«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды с учетом ФГОС ДО»
Оценка 5

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды с учетом ФГОС ДО»

Оценка 5
Документация
docx
дефектология
1 кл—7 кл
24.05.2020
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды  с учетом ФГОС ДО»
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
мо 8.docx

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение

"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды

с учетом ФГОС ДО»

 

 

методическое объединение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Т.В.Лысенко

 

 

 

 

Мичуринск 2017

 

         Вопрос организации предметно-развивающей среды учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.

         Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая

содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил

рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .

         Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

         Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

         В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

         Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

         Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и

разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

         Среда, окружающая детей, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма

каждого их них.

         В последнее время используется принцип интеграции образовательных

областей с помощью предметно- развивающей среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например:«Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

- показ действий с предметами и их называние;

- предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

         Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

         Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,

приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

         Таким образом, создавая предметно-развивающую среду, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

         Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для

коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей. Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации своей логопедической работы стремлюсь к тому, чтобы каждая встреча с детьми в логопедическом кабинете носила характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считаю, что моя логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как нетрадиционные, так и инновационные.

Моя работа в логопедическом кабинете функционирует по четырём направлениям:

1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или

ослаблению имеющихся нарушений.

2. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.

3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.

4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.

         Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета я разделила на несколько зон:

1. Зона консультативной работы.

2. Зона организационно-планирующей деятельности: помогает эффективно

организовать профессиональную деятельность.

3. Зона диагностики и коррекционной работы.

Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположен стол для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с

дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально

подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона

способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.

4. Зона коррекции звукопроизношения: оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

5. Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том

числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.

         Применение совместного творческого подхода воспитателей и учителя-логопеда к созданию предметно-пространственной развивающей   среды дает широкие возможности для формирования детской инициативы и самостоятельности, способствует речевому и коммуникативному сопровождению детской деятельности, соответствует требованиям ФГОС ДО.

Список источников

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.


 

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды с учетом

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок" «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя для создания игровой развивающей среды с учетом

Вопрос организации предметно-развивающей среды учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально

Вопрос организации предметно-развивающей среды учреждения на сегодняшний день стоит особо актуально

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений

Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020