста не может
быть
реализован без привлечения родителей как активных участников образовательного
процесса. Поэтому родители принимали участие на каждом этапе реализации
нашего проекта.
Список
литературы:
1.
Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников
(средняя,
старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А.
Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2.
Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная
педагогика. - 2005. - № 6. - С. 16-20.
3.
Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная
педагогика.
- 2005. - № 6. - С. 10-16.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.