Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех государственных и общественных структур. Все согласны с этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья на школу и улицу, общественность - на школу, семью и улицу и т.д.
Социальная педагогика имеет свои цели, содержание, структуру, которые выходят за пределы детского возраста, охватывает непосредственным влиянием людей всех поколений. Её место действия не только школа, семья, двор, но в целом социум или микросоциум.
Взаимодействие школьного социального
педагога с другими работниками школы и с
семьями учащихся
Чтобы обеспечить разностороннее развитие личности
каждого ребенка, необходимы усилия всего общества, всех
государственных и общественных структур. Все согласны с
этой мыслью, а школа до сих пор кивает на семью, семья
на школу и улицу, общественность на школу, семью и
улицу и т.д.
Социальная педагогика имеет свои цели, содержание,
структуру, которые выходят за пределы детского
возраста, охватывает непосредственным влиянием людей
всех поколений. Её место действия не только школа,
семья, двор, но в целом социум или микросоциум.
В центре всех общественных интересов стоит
личность. Значит, и социальная педагогика может
выполнить свое назначение при условии, если создает
ситуацию, в которой возможны будут в окружающей среде
деятельность, отношения и общения этой личности.
Кому под силу пробудить потребности, интеллект,
эмоции, волю, духовную сферу личности? Одной семье? Она
поглощена
бытом,
материальными
проблемами.
Координировать условия разностороннего развития
личности вот главная функция социального педагога и
социальной педагогики.
Социальный педагог это новая должность,
предназначенная для профессионала, компетентного
специалиста, конкретного субъекта воспитательной
системы. Он не похож на школьного учителя или другогоработника образовательной системы. Ему приходится
действовать непосредственно, в среде, окружающей
личность общаться с семьей, “трудиться” на улице, где
нет привычной ситуации с привычным и определенным
школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.
Традиционно сложены взаимоотношения социального
педагога со школой, учителями. К сожалению, их часто
разъединяет борьба за власть над ребенком, амбиции
приоритетов и пр. Многое можно если не оправдать, то
объяснить не всегда положительными традициями школы.
Все это не совпадает со свободным выбором содержания и
форм жизнедеятельности ребенка во внешней для него и
для школы среде, где ценятся добровольность выбора и
самостоятельность действий, иной стиль отношений и
общения со взрослыми, между взрослыми и т.д.
Как ни важны социум и микросоциум, без школы
развитие личности осталось бы неполноценным, никем не
компенсируемым.
Вывод
банален:
необходимо
сотрудничество взаимодействие во имя интересов
ребенка, когда каждая сторона, уважая усилия другой,
творит свое дело, более никому не доступное. Методику
такого взаимодействия еще предстоит совершенствовать
ученым и практикам. Но вовсе не кажется парадоксальной
мысль, что судьба социального педагога во многом
зависит от школы и, наоборот, успех последней прямо
связан с умелыми действиями социального педагога.1
1 Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. 1992. № 5/6. С.45Современные процессы изменений в школьной
деятельности характеризуются усложнением позиционного
отношения к ученику. Традиционная для прошлой
педагогики схема: УчительУченик постепенно заменяется
гораздо более сложной позиционной схемой (см.
приложение № 1).
Таким образом, сегодня на одном материале работают,
как минимум, четыре позиционных места: учитель,
психолог, социальный педагог и социальный работник.
Деятельность социального педагога обращена, прежде
всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие
личности ребенка не может быть рассмотрено вне
социального контекста, однако задача социального
педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании
условий для развития его активного отношения к миру.
Социальный педагог, пользуясь результатами
деятельности психолога, работает с ребенком, прежде
всего, занимаясь непосредственно разработкой и
реализацией индивидуальной программы развития каждой
конкретной личности.1
1 Учитель социальный педагог социальный работник и их практическая деятельность: Сборник научных
статей. Тамбов: Издво ТГУ им. Г.Р.Державина, 1997 113с. стр.42