Траектория обучения русскому языку учащихся с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования.
Оценка 4.6

Траектория обучения русскому языку учащихся с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
26.08.2020
Траектория обучения русскому языку учащихся с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования.
Долженко_статья.doc

ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Долженко Анна Яковлевна

Научный руководитель Соловьева О. В.

Северо-Кавказский федеральный университет

e-mail: [email protected]

 

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Обучение русскому языку, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касается всех современных тенденций и инноваций: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция, инклюзия.

Инклюзивное обучение детей с нарушением слуха в обычном классе массовой школы – относительно новое явление для системы образования России. Для того чтобы быть эффективным, инклюзивное обучение должно выполнять определенные задачи. В их числе: диагностика воспитанников усилиями узких специалистов, выявление групп детей, требующих особого внимания, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития, реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала учащегося с нарушением слуха в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного [5]. Образовательный маршрут неотъемлемо связан с приемами обучения в работе учителя русского языка.

Приемы работы учителя, обучающего русскому языку,
со слабослышащими детьми заключаются в громком и отчетливом произнесении, привлечении внимания ребенка к артикуляции говорящего, опора на зрительное представление артикуляции звука (кинестетическое чувство) и дифференциация звуков. Комплексный подход к обучению учащихся с нарушением слуха учитель создает благодаря формированию произносительной стороны речи. Таким образом, происходит знакомство с фонетическим составом слова, а именно: гласными, согласными, твердыми и мягкими звуками и буквами. Работа над словом состоит в членении слов на слоги, выделении слога, слиянии, переносе слова, последовательности слогов в словах.

Формирование лексико-грамматических средств языка заключается в закреплении знаний об отличие слова от предложения, большой буквы в именах собственных, а также в важности произнесения правильного ударения, точности определения места ударного слога в словах.

Развитию связной речи способствует работа, содержащая в себе важные элементы, такие как составление предложений по заявленной или выбранной самостоятельно картинке, по предложенной или составленной самостоятельно схеме, по серии тематически взаимосвязанных или отдельно тематических картинок, по сюжетной картинке [6]. Эти действия в работе способствуют развитию определенных компетентностей.

Формирование компетентности слабослышащих учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, этот подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за ограниченных возможностей здоровья вследствие ограниченности слуха. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях. Поэтому ученики и родители предъявляют заказы на такую форму образования, которая учитывала бы способности каждого ребенка, умела создать условия, в которых ребенок мог бы быстрее найти себя, развивать свои способности. Образование должно обеспечить каждого ребенка базисом знаний и умений, необходимых ему для ориентации и удовлетворении жизненных и личностных потребностей в современном мире. Для этого вводятся Стандарты нового поколения.

Стандарты нового поколения отличаются особенностью ориентации на результаты образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и слабослышащих. Перенося это на организацию учебного процесса, можно интерпретировать это утверждение как необходимость признания права каждого ученика на полный или частичный выбор изучаемого содержания и уровня его усвоения, и его ответственности за сделанный выбор, что становится возможным при реализации дифференцированного подхода к построению учебного процесса и индивидуализации обучения.

Индивидуализация, дифференцированное обучение – все эти понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. Им посвящено множество книг и статей, научных исследований и экспериментов. Главной целью учителя русского языка является построение траектории обучения русскому языку ребенка с ОВЗ, а именно уметь профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы лиц с нарушением слуха с целью гармонизации психического функционирования и развития определенным и доступным для его уровня развития определенных знаний.

Учитель, работающий с детьми с ОВЗ, должен в полной степени владеть приёмами и методами психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе учёта принципа онтогенетического развития; критериями выбора индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ; навыками составления индивидуальной образовательной траектории для ребенка с ОВЗ; навыками анализа своей деятельности с целью оптимизации собственной деятельности тех знаний, умений и навыков, которые ей задаются [2].

Индивидуальные различия детей очевидны и не могут не признаваться учителями. Поэтому учитель вынужден уметь построить и подать программный материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учитывать их в своей работе и трансформировать в соответствии с ними саму учебную программу.

Использование на уроке индивидуальных дидактических карточек (ИДК) требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а в основном помогает детям учиться самостоятельно. Учитель больше наблюдает за действиями детей, пытается выявить побудительные мотивы их выбора, фиксировать и анализировать ИТУ. Для этого вариативные дидактические карточки имеют специальные символы: форма выполнения задания, степень сложности задания, тип задания, выбранная учеником роль в группе. Наблюдая за выбором детей (что выбирает ребенок и почему), устанавливая различные условия выбора, педагог может многое узнать о побудительных мотивах, образе мыслей и чувств каждого ученика. Таким образом, ИДК выступают одновременно как средством обучения, так и инструментом для изучения учащихся [3].

В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются. И в этом оказывает значительную помощь Новый образовательный стандарт.

Новый стандарт создает условия для ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса. Если он будет принят, индивидуальная траектория развития ребенка будет возможна не на словах, а в реальной жизни школы [4].

Из данной статьи можно сделать следующий вывод, что на сегодняшний день около десяти слабослышащих воспитанников после окончания школы, сдав успешно экзамен по одному из основных предметов, а именно по русскому языку, поступили в вузы или продолжают свою профессиональную карьеру в разнообразных сферах человеческой деятельности и общественного производства. Это менеджеры, художники, дизайнеры, инженеры и др. И успехи, которых добиваются слабослышащие выпускники в жизни, еще раз подтверждают эффективность использования индивидуальной траектории обучения русскому языку учащихся с нарушением слуха.

 

Литература

1. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология, 1996. – № 6. – С. 44-51

2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология, 1997. – С. 3-15

3. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007

4. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998г.). – СПб., 1998.- 126 с.

5 . Шипицына Л.М., Ресвейк К. Навстречу друг другу: пути интеграции. – СПб., 1998. – С.130

6. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – С. 159-163.

 

Авторы

Долженко Анна Яковлевна, студентка 1 курса магистратуры факультета психолого-педагогического образования направление Специальное (дефектологическое) образование группы СДО-м-з 15-1. Связь с автором: anna.dolzhenko@mail.ru

Соловьева Ольга Владимировна, доктор психологических наук, профессор. Связь с автором: olga.vl.soloveva@gmail.com


ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Комплексный подход к обучению учащихся с нарушением слуха учитель создает благодаря формированию произносительной стороны речи

Комплексный подход к обучению учащихся с нарушением слуха учитель создает благодаря формированию произносительной стороны речи

Для этого вводятся Стандарты нового поколения

Для этого вводятся Стандарты нового поколения

Использование на уроке индивидуальных дидактических карточек (ИДК) требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и…

Использование на уроке индивидуальных дидактических карточек (ИДК) требует от учителя перехода от привычной роли наставника и контролера к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и…

Это менеджеры, художники, дизайнеры, инженеры и др

Это менеджеры, художники, дизайнеры, инженеры и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.08.2020