"Взаимодействие семьи и школы в современных условиях"
Оценка 4.9

"Взаимодействие семьи и школы в современных условиях"

Оценка 4.9
Работа с родителями
pdf
воспитательная работа +1
Взрослым
14.06.2017
"Взаимодействие семьи и школы в современных условиях"
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития. Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Доклад педсовет - копия.pdf

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида для детей с ограниченными возможностями здоровья  Альметьевского муниципального района РТ

   

 

Доклад на тему:

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях.

 Формы и методы работы педагогического коллектива  по взаимодействию школы и семьи»

 

 

 

  

 

 

                                                                                       Подготовила воспитатель:

                                         Шарипзянова Р.Р.

 

Альметьевск,2017

 

 

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. 

Вот уже 22 года ежедневно наша школа – интернат открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционное учреждение создано для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметнопрактической деятельности.

   Во многих ситуациях нашим  родителям нужна поддержка. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Целью и задачами коррекционно–развивающей работы по данным направлениям являются:

      оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;

      создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в общеобразовательном  учреждении;

      оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми, в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

В настоящее время в педагогической практике наши педагоги используют  различные формы взаимодействия, ориентируясь  на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщают родителей к делам школы, класса.

Вся коррекционно–развивающая работа с семьей, проводится по следующим направлениям.

Первое, направлено на ознакомление родителей с результатами диагностики психофизического развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно–педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях и потребностях развития собственных детей и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности.

Второе, направлено на изучение и коррекцию родительских социально– психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.

Третье предполагает: ознакомление родителей с содержанием коррекционно– педагогической работы в школе-интернате.

Четвертое, предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей.

Пятое предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, и потому именно классный руководитель и воспитатель должны инициировать взаимодействие с родителями. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психологопедагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

Правила работы с родителями:

-   к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;

-   общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

-   изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

-   изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Большинство родителей - союзники и помощники школы,( Ишковы, Мартыновы, Зиннуровы) но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично.(Зиганшины) Эти родители за помощью к учителям не приходят. В этом случае педагоги настойчиво ищут пути и средства воздействия на таких родителей по оздоровлению обстановки в их семье, изменения отношения к детям и методам воспитания.

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье  закладываются корни, из которых вырастают потом и  ветви,  и  цветы,  и  плоды.   На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».

     Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный  на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.

Однако практика  показывает,  что  некоторые  родители   испытывают  трудности  в установлении  контактов  с  детьми. Школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.

В своей работе мы используем следующие направления взаимодействия семьи и школы:

1.            Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2.            Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3.            Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4.            Взаимодействие с родительским комитетом.

5.            Совместная деятельность родителей и учащихся.

6.            Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7.            Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

А также:

     участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;  

     проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;

Конечно невозможно обойтись и без индивидуальной работы с семьями. 

В этом учебном году активно использовали индивидуальные формы взаимодействия с семьёй Зиганшина Данила ( привлечение родителей к выполнению домашних заданий, уменьшение пропусков посещения), 

Не остается без внимания и такая форма взаимодействия семьи и школы как дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, и т.д. Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной.так как  введена электронная форма дневника. Но пока еще не все родители пользуются  этой формой. Электронный дневник удобная современная форма связи с родителями обучающихся нашей школы.

Иногда даже телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, педагогам  необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.

К групповым формам работы с семьёй мы относим психологопедагогическое просвещение родителей. Педагоги нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, лекции, встречи с учителями - предметниками, администрацией.

Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях.  Яркими мероприятиями с участием родителей учащихся такие праздники как концерт и конкурс «Мамы умеют всё», посвященный Дню Матери, 8 марту, конкурсы новогодних , осенних поделок,  соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. 

В ходе воспитательной работы мы отмечаем, поощряем  положительную инициативу   родителей при проведении дел в классе: объявляем благодарности, оформляем благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам учебного года. В нашем классе это родители Мартынова Артура, Зиннурова Ислама  и  Ишковой Софии.

Одной из активных  форм участия родителей в жизни школы-интерната коррекционно-образовательном и воспитательном  процессе является деятельность общего, школьного и классного (группового) родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе помогает им:

  - увидеть мир с позиции ребенка; 

  - относиться к своему ребенку как к равному себе; 

  - знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;

  - проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; 

  - поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести 

Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

педагогическому такту и этике взаимоотношений;

педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

педагогическому просвещению родителей; умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

единству требований школы и семьи.

 

Таким образом, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

Педагогический опыт ценен там, что он реален, работает на практике. Он является отражением выработанных форм и методов работы школы с учениками и их родителями.

В практическом отношении хотелось бы отметить педагогический опыт в сфере оптимизации взаимоотношений школы и родителей. Современные педагоги к данному вопросу подходят не с формальной стороны, а с точки зрения практической полезности и ценности, они заинтересованы в налаживании контактов с родителями. Чем лучше будет налажен диалог между школой и семьей, тем успешнее будет осуществляться процесс воспитания подрастающего поколения. И успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий школы и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения.

 

Для педагога современной школы умение нешаблонно думать, искать нетрадиционные подходы к «вечным» проблемам гораздо важнее объема знаний. И в современных условиях конкуренцию на рынке образовательных услуг выдерживает та школа, основу коллектива которой составляют квалифицированные, творчески работающие  педагоги.

Союз «ШКОЛА-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Это сотрудничество – результат огромных усилий и творчества двух сторон –  школы и семьи.

Школа – дом второй, семья вторая, Поэтому и связаны они.

Ведь семье в учебе роль большая Стала отводиться в наши дни.

Эта связь все крепче и сильнее, И растет, и крепнет с каждым днем.

И учиться проще, веселее

Если в тесной дружбе мы живем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2002.

2.     Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

3.     Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

4.     Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М. “Школьная пресса”, 2002.

5.     Щуркова НЕ. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.

6.     Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебнометодическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 224 с.

7.     Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 03.12.2011, с изм.

и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

 

 

 

 

 

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания

Ч етвертое , предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т

Ч етвертое , предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений

Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений

Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной

Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной

Таким образом, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными

Таким образом, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными

Литература: 1. Лизинский

Литература: 1. Лизинский

"Взаимодействие семьи и школы в современных условиях"

"Взаимодействие семьи и школы в современных условиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2017