Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Оценка 4.8

Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников

Оценка 4.8
doc
26.08.2020
Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников +.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2020

 

Введение

 

Цель воспитательной работы МБОУ ПСОШ №3:

 создание условий для самоопределения и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.

Одним из направлений в воспитательной системе школы является  «Кадетское братство», созданное на базе начальных классов (1 – 4 кл.).

 

Школа создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного и правового  развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений.

Для достижения данной цели необходимо обучение, развитие, социализация, воспитание обучающихся.

В свою очередь одним из факторов воспитывающей среды является родительское сообщество. Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. А это сложная и важная работа. Сложность ее заключается в том, что приходится фактически ломать стереотип многих родителей, что воспитанием должны заниматься только педагоги. Родители, часто занятые только лишь материальным обеспечением детей, ограничиваются такими заботами, как одеть, обуть, накормить ребенка.

 Сотрудничество педагога и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общих интересов.

Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении способностей ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей в случае неудачи.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если все участники положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

Цель работы:

выявить основные аспекты взаимодействия педагогов и родителей в воспитании подрастающего поколения.

Задачи:

1.     Раскрыть такое понятие, как семья;

2.     Описать профессиональные требования к личности педагога;

3.     Изучить формы взаимодействия педагога с родителями.

 

 

 

 

1.1  Понятие «семья»

 

Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.

Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Основные функции семьи

 М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет  следующие сферы семейной деятельности:

   1. Репродуктивная.

   2. Воспитательная.

   3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).

   4. Экономическая (получение материальных средств).

   5. Сфера первичного социального контроля.

   6. Сфера духовного общения.

   7. Социально-статусная.

   8. Досуговая.

   9. Эмоциональная.

 

1.2 Роль семьи в становлении личности ребенка.

 

Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно там под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

 Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов, уровень нравственного развития и культурный уровень. Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено тем, что они являются первым образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Также в них создается возможность раннего включения ребенка в их систему. Внутрисемейные отношения обладают только им присущими характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания.

Родители играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к ним, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, — это особые чувства, отличные от других. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.

Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознание растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем.

Еще одно очень важное психологическое правило- принятие ребенка. Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком.

Таким образом, мы видим, что семья является той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, где он  вырастает и получает первые жизненные уроки; в которой он получает поддержку и помощь, в которой учится любви к миру и к людям и о которой у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Главной задачей семьи является выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, то есть определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Большую роль в становлении личности ребенка играет личный пример родителей. Следует помнить, что воспитание -  это ежесекундный процесс. Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

 

2. Профессиональные требования к личности педагога

 

В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности.

«Идеальный педагог» должен обладать следующими качествами:

Специалист - знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к ученикам, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпеливость, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, скорость и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, понимание детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские способности, общительность, умение слушать.

Работник - умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованность, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация в производственных ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.

Человек - высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защите Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм , духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своего действия.

 

Для того чтобы сделать учащегося личностью, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями понимаются определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

дидактические способности, позволяющие успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

экспрессивные способности, позволяющие найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

перцептивные способности – выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;

организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в коллективе учащихся; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;

суггестивные или авторитарные способности – способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию педагога на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами:

- это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни);

- это гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность);

 - это духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, к поиску смысла жизни);

- это творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект);

 - это практическая личность (трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, здоровый образ жизни, хорошие манеры).

Педагог своими действиями должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности обучающихся, заботиться о развитии между ними дружественных отношений. Для этого необходимо:

- не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

- не противопоставлять сильных слабым;

 - не критиковать учащегося при всем классе, чаще беседовать наедине;

- замечать даже небольшие успехи слабых учащихся, но не подчеркивать это резко;

- воспринимать всерьез все, что происходит с учащимися;

- формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности

Еще К. Д. Ушинский считал, что личность учителя — понятие развивающееся: учитель живет до тех пор, пока самосовершенствуется. Как только он перестает учиться, останавливается в развитии, в нем умирает Учитель. На этих позициях стоят все прогрессивные педагоги и психологи. Именно постоянное стремление к саморазвитию и желание делиться своим творческим потенциалом с другими, прежде всего со своими учениками, характеризует творческую личность учителя в практике современной школы.

3.Формы взаимодействия педагога с родителями

 

3.1 Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Успешное осуществление теоретических и методических основ обучения и воспитания происходит только при условии объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности.

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов, большинство же родителей не имеет надлежащей педагогической подготовки.

В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, ее влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято в сферах производственной деятельности, занимается самообразованием, повышением своей квалификации, что ослабляет традиционные контакты родителей и детей.

Указанные факторы, связанные с определяющим воздействием школы на воспитание учащихся, сохраняют свое значение и по отношению к влиянию общественных условий. Именно поэтому школа и должна быть организующим центром, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности.

 

3.2 Взаимодействие с родительской общественностью

 

Реализуемая модель воспитания в кадетских классах предполагает тесное взаимодействие школы и родителей обучающихся с целью повышения и реализации воспитательного потенциала семьи, создания единого воспитательного пространства «школа – семья», базирующегося на единстве ценностей, требований, нравственных принципов, подходов к воспитанию. Взаимодействие с родителями основано на традиционных формах в общеобразовательной школе, а также имеет специфику кадетской направленности. Взаимодействие с родителями направлено на актуализацию патриотических ценностей семьи в воспитании, реализацию ценностного отношения к Родине (от «малой» – семья, двор, школа и т. д. к «большой» – город, страна) в различных направлениях практической деятельности: творческой, трудовой, экологической. Одно из важнейших направлений работы с родителями – создание условий для развития их социально-педагогической компетентности, их педагогическое просвещение, которое осуществляется как в форме традиционных лекториев, на родительских собраниях, так и в ходе совместных с детьми проектов – при подготовке к их реализации и при подведении итогов. Эффективность взаимодействия с семьями обучающихся возрастает, если в нем участвует старшее поколение родственников обучающихся – бабушки и дедушки, которые не только готовы рассказать о значимых для России и пережитых ими событиях, но и принимают непосредственное участие в совместной творческой деятельности, проводятся встречи в рамках программ внеурочной работы.

Участие старшего поколения родственников в воспитательном процессе школы, в мероприятиях значимо для обучающихся, поскольку они представляют свою семью; обучающиеся постигают семейные ценности, у них формируется ценностное отношение к труду своих родителей и труду в целом, ответственное отношение к учебному труду, к реликвиям и духовным ценностям, передаваемым от поколения к поколению. С участием родителей и старших родственников обучающихся проводятся практически все крупные кадетские мероприятия в школе, что создает очень мощный эмоциональный фон и развивает эмоционально-чувственную сферу личности обучающихся: их нравственные чувства, чувство любви к Родине, чувства долга, чести, достоинства, гордости за свою страну.

Объединение усилий образовательного учреждения и семьи в осуществлении воспитания и развития детей на основе единого подхода  родителей и педагогов, может обеспечить психологический комфорт, максимальное развитие спортивного, интеллектуального и творческого потенциала, формирование духовно-богатой личности.

 

 

3.3 Формы взаимодействия семьи и школы

 

Воспитательный процесс, это трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся:

 1-й уровень – информационно-аналитический.

Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость внутри общего школьно-семейного пространства.

Просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Педагог рассказывает родителям о концепции школы, о своей педагогической концепции, о методике воспитания,  о целях и задачах личностного развития школьников на данный учебный год, а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его учебной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах в обучении.

Использовать в работе:

- организацию групповой работы родителей при подготовке и проведении занятий, предусматривающей «мозговую атаку» в процессе коллективного поиска способов решения проблемы, разработки рекомендаций по обсужденному вопросу, составлении памяток, проектов, предложений;

- проведение встреч для родителей совместно с детьми по проблемам, которые затрагивают интересы обоих сторон;

- расширение групповых форм просвещения родителей, связанных с особенностями пола детей, типичными проблемами в воспитании отдельных кадет;

- организацию индивидуального просвещения родителей (совместные беседы-поиски по проблемам ребенка, подбор литературы, организация консультаций со специалистами, составление памяток, совместное планирование действий по решению конкретной проблемы ребенка);

- информацию о наиболее интересных и полезных публикациях, книгах по проблемам, которые волнуют родителей;

- подготовка печатных материалов, включающих конкретные советы и рекомендации по изучаемому вопросу.

- выпуск стенгазеты для родителей, либо выпуски школьных газет в формате СМИ помогают поднять наиболее актуальные вопросы в деятельности класса. Газеты, как правило, имеют просветительскую направленность и поднимают наиболее актуальные темы для родителей – «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека», «Как справиться с проблемами уроков», «Интернет в жизни подростка» и многое другое.

- листы-памятки. Они содержат в себе информацию, чаще всего психологического характера, которая сосредоточена на основных проблемах, с которыми сталкиваются родители и дают ценные указания как с данными проблемами справляться – «Что такое характер и как он формируется у детей», «Воспитание мужественности».

- открытые уроки для родителей. Открытые уроки позволяют родителям отследить процесс образования в школе. Родители могут присутствовать на уроке, отслеживать как проходит работа на занятии и взаимодействие в системе учитель – ученик. С одной стороны это обеспечивает родителю понимание того, как происходит обучение, а с другой – включает родителя в педагогический процесс.

- дни открытых дверей. Возможность родителям посетить школу, посмотреть и оценить организацию ее работы. В это время родители могут пообщаться с учителями и задать интересующие их вопросы.

-выставка пособий. Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей.

- индивидуальное и подгрупповое консультирование

- познавательные практикумы. Познавательный практикум — это понятие для обозначения разных видов и приемов обучения родителей.

- создание сайта и групп в социальных сетях. Просветительская работа еще проводится за счет создания сайта и группы в социальных сетях. В ней публикуется методический материал с практическими рекомендациями для родителей.

2-й уровень – организационный.

Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

Второе направление связано с привлечением школьных специалистов: социального педагога и психолога.

Работа учителя начальных классов совместно с социальным педагогом и психологом направлена:

- на повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

 - на оказание помощи социально-уязвимой семье в выборе образовательного маршрута ребенка при поступлении его в первый класс и при переходе на новый этап обучения;

- на предупреждение и преодоление трудностей в учебе и общении у обучающихся группы риска;

 - на оказание помощи семье в решении проблем внутрисемейного общения; - на оказание помощи семье в кризисной ситуации;

- на организацию и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка на всех этапах обучения.

 - организация проектной деятельности.

 Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни (Е.С. Евдокимова).

Дети и родители подготавливают материал по программе и обеспечивают защиту этого материала. Сегодня родители помогают ученикам подготовить полноценные научные презентации даже в начальной школе.

Использовать в работе:

- организация поздравлений с праздниками, днем рождения (подготовка подарков, сюрпризов для родителей);

- создание атмосферы повышенного внимания к родителям, бабушкам и дедушкам заботы о них («Как помогли родителям?», «Чем помочь родителям? «Чем порадуем, как порадуем родителей, «Куда пригласим?»,

написание «Письма признания»и т.п.).

- проведение занятий, тематика которых связана с рассказом о своих близких («Моя семья», «Как трудятся мои родители», «Моя родословная» и т.п.);

- творческие встречи педагогов, кадет с родителями, рассказывающими о своей профессии, увлечениях, взглядах на актуальную проблему.

- организация семейных конкурсов – «Поющая семья», «Дружная семья», «Читающая семья», конкурс семейных фотогазет т.д.;

- представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семье («Мир наших увлечений», организация выставок творческих семейных работ);

- проведение совместных дел (соревнования, турпоходы, поездки, оформление кабинета, экскурсии т.д.);

- выполнение творческих семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление, представление проекта т.д.);

- мероприятие «Папа, мама, я – творческая семья»;

- создание совместных объединений по интересам, клубного типа (семейный клуб, семейная академия и т.д.);

- игротеки;

- выставки выходного дня;

- театральная пятница;

- встречи с интересными людьми;

- издание семейных газет, журналов;

- ведение домашних читательских дневников.

Это направление предполагает анализ мероприятий, которые проводятся в классе, школе.

Для оценки усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия можно использовать:

 - опрос, книги отзывов,

 - оценочные листы,

 - экспресс-диагностику и другие методы,

- собеседование с детьми и родителями,

 - наблюдения,

- самоанализ со стороны педагогов.

Любые отношения, любое взаимодействие людей «выстраивается». Взаимодействие с учителем и родителями тоже можно выстраивать.

Вот десять основных принципов общения, которые помогут выстроить взаимодействие учителя с родителями и родителей с учителем.

1 принцип. Уметь настроиться на общение.

2 принцип. Уметь говорить.

3 принцип. Уметь слушать и слышать.

4 принцип. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.

5 принцип. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.

6 принцип. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения

7 принцип. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

8 принцип. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет»

9 принцип. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

10 принцип. Уметь показывать свое расположение и благодарить.

 

3-й уровень – управленческий.

Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы).

Управленческое направление предполагает:

- повышение интереса и степени информированности родителей (законных представителей) о жизни образовательной организации;

-повышение мотивации родителей к участию в управлении образовательной организацией;

 - создание условий, способствующих вовлечению родителей в систему общественно-государственного управления образованием.

Классный руководитель должен владеть такими важными инструментами как информирование, просвещение родителей, повышение их компетенций в части нормативно-правовой базы образования.

Использовать в работе:

- проведение родительских конференций (не реже 1 раза в год);

- организация обсуждения проблем воспитания кадет с привлечением представителей от всех родительских групповых коллективов;

- привлечение родительского актива к обсуждению планов воспитательной работы, основных документов, которые затрагивают интересы кадет;

- привлечение родителей к организации общих дел, создание родительских советов, проблемных и творческих групп.

Развитие самоуправления в родительских коллективах это

- повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения;

- организация коллективного обсуждения и принятие решений по всем вопросам, затрагивающим интересы кадет и родителей (договора о сотрудничестве, организационные мероприятия и т.д);

- проведение на родительских собраниях коллективного утверждения планирования работы на год, на месяц, главных событий, мероприятий;

- организация коллективного анализа работы взвода за учебный год, а также основных проблем и событий в коллективе;

- выборы родительского актива класса, а также представителя в общекадетский родительский комитет;

- организация систематической работы родительского комитета, определение его полномочий, прав и обязанностей;

- привлечение родителей к организации воспитательной работы в классе через советы дел при подготовке мероприятий; использование методики чередования творческих поручений (ЧТП), предусматривающей поочередное участие микрогрупп родителей в организации жизни класса; распределение поручений между всеми родителями в начале года, предполагающее выполнение конкретной работы по организации экскурсий, выходов в театр, музей, поездок, походов, встреч и т.д.);

- подведение итогов и коллективная оценка работы родителей.

 

Заключение

Чтобы сделать родителей своими союзниками, единомышленниками необходимо:

 -с пониманием относиться к возможным проявлениям дефицита времени;

- предпринимать шаги, направленные на профилактику конфликтов в отношениях между родителями и администрацией, педагогическим коллективом;

 -относиться с доверием к проявляемым инициативам родителей;

- доверять представителям родительского сообщества, решение реальных и стратегических вопросов развития школы и класса.

Проведение разнообразных внеурочных детско-родительских мероприятий, приглашение родителей к участию в отдельных уроках, позволяет укрепить взаимодействие школы с семьями обучающихся, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Состояние вовлечённости родителей характеризуется следующими признаками:

–родители позитивно отзываются о школе, привлекают в данную школу детей из знакомых семей;

 –родители не собираются менять место обучения своих детей; - вовлечённые родители прикладывают дополнительные усилия, чтобы помочь школе в реализации её планов, в том, чтобы сделать школу лучше;

- увеличение численности кадет и родителей, вовлечённых в различного вида творчество, активную культурно - досуговую, спортивную деятельность школы;

- широта социокультурных интересов, повышение общей культуры и культуры поведения детей, сокращение числа выбывших кадет;

- рост творческих достижений, показателей развития способностей кадет в школе.

Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, а  союзниками в нелегком процессе становления личности ребенка. Наивысшей точкой взаимодействия школы с семьей является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу. Происходят изменения в лучшую сторону духовной жизни в школе, повышение педагогической культуры педагогов и родителей, развитие историко - культурных и духовных традиций. Более эффективно используются  социокультурные инфраструктуры (стадион, парк отдыха, бассейн, библиотека, музыкальная школа, Полазненский центр творчества и досуга) в образовательных  и воспитательных целях.

Необходимо помнить, что в работе с родителями педагог должен всегда и во всём соблюдать педагогические нормы, этику, такт, следовать тому единственному приоритетному направлению в воспитании, которое позволит взрастить личность, востребованную сегодняшним современным обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Зимняя И.А.  Педагогическая психология:  Учебное пособие.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480с.

2.     Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2002- Кн. 2-608 с.

3.     Подласый И. П. Педагогика: Учебник.- М.: Юрайт, 2011.- 574 с.

4.     Антонова Т.И. , Волкова Е.В. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов с семьёй ребёнка // Воспитание школьников, № 6, 1998. С. -70.

5.     Амоношвили Ш.А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса // Перспектива, № 4, 1990. С. 34-42.

6.     Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. – Б., 2003. 82 С.

7.     Данилина Т.Н. Современные проблемы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Воспитание школьников, № 1, 2000. С. 41-48.

8.     Данилина Т.Н. Современные проблемы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Воспитание школьника, № 2, 2000. С. 44-49.

9.     Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Воспитание в школе, № 8, 2001. С. 59-69

10. Манина И., Рожкова Т. Дети- воспитатели- родители // Воспитание школьников, № 1, 2001. С. 48-50.

11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.- М.,Знание,1989.

12. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тренинг. – Я., 2002. С. 99-160.

 


Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников »

Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников »

Введение Цель воспитательной работы

Введение Цель воспитательной работы

Родители, часто занятые только лишь материальным обеспечением детей, ограничиваются такими заботами, как одеть, обуть, накормить ребенка

Родители, часто занятые только лишь материальным обеспечением детей, ограничиваются такими заботами, как одеть, обуть, накормить ребенка

Понятие «семья» Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и…

Понятие «семья» Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и…

Основные функции семьи М.С

Основные функции семьи М.С

Внутрисемейные отношения обладают только им присущими характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания

Внутрисемейные отношения обладают только им присущими характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания

Таким образом, мы видим, что семья является той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, где он вырастает и получает первые жизненные…

Таким образом, мы видим, что семья является той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, где он вырастает и получает первые жизненные…

Работник - умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованность,…

Работник - умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованность,…

Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами: - это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни); - это…

Педагог, воспитывающий ученика, должен обладать следующими качествами: - это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни); - это…

Для этого необходимо: - не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других; - не противопоставлять сильных слабым; - не критиковать учащегося при всем классе, чаще…

Для этого необходимо: - не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других; - не противопоставлять сильных слабым; - не критиковать учащегося при всем классе, чаще…

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом

Во-первых, в настоящее время только школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся, который обусловливается требованиями современного производства и все ускоряющимся научно-техническим прогрессом

Родине (от «малой» – семья, двор, школа и т

Родине (от «малой» – семья, двор, школа и т

Формы взаимодействия семьи и школы

Формы взаимодействия семьи и школы

СМИ помогают поднять наиболее актуальные вопросы в деятельности класса

СМИ помогают поднять наиболее актуальные вопросы в деятельности класса

Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей

Перечень актуальных на данный момент пособий, которые помогут родителям в воспитании и развитии детей

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни…

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни…

Папа, мама, я – творческая семья»; - создание совместных объединений по интересам, клубного типа (семейный клуб, семейная академия и т

Папа, мама, я – творческая семья»; - создание совместных объединений по интересам, клубного типа (семейный клуб, семейная академия и т

Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них

Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них

Развитие самоуправления в родительских коллективах это - повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения; - организация коллективного обсуждения и принятие…

Развитие самоуправления в родительских коллективах это - повышение роли, статуса родительских собраний как органов самоуправления, совершенствование методики их проведения; - организация коллективного обсуждения и принятие…

Чтобы сделать родителей своими союзниками, единомышленниками необходимо: -с пониманием относиться к возможным проявлениям дефицита времени; - предпринимать шаги, направленные на профилактику конфликтов в отношениях между…

Чтобы сделать родителей своими союзниками, единомышленниками необходимо: -с пониманием относиться к возможным проявлениям дефицита времени; - предпринимать шаги, направленные на профилактику конфликтов в отношениях между…

Происходят изменения в лучшую сторону духовной жизни в школе, повышение педагогической культуры педагогов и родителей, развитие историко - культурных и духовных традиций

Происходят изменения в лучшую сторону духовной жизни в школе, повышение педагогической культуры педагогов и родителей, развитие историко - культурных и духовных традиций

Литература 1. Зимняя И

Литература 1. Зимняя И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2020