Взаимодействие полушарий головного мозга
Оценка 4.6

Взаимодействие полушарий головного мозга

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
29.04.2021
Взаимодействие полушарий головного мозга
Взаимодействие полушарий головного мозга
взаимодействие.docx

 

Развитие межполушарного взаимодействия

СОДЕРЖАНИЕ:

Ø  Межполушарные связи: что это?

Ø  Признаки слабого межполушарного взаимодействия

Ø  Причины

Ø  Как и зачем развивать межполушарные связи?

Ø  Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ø  Игры для развития межполушарного взаимодействия  у дошкольников

Ø  Упражнения развития межполушарного взаимодействия у  младших школьников

 МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ: ЧТО ЭТО?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, который формируется под влиянием как генетических факторов, так факторов, которые принято называть – окружающая среда.

Признаки слабого межполушарного взаимодействия

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

 

  • проблемы в письме,
  • проблемы в устной речи;
  • в запоминании информации;
  • в счете как в письменном, так и в устном;
  • в целом восприятии учебной информации.

 

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Причины

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

 

Причин может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

- родовые травмы;

- болезни ребёнка в первый год;

- длительный стресс;

- общий наркоз;

 - малоподвижный образ жизни;

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного  мозга.

 

Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому  с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

 

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста  можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

 

 

 

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Как  развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

 

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

 

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

 

Задачи игр:

 

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

 

ВАЖНО!!! ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.

 

Игра «Накорми птичку / лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

 

Инструкция:

 

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

 

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

 

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

 

Вариант № 1

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

 

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

 

Варианты усложнения задачи:

 

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

 

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

 

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

  • Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить  нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

 

 

  • Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также  система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

 

  • Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползанье по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползанье через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

 

Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников  приводит к  повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

 

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,  симметричные узоры или  простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная  рабочая тетрадь.

 

 

 

 

 

 

Упражнение "Лезгинка"

 

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

 

Ухо – нос.

 

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

 

Змейка.

 

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

Перекрестные движения.

 

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

 

Горизонтальная восьмерка.

 

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

 

Симметричные рисунки.

 

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

 

 

 

 

Мельница.

 

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

 

Перекрестное марширование.

 

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

 

Пальчиковые упражнения

 

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

Зрительная гимнастика.

 

Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.


 

Развитие межполушарного взаимодействия

Развитие межполушарного взаимодействия

Причины Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причины Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема

Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов…

Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов…

Взаимодействие полушарий головного мозга

Взаимодействие полушарий головного мозга

Взаимодействие полушарий головного мозга

Взаимодействие полушарий головного мозга

Упражнение "Лезгинка" Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе

Упражнение "Лезгинка" Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе

Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз

Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз

Взаимодействие полушарий головного мозга

Взаимодействие полушарий головного мозга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2021