Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида для детей с ограниченными возможностями здоровья Альметьевского муниципального района РТ
Доклад на тему:
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях.
Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
Подготовила воспитатель:
Шарипзянова Р.Р.
Альметьевск,2017
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Вот уже 22 года ежедневно наша школа – интернат открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционное учреждение создано для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметнопрактической деятельности.
Во многих ситуациях нашим родителям нужна поддержка. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Целью и задачами коррекционно–развивающей работы по данным направлениям являются:
• оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;
• создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в общеобразовательном учреждении;
• оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель – ребенок».
В настоящее время в педагогической практике наши педагоги используют различные формы взаимодействия, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщают родителей к делам школы, класса.
Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, проводится по следующим направлениям.
Первое, направлено на ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях и потребностях развития собственных детей и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности.
Второе, направлено на изучение и коррекцию родительских социально– психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.
Третье предполагает: ознакомление родителей с содержанием коррекционно– педагогической работы в школе-интернате.
Четвертое, предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.
Пятое предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, и потому именно классный руководитель и воспитатель должны инициировать взаимодействие с родителями. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психологопедагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».
Правила работы с родителями:
- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Большинство родителей - союзники и помощники школы,( Ишковы, Мартыновы, Зиннуровы) но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично.(Зиганшины) Эти родители за помощью к учителям не приходят. В этом случае педагоги настойчиво ищут пути и средства воздействия на таких родителей по оздоровлению обстановки в их семье, изменения отношения к детям и методам воспитания.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Однако практика показывает, что некоторые родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума
Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
В своей работе мы используем следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
А также:
• участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
• проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Конечно невозможно обойтись и без индивидуальной работы с семьями.
В этом учебном году активно использовали индивидуальные формы взаимодействия с семьёй Зиганшина Данила ( привлечение родителей к выполнению домашних заданий, уменьшение пропусков посещения),
Не остается без внимания и такая форма взаимодействия семьи и школы как дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, и т.д. Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной.так как введена электронная форма дневника. Но пока еще не все родители пользуются этой формой. Электронный дневник удобная современная форма связи с родителями обучающихся нашей школы.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогам необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психологопедагогическое просвещение родителей. Педагоги нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией.
Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. Яркими мероприятиями с участием родителей учащихся такие праздники как концерт и конкурс «Мамы умеют всё», посвященный Дню Матери, 8 марту, конкурсы новогодних , осенних поделок, соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
В ходе воспитательной работы мы отмечаем, поощряем положительную инициативу родителей при проведении дел в классе: объявляем благодарности, оформляем благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам учебного года. В нашем классе это родители Мартынова Артура, Зиннурова Ислама и Ишковой Софии.
Одной из активных форм участия родителей в жизни школы-интерната коррекционно-образовательном и воспитательном процессе является деятельность общего, школьного и классного (группового) родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе помогает им:
— - увидеть мир с позиции ребенка;
— - относиться к своему ребенку как к равному себе;
— - знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;
— - проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
— - поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
✓ педагогическому такту и этике взаимоотношений;
✓ педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
✓ педагогическому просвещению родителей; ✓ умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
✓ единству требований школы и семьи.
Таким образом, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Педагогический опыт ценен там, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями.
В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.
Для педагога современной школы умение нешаблонно думать, искать нетрадиционные подходы к «вечным» проблемам гораздо важнее объема знаний. И в современных условиях конкуренцию на рынке образовательных услуг выдерживает та школа, основу коллектива которой составляют квалифицированные, творчески работающие педагоги.
Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи.
Школа – дом второй, семья вторая, Поэтому и связаны они.
Ведь семье в учебе роль большая Стала отводиться в наши дни.
Эта связь все крепче и сильнее, И растет, и крепнет с каждым днем.
И учиться проще, веселее
Если в тесной дружбе мы живем.
Литература:
1. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.
2. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
3. Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
4. Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.
5. Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
6. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебнометодическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 224 с.
7. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм.
и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.