Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.
Взаимодействие классного руководителя и семьи.
Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том,
что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии
и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия
лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и
терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям
объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств,
которые необходимы для его самоопределения и самореализации в
случае неудачи.
Сотрудничество школы и семьи это результат целенаправленной и
длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего,
предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание
особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Семья рассматривается, как начальная структура членов общества,
связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и
несущих друг за друга моральную ответственность.
Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и
сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном
понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях.
Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических
навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей.
Влияние старшего поколения снижается, остаются не востребованными
их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек
и дедушек; основательно утрачены традиции народной педагогики, которые
отличают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит
поперёк лавки, а не вдоль»;
происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения
детей и взрослых, особенно в крупных городах;
осложнение семейного воспитания изза обострения социальных и
экономических трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий
прожиточный минимум и.т.д.);
гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются
просмотром телепередач политического или художественного характера
(в виде различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их
воспитание не остаётся времени;
Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы
оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и
организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей,
которые классифицируются:
по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и
бездетные;
по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные
(родители и дети), межпоколенные (дети, родители и родители
родителей);
неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не
зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов
показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых
родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и
даже предопределяют их судьбу.В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру
взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:
идеальная;
средняя;
негативная или скандально раздражительная.
Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:
гармоничная;
распадающаяся;
распавшаяся;
неполная.
У педагогов практиков деление семей принято на «благополучные» и
«не благополучные». Их признаки:
в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно
благополучное материальное положение, занимаются вопросами
воспитания детей;
«формальноблагополучные» : благополучие нередко носит видимый
характер и определяется лишь анкетными данными, семья не занимается
воспитанием детей;
«неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты
воспитания постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в
душе ребёнка, это делают его ущербным, он не может найти своё место в
семье, а потом и в жизни;
рождается новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и
сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях
наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть
успешной, если все положительно настроены на совместную работу,действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят
итоги деятельности.
Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и
организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе
с помощью специальных методик и составления программ его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть
дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы
на потребности, запросы
взаимодействия, надо ориентироваться
родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к
делам школы, класса.
Основными формами работы с семьёй являются: групповые и
индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по
вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе,
консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо
готовиться.
Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в
педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше
узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на
их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно
рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить
взаимоотношения педагога с семьёй.
Такая форма может использоваться в зависимости от условий,
особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике классный
руководитель, воспитатель, педагог использует эту форму с семьёй,
желательно соблюдать следующие условия:
не приходить в семью без предупреждения и согласования времени
визита; не планировать свой визит более чем на 5 10 минут (чтобы не быть
обременительным);
не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут
растеряться, придите им на помощь примерно следующими словами:
«Разрешите раздеться. Где у вас можно присесть и поговорить»;
не поучайте родителей, а советуйте;
желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму
и содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители,
пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).
педагогического консультирования могут стать
Предметом
рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей
литературы, раскрывающей различные аспекты семейного воспитания
детей (традиционные приемы и методы воспитания, специфика
воспитательной работы с учетом современных условий и др.). Родителям
следует рекомендовать публикации о закономерностях психического
развития, о факторах способствующих личностному росту, о саморазвитии
и самовоспитании личности. Родителям желательно знать особенности
детей с отклонениями в развитии, так как именно они нередко являются
причиной их девиантного поведения. Система знаний о ребенке как о
субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных
факторов развития, о
особенностях с учетом
закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет
социальных
родителям оптимально строить отношения со своими детьми.
Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие
отношения в семье детей и родителей, существующую систему
образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям
сориентироваться
учебного заведения, воспользоваться
услугами учреждений дополнительного образования. Им необходимо
в выборевнешкольной
научиться оказывать помощь ребенку в организации
деятельности, развивающей память, мышление, воображение, внимание,
обогащающей его духовно. Ведь организация разумного, полезного досуга с
учетом склонностей и способностей детей является проблемными
вопросом для многих семей.
Продолжается процесс реформирования образования. Родителям важно
быть в курсе тех изменений, которые происходят в школе.
Например, иметь представление о новом базисном учебном плане, о
государственных школьных образовательных стандартах, которые
определяют образовательный минимум, о новых видах школ (гимназия,
лицей, колледж, образовательный комплекс детский сад школа, школа
вуз). Всё это может быть содержанием бесед педагога с родителями, в
процессе которых даются рекомендации по самостоятельному изучению
ими соответствующей литературы.
Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводится
и в школе. Здесь и консультации могут быть более длительными. Однако
и они требуют соблюдения определённых условий. Нельзя в приказном
порядке, в форме: «Родители, срочно придите в школу!» вызывать
родителей для беседы. Следует считаться со служебной занятостью
родителей. Поэтому письменное приглашение в школу лучше выразить
следующим образом: «Уважаемые родители! Возникла необходимость
побеседовать о вашей дочери (сыне). Сообщите, пожалуйста, когда вы
можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: вторник и
среда (после занятий) или в субботу с 9 до 14 часов. С уважением...»
Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у
пробегающих мимо учеников и проходящих учителей. Для беседы
консультации родителей следует пригласить в класс, учительскую или
школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем
самым, создавая минимум комфорта.Во время беседыконсультации в школе появляются дополнительные
возможности для рекомендации психологопедагогической литературы с
демонстрацией некоторых публикаций, для совместного прослушивания
аудиозаписей с выступлениями современных учёныхпедагогов, анализа
данных классного журнала.
Групповые формы.
Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские
собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании.
взаимодействия имеет стиль общения
Существенное значение для
педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании
должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого
происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск
решения возникающих проблем.
Каждое родительское собрание требует от классного руководителя
тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для
того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, участии
родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить по
проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть
книги или использовать домашние сочинения детей.
Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить
выставку творческих работ, выпустить спец. тематическую газету,
подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей
по теме).
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце
встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток
(краткие выводы по обсуждаемой теме).
1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.
2. Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было «на
равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.3. Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности,
цели, методы, традиции их семейного воспитания.
4. В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями
от официального до доверительного.
5. Переход к доверительному общению с родителями лучше всего
начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться...», «Я
хотел бы согласовать с вами наши действия...», «Мне нужна ваша
помощь...».
6. Обсуждая с родителями проблемы обучения, воспитания их сына
(дочери), ищите наиболее рациональное, взаимоприемлемое решение,
а не акцентируйте внимание только на проступках и негативных
ситуациях.
7. Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.
Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по
обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов;
диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами
(медиками, психологами, юристами).
Классный руководитель привлекает родителей к управлению
работой школы и к организации деятельности классов, что
предполагает:
обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни
школы.
участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в
подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий,
выходов в театр, музеи.
помощь в оформлении.
ремонт кабинета.
ведение кружков. создание органов самоуправления (родительский комитет, совет дел,
проблемные группы).
Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе
планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного
года. Одной из главных задач классного руководителя способствовать
единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и
детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию
навыков их совместной деятельности и общения.
С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи»,
конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и
дочерей, отцов и сыновней, праздник близнецов, выставки семейных
творческих работ. Могут проводится совместные творческие встречи, где
рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей
семьи.
Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов,
привлекает родителей к организации кружков и других объединений по
интересам.
Педагогу важно создавать ситуации для воспитания
уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут
способствовать:
поздравления с праздником, с днём рождения (подарки, сюрпризы);
сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
рассказы о профессиях своих родителей;
творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям;
организация выставок результатов труда родителей.
Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми
основами семейного воспитания детей: с конституцией страны,
законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защитедетства. Важное место среди документов занимает Международная
Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989г.
Семь правил семейной жизни.
1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия,
взаимопонимания и гармонии.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль и тон общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехов все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремится проводить воскресные дни вместе желательно на природе.
Естественно, этих правил значительно больше. В хорошо организованных
семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает Например, в
обязанность матери входит приготовление завтрака, обеда и ужина, а отец (мы
имеем городскую семью) берёт на себя какуюто другую часть работы по
дому. Постоянные поручения есть и у детей : ктото ходит в магазин за
хлебом и другими продуктами, ктото делает уборку в квартире. Для детей
также могут, сформированы некоторые правила поведения. Приведём в
качестве примера некоторые из них.
Правила поведения детей в семье.
1. Почитай мать и отца.
2. Проявляй к родителям внимание.
3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной
ситуации.
4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.
5. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к
родителям в крайнем случае.
6. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудно выполнимые
требования.
8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.
Одной из целей воспитания создания условий для творческой
самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической
сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и
юношеские годы, не найдёт возможности заявить о себе, само реализовать все
свои растущие силы, способности, то он не проявляет себя на пределе своих
творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте,
художественного, технического и других видов
в различных видах
творчества, человек не мобилизует свои силы и способности, следовательно,
не развивает себя.
§2.Роль музыкального искусства в эстетическом воспитании.
Содержание воспитания в семье обуславливается генеральной целью
демократического общества. Семья обязана формировать физически и
психически здоровую, нравственную, интеллектуальную развитую личность,
готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются
известные направления физическое, нравственное, интеллектуальное,
эстетическое и трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования
детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном»,
существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние
эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество
ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их
внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического
отношения к действительности.Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному
восприятию «прекрасного». Оно может проявляться не только по отношению
к природе или произведению искусства.
В процессе эстетического воспитания используют художественные и
литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, народный
фольклор.
«Чувство изящного, писал В.Г. Белинский, есть условие человеческого
достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума,
остается один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни,
для мелких расчётов эгоизма.
... Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную
пьесу , а в романе сказку, годную для занятия от скуки, тот не человек ...
Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».
Эмоциональное (эстетическое) воспитание один из базовых компонентов
цели воспитания и воспитательной системы, обобщающих развитие
эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи
эстетического воспитания, можно условно разделить на две группы
приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.
Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям,
а вторая активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи приобщения:
формирование эстетических знаний;
воспитание эстетической культуры;
овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
формирование эстетического отношения к действительности.
развитие эстетических чувств;
приобщение человека «прекрасному» в жизни к природе, труде.
развитие потребности стороны жизни и деятельность по законам красоты; формирование эстетического идеала;
формирование стремление быть прекрасным во всём: в мыслях, делах,
поступках, внешнем виде;
Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное
участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками;
практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в
творческих объединениях, группах, студиях и.т.п.
Задачи современного искусства.
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью
человеческой деятельности, что личность человека может полностью
раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В
воспитании современного человека наряду с наукой искусство занимает
важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и
человеческого содружества, развивает его творческие способности. Стремясь
к воспитанию современного человека, необходимо позаботится о развитии его
эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей
жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.
Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью
системы воспитания подрастающего поколения.
Нельзя говорить об эстетическом воспитании всего народа без учёта
возрастного развития человека. С раннего детства у ребёнка воспитывается
способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и
искусстве, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Ребёнок
приобщается к художественной деятельности. У него вырабатываются
определённые отношения к природе, труду, общественной жизни, быту,
ребёнок учится видеть в них прекрасное и самостоятельно создавать его.
Частью эстетического воспитания является художественное воспитание,
осуществляемое средствами искусства.Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, вопервых,
всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа
в труде и стремлении к миру в художественных образах. Вовторых, влиять
посредством художественных произведений искусства на чувства и мышления
людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему,
воспитывать их мировоззрение.
Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания
окружающего мира, а с другой стороны средством воспитания.
Современному обществу нужны люди, откликающиеся на красоту жизни.
А подлинная красота всегда человечна, гуманистична. Она облагораживает
человека, делает его лучше, выше, чище. Человеческая личность не отделена
от общественного прогресса, а он, в свою очередь, не отделим от гуманизма.
Только в обществе, построенном на подлинно гуманистических началах,
может быть сформирован поистине прекрасный человек.
Ещё Н.Г.Чернышевский писал: «...прекрасное есть жизнь; прекрасно то
существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по
нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь
или напоминает нам о жизни».( )
Подлинный прогресс и гуманизм должны быть неразделимы. И высшей
целью искусства является всестороннее развитие личности, гармоническое
объединение её с общественной историей, человеческом одухотворение
научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чём же заключается
красота искусства? Красота искусства заключается, прежде всего, в
содержании, правдиво отражающем действительность, утверждающем
«прекрасное» в действительности. Красота искусства проявляется в форме,
созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства
заключается в соответствии содержания и формы. Только всё это в целом
характеризует красоту искусства любого вида. Примером единства
содержания и формы в музыкальном искусстве могут служить такиепроизведения, как VI симфония П.И.Чайковского, оперы «Жизнь за царя»
«Псковитянка»
М.И.Глинки,
«Борис Годунов» М.П.
Мусорского,
Н.А.Римского Корсакова, «Князь Игорь» А.П.Бородина и др.
Основное внимание искусство уделяет человеку, его деятельности и
внутреннему миру. Эстетическое освоение действительности средствами
искусства осуществляется в процессе творческой работы. Создавая
произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует,
мобилизует свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познаёт данное
явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает.
Музыка как один из видов искусства.
Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на
человека уже в первые годы его жизни, занимает большое место в его общем
культурном развитии. Музыка постоянный спутник человека во всей его
жизни. Она по выражению Стендаля, является единственным искусством,
проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже
переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды
неоднократно подчёркивали, что работу по музыкальноэстетическому
воспитанию надо вести систематически, что оно должно входить составной
частью в ту деятельность, которую ведут педагоги по воспитанию
гармонически развитого человека. В этом процессе особенно большое
значение имеет музыкальная работа с детьми. «Уровень музыкальной
культуры подрастающего поколения в настоящее время во многом зависит от
решения проблем эстетического воспитания и образования. Недооценка роли
музыкальной культуры в формировании личности в годы застоя породила
дисгармонию в формировании духовного мира молодёжи, отрицательно
сказалась на развитии эмоциональной сферы, играющей важную роль в
трудовой, общественной и личной жизни человека».( )Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки
развивается его художественное восприятие, богаче становится переживания.
Воспитывая всесторонне развитых людей физически совершенных,
духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного
внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и
любви к музыке. Вызванные в детстве, они оказывают большое влияние на
дальнейшее музыкальное развитие человека, препятствует образованию
дурных навыков и вкусов, устранить или изменить которые значительно
труднее, чем воспитать хороший музыкальный вкус.
Музыка величайший источник эстетического и духовного наслаждения.
Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает
эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она
способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии,
но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими
целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического
воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к
деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и
эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви
к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального
вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной
деятельности, т.е. развитие художественно творческих способностей детей.
Воздействие на чувства и мысли людей, музыка способствует
эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её
преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка
музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение
человека, направляет и изменяет его.
Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности
показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействиемокружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний
отражает породившую их жизнь». Музыка не дает новых конкретных
фактических знаний, но она может углубить имеющиеся знания, эмоционально
насытив их.
Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе.
Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты
действительности и искусства, формирования эстетического отношения к
жизни. Творческая, художественная деятельность учащихся получает
дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во
внеурочное время, на основе добровольного выбора по интересам,
продолжается углублённое формирование у детей эстетического отношения к
искусству и действительности; духовное обогащение их личности;
организация свободного времени; регулирования восприятия влияний средств
массовой информации.
В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль
играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из
деятельных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для
самовыражения личности. Ребёнок в процессе жизни и учения стремится
обогатить свой опыт, выразить себя, своё понимание происходящих событий,
проявить творческую активность.
Самодеятельность интенсивно рассматривает опыт жизненных и
эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания
совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению
серьёзного художественного творчества. Художественная самодеятельность
является так же действенным средством развития эмоциональной сферы
ребёнка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или
театрального творчества школьники развивают своё воображение,
расширяется и обогащается и углубляется сфера эмоциональных
переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможностьпрактически управлять развитием эстетических чувств детей путём
видов
специального подбора содержания произведений искусства,
художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с
секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и
закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от
участия в творческом труде.
Внешкольными учреждениями, осуществляющие эстетическое воспитание
учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание
средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест. Широко
представлены кружки и студии: хоровые, театральные, хореографические,
музыкальные и.т.д. Основные задачи кружковых занятий научить детей
любить и понимать искусство, развить их художественные способности и
вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение,
занятие в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студий
пробуждает у школьников любовь к музыкальному, изобразительному
искусству, обогащает духовный мир учащихся; формирует их чувства, мысли
вкусы идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое
визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и
поведения. Главная всеобщая задача духовное обогащение детей,
формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.
В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно
действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы
культуры, а также музыкальные театральные и художественные студии. В
творческих фондах писателей, художников, композиторов, театральных
деятелей активно работают специальные комиссии по эстетическому
воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и
подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных
устраивают
исполнителей,
высококвалифицированных музыкантов;
передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей,например, «Художники малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди»,
«Тема труда в изобразительном искусстве», проводят праздники детской
книги, театра и кино.
Органами народного образования, детскими и юношескими
общественными организациями и творческими фондами организуются недели
детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни.
Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с
условиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и все
сторонне развитой личности.
Развитие интереса к музыке у детей в семье .
Проблема интереса принадлежит к числу наиболее важных для
практической педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают,
что интерес содействует общему психическому и умственному развитию
ребёнка, расширению его кругозора. Знания, приобретённые с интересом,
оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с большим
успехом использованы в самых разнообразных условиях. Увлечённость
побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний. Под его
влиянием заметно изменяется весь характер деятельности. Она становится
активной, творческой, радостной, углублённой.
Музыкальная педагогика придаёт пробуждению желания заниматься
музыкой огромное значение. Его наличие это залог подлинного
музыкального воспитания, а вместе с тем и формирование творческой
личности.
На наш взгляд, семья может оказать значительную помощь школе в
воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготовить для его
формирования. Об этом ярко свидетельствуют результаты различныхсоциальнопсихологических исследований. Они показывают, что очень многие
ребята полюбили её благодаря родителям.
Благотворность влияния семьи на развитие интереса к музыке и
творческих способностей ребёнка подтверждают биографии многих
музыкантов. Свои первые впечатления связывают с семьёй М.И.Глинки, А.Г. и
Н.А.Римский
Н.Г.Рубенштейны,
А.С.Даргомыжский,
П.И.Чайковский,
Корсаков, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович. Они отмечают, что домашние
музыкальные вечера, царившая на них атмосфера любви и уважения к
искусству вызвали в них заинтересованность музыкой, воспитали преданность
ей.
Музыкальное воспитание в семье имеет глубокие исторические корни.
Возникнув в эпоху Петра, во второй половине XVIII в., оно вошло в круг
воспитания дворянских семей, даже среднего сословия. Более того, умение
владеть какимлибо музыкальным инструментом становится почти
обязательным. Известный в то время композитор М.И.Бернарди в 1844 г.
отмечает, что в России каждая девица учится играть на фортепьяно.
Домашние музыцирование, которое начиналось обычно ещё до
поступления в школу и продолжалось затем параллельно школьным занятиям,
играло значительную роль в приобщении к музыке молодых людей XIX и
начала XX в., воспитывало у них любовь к искусству.
Русская теоретическая мысль уделяла вопросам семейного музыкального
воспитания большое внимание Д.И. Писарев, Н.В. Шемунов, В.П.
Острогорский, А.П.Юдин, В.В. Демьянский сделали ряд выводов, интересных
и полезных для современной практике домашнего музыкального воспитания:
а) домашнее музыкальное воспитание не должно сводится лишь к обучению
игре на музыкальном инструменте. Большое внимание следует уделять
воспитанию эстетических потребностей, вкусов, интересов у детей, развитию
их творческих способностей, формированию социальных чувств и
стремлений;б) Полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство
со стороны родителей;
в) в домашнем музыкальном воспитании, как и воспитании вообще, очень
важен учёт возрастных особенностей детей.
В настоящее время проблема участия семьи воспитании у ребёнка
интереса к музыке приобретает особую остроту. Это прежде всего связано с
бурным развитием средств массовой коммуникации. Никогда ещё музыка не
была столь доступна во всём своём многообразии буквально каждому.
Широкое распространение телевизоров, магнитофонов, компьютеров
сместило акцент в потреблении музыки на индивидуальные формы. Это в
определённой мере благотворно влияет на развитие личности, повышая
систематичность восприятия музыки и увеличивая избирательность к
производителям искусства. Но, однако не следует забывать и об
отрицательных сторонах этого процесса. Содержание домашнего слушанья
музыки, его интенсивность и качеств, в отличии от общественного, в гораздо
меньшей степени подвергается контролю и регулированию. Кроме того,
учитывая данные социологов о превалировании в музыкальной продукции
произведений развлекательного жанра, нельзя оставлять без внимания и то,
домашнее потребление музыки в ряде случаев может и не привести к
действительному развитию личности.
Во избежании формирования потребительского отношения к искусству и
односторонности развития музыкальных предпочтений подрастающего
поколения, семье необходимо активно включатся в воспитание у детей
интереса к художественно ценным музыкальным произведениям. Выполнение
этой задачи, во многом новой и сложной для современных родителей, требует
от них определённой педагогической подготовленности.
Основные усиления в наделении родителей музыкально педагогическими
знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим
воспитательным институтом, в котором работает профессиональныепедагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные
использовать не только современные научные данные, но и свои ежедневные
наблюдения за детьми, опыт работы с ними.