Проект: «Взаимодействие учителя – дефектолога с родителями»
Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко- агрессивные).
Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель один воспитывающий ребёнка (чаще мать) может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
Другая особенность - попустительство и безразличие к малышу из- за полной занятости экономическими и бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Актуальность:
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и
детей. Одной из таких проблем является кризис семьи.
Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой
родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность,
увидеть свои родительские возможности.
С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей
«группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями.
Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д., не оправдали себя.
Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы,
наполнять их педагогически-эффективным содержанием. Семье принадлежит основная
общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно
необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей,
определяющим фактором формирования личности ребенка.
Цель : Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества учителя – дефектолога и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния школы на семью, в том числе и на проблемную.
Основные задачи :
Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики- педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога- мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду, а главное в группе обоюдно интересной.
Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
На основе формирования чувства доверия родителей к обучающимся расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать: чувства мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.
Реализация программы проходит по трем направлениям:
1 Направление -Диагностическое.
Основная цель: определение методов воспитательного воздействия; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка.
2 Направление -Профилактическое
Основная цель: повышение педагогической культуры, педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребенка; ориентация семьи на воспитание здорового ребенка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований школы и семьи.
« Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей начальной школы».
и т.д.
Круглый стол: «Психическое здоровье детей»
3 Направление - Заключительное (Реабилитационное с «проблемными» детьми)
Основная цель: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи. Усилием социальной и нравственной значимости программы станет приобретенная в ходе работы способность взрослых увидеть себя глазами ребенка. Презентация «Мы в ответе за своих детей»
Программно-методическое обеспечение пед. процесса направлено на выполнение государственного стандарта школьного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.
Желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям.
Формы работы с семьей:
Открытые занятия с детьми для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в МКОУ.
Учитель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу родителя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Учитель – дефектолог заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
.Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами коррекционной программы детей в условиях школы и семьи.
"Круглый стол" с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме учитель – дефектолог и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области познавательного развития детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами
Направления и содержание работы с «проблемными» семьями
«Детско-родительские отношения»
№ |
Направления работы, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
Наглядно-информационный блок Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. |
||
1. |
Выпуск семейной стенгазеты примерной тематики «Не ругай себя мама напрасно», |
|
|
2. |
Организация выставок: «Моя семья» |
|
|
3. |
Персональная выставка детских работ |
|
|
4. |
Выпуск буклетов памяток разной тематики |
|
|
5. |
Ярмарка семейных идей |
|
|
|
Обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
||
|
Круглый стол: «Уроки вежливости и красоты». |
|
|
|
Практикум для родителей: «Нестандартные игры для детей и взрослых»: - «Взрослые глазами детей». - «Как родители и дети не слышат друг друга» - «Родители горячие, холодные, никакие…» - «Сколько лишнего мы говорим и делаем» - «Почему правильное воспитание дает неправильные результаты» - «Как хвалить за то, чего нет, чтобы появилось?» - «Как бьют по ребенку войны родителей» - «Как наказывать с пользой» |
|
|
|
Досуговый блок Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. |
||
|
|
|
|
|
Фестиваль семейного счастья: «Бабушкины руки не знают скуки» «Мастерим вместе с папой» «Разумные советы моей мамы» |
|
|
«Сотрудничество педагогов и родителей»
№ |
Направления работы, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
Наглядно-информационный блок |
||
1. |
Киновидеотренинг «О вреде американских мультиков» «Мама, не покупай мне это» |
|
|
2. |
«Шпаргалки для взрослых»
|
|
|
3. |
Информационные памятки и проспекты для родителей. |
|
|
|
Обучающий блок |
||
|
Дискуссионный клуб: «Как из мальчиков воспитать настоящих мужчин» «Воспитываем девочку. Как?» |
|
|
|
Круглый стол «Единственный ребёнок в семье» и «Проблема рождения второго ребёнка» |
|
|
|
Дискуссионный клуб: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» (работа с «группой риска») |
|
|
«Взаимодействие ребенка и педагога»
№ |
Направления работы, мероприятия |
Сроки проведения |
Ответствен ные |
|
Познавательно-обучающий блок Цель: Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. |
||
|
Цикл познавательных занятий: « Давайте вместе изучать мир» |
|
|
|
Цикл познавательных занятий(например): « Мои права» |
|
|
|
Игры и упражнения на развитие комуникативности родителей и детей |
|
|
|
Семинар – практикум: «Эмоциональный мир ребёнка» |
|
|
|
: «Современным детям нужны современные родители» |
|
|
|
Экскурсии
|
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
№ |
Формы и методы работы |
Направление, тематика, содержание деятельности |
Ответственный |
Сроки |
1. |
Ознакомительные беседы |
Установление доверительных отношений между семьей создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей. |
Дефектолог |
В течение года |
2. |
Индивидуальные беседы |
Совместное нахождение способов и методов психолого-педагогической помощи ребенку. |
Дефектолог |
В течение года (по мере необходимости) |
3. |
Родительские собрания. |
«Давайте познакомимся». Специфика работы и т.п. Организация собраний |
Дефектолог |
Сентябрь
В течение года |
4. |
Открытые занятия. |
Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики. Подбор познавательных занятий |
Дефектолог
|
В течение года
|
5. |
Родительские пятиминутки. |
Знакомство родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. |
Дефектолог |
Еженедельно (вторая половина дня) |
6. |
Анкеты. |
Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических наук. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка и семьи, основными приоритетами семейного воспитания для создания максимально благоприятных условий пребывания ребенка в группе с задержкой психического развития.
|
Дефектолог |
По мере необходимости |
7. |
Бюллетени |
Объявления, просьба, информация. Сообщения, чем будет заниматься группа в данном месяце, полезные советы.
|
Дефектолог |
По мере необходимости |
8. |
Педагогическая библиотечка. |
Ознакомление родителей с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам воспитания и обучения детей. |
Дефектолог |
По запросу родителей в течение года |
9. |
Консультации, беседы |
1. «Тревожат ли вас проблемы ребенка?» 2. «Пальцы помогают говорить». 3. «Подарите ребенку праздник!» 4. «Учимся говорить выразительно». 5. «Как снизить агрессивность детей?» 6. «Что бы не было ребенку скучно!» и т.д.
|
Дефектолог
|
Весь год |
Показатели результативности проведенной работы:
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с «проблемной» семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.
Примеры пословиц и поговорок, отражающих воспитательное влияние
старшего поколения на детей:
Молодость плечами крепка, старость – головою.
Стар, да дюж.
И стар, да удал – за двоих стал.
Стар, да умен – два угодья в нем.
Не красна старость годами, а красна летами.
Старик, да лучше семерых молодых.
Чем старее, тем правее.
Без старых не проживешь.
Мудрость тысячелетий
Фонвизин Д. И.
Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
Новиков Н. И.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Радищев А. Н.
Сковорода Г. С.
Белинский В. Г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.