Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей старших групп

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное методическое пособие рекомендовано учителям-дефектологам, учителя-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам и заботливым родителям. Пособие направлено на ознакомление с окружающим миром, на развитие речи и развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Материал распределен по лексическим темам, поставлены темы и содержание работы. ...
Иконка файла материала взаимодействие дефектолога и воспитат..docx
Взаимодействие педагога­дефектолога с воспитателями  «Ознакомление с окружающим и развитие речи. Развитие диалогической речи». Старшая группа Тема Цели  Содержание работы 1 2 3 4 Наш детский сад Игрушки Золотая осень. Сезонные изменения в природе. Деревья и кустарники. СЕНТЯБРЬ ДИАГНОСТИКА Расширять представление о детском саде, его помещениях и работниках. Систематизировать знания детей об игрушках, закрепить в речи  обобщающее понятие игрушки. Совершенствовать умение описывать предмет по опорной схеме,  указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Уточнять и расширять словарь по теме: мяч, машина,кубики, мишка,  пирамидка, конструктор. Упражнять в употреблении предлогов (на, в; из) в составе простого  предложения. Закреплять в речи формы единственного и множественного числа имен существительных. Учить координировать речь с движениями. Развитие диалогической речи:  Учить детей учитывать возраст собеседника, ситуацию общения. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам. Систематизировать представление об осени как времени года. Учить замечать изменения в природе и описывать их: похолодание,  уменьшение продолжительности дня, частые продолжительные  дожди.  Познакомить с названиями осенних месяцев. Закреплять знания детей о красках осени.  Упражнять в сравнении деревьев и кустарников. Активизировать словарь по теме: осень, береза, рябина,дуб, клен, осина, Загадки о игрушках «Узнай игрушку по описанию» «Узнай игрушку на ощупь» «Назови ласково» «Подбери признак» какой? Какая? Какое? Составить описательный рассказ об игрушке «Какое время года?» Загадки «Повтори, не ошибись» дуб­рябина­береза, береза­ ель­дуб, клен­рябина­ель, береза­дуб­рябина. «Назови ласково» «Листья» Н.В.Нищева «С какого дерева лист и плод?» Составление рассказа­описания по плануель, сосна, дождь, туман, слякоть, ветер,листопад, хмурый,  дождливый, ненастный, хвойный,лиственный, дуть, желтеть,  опадать. Расширять представление о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью:  созревание плодов и семян, увядание цветов итрав, изменение окраски  листьев на деревьях икустарниках. Учить координировать речь с движением. Учить составлять предложения из 3­4 слов по сюжетной картинке. Развитие связной речи: учить отвечать на вопросы предложениями из 2­3 слов. Воспитывать бережное отношение к природе, учить замечать красоту природных явлений. ОКТЯБРЬ Познакомить с названием и внешним видом лесных ягод и грибов, учить  сравнивать их. Дать понятие съедобный – несъедобный.  Уточнить представление о значении леса в жизни человека. Расширять и активизировать словарь детей по теме: мухомор, боровик, подосиновик, подберезовик, земляника,малина,  черника, голубика, брусника, ядовитый,съедобный, спелый, душистый, собирать, прятаться,висеть заготавливать. Упражнять в образовании единственного и множественного числа существительных (одна ягода –малина, много  малины). Учить употреблять форму единственного и множественного числа существительных в предложном падеже. (Малина растет на кустах, в саду). Упражнять в составлении рассказа ­ описания из 3­4 предложений. Развитие диалогической речи: Учить точно выражать свои просьбы и вопросы. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить правильно называть предметы верхней одежды и обуви,  показывать и называть части одежды и обуви. 1 Лес. Грибы. Ягоды. 2 Одежда и обувь. Загадки «Что изменилось» «Разрезная картинка» «Один­много» Составление рассказа­описания Рассмотрите вместе с детьми предметы обуви, одежды; закрепите их названия.3 Огород. Овощи.  Активизируйте в словаре обобщающие понятие:  «обувь», «одежда» Поиграть в игры. Загадки о обуви, одежда Составить рассказы­описания 1.Рассмотреть с детьми натуральные овощи и  иллюстрации: моркови, капусты, чеснока, лука,  помидора, огурца, перца, картофеля. 2. Упражнение: «Придумай загадку» по  предложенному плану.   Учить   описывать   овощи,   называя   его   цвет,   форму, величину, вкус. 3. Загадки о овощах. Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (осенняя), умение правильно относить 4­5 предметов к обобщающему понятию одежда. Активизировать словарь по теме: одежда, обувь, плащ,пальто, куртка, комбинезон, перчатки, ботинки, сапоги;осенняя, теплая, резиновый;  завязывать, развязывать,чистить, обуваться, разуваться. Закреплять порядок одевания на прогулку. Упражнять в согласовании слов в предложении в роде и числе, в  образовании существительных с уменьшительно­ласкательными  суффиксами (пальто – пальтишко). Совершенствовать умение отвечать на вопросы одним словом,  словосочетанием, простым распространенным предложением, составлять небольшие рассказы­описания из 3­4 предложений. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к одежде и обуви. Закреплять знания об овощах, уточнять и расширять представление о них.  Учить выделять характерные признаки овощей, обследовать с помощью  зрительно­осязательно­двигательных действий, учить различать овощи  по вкусу. Обогащать словарь по теме: овощи, огород, грядка, помидор, огурец, капуста, свекла, морковь, репа, чеснок,лук,  картофель, горох, укроп; спелый, сочный, полезный,ароматный,  гладкий; убирать, собирать, заготавливать,рвать, копать, сушить,  солить. Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, фактуру, вкус; в согласовании  прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в употреблении предлогов (в, на) в составе простого  предложения. Учить составлять предложения с союзом а, с однородными членами. Упражнять в составлении рассказа­описания по опорной схеме. Развитие диалогической речи:  Уточнять интонацию вопроса с использованием вопросительных слов,4 Сад. Фрукты. Ягоды. 1 Дары осени. интонации побуждения (просьбы, предложения, совета) Воспитывать гигиенические навыки. Закреплять знания о фруктах, уточнять и расширять представление о них.  Учить выделять характерные признаки фруктов, обследовать с помощью  зрительно­осязательно­двигательных действий, учить различать фрукты  и ягоды по вкусу. Обогащать словарь по теме: фрукты, сад, ягоды, груша,яблоко,  апельсин, банан, слива, абрикос, персик, вишня,смородина,  крыжовник; спелый, сочный, ароматный;зреть, собирать,  заготавливать. Упражнять в использовании в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, величину, фактуру, вкус; в согласовании  прилагательных с существительными в роде, числе. Упражнять в употреблении предлогов (в, на) в составе простого  предложения. Учить составлять предложения с союзом а, с однородными членами.  Упражнять в составлении рассказа­описания по опорной схеме. Развитие связной речи: учить составлять предложения из 4­5 и более  слов по картинам, по демонстрации действия, на заданную тему. Воспитывать гигиенические навыки. НОЯБРЬ Обобщать и систематизировать представления о дарах осени. Учить употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, грибы. Закреплять умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по заданному признаку. Упражнять в употреблении предлогов (за, около, в, на, под) в составе  простого предложения. Упражнять в составлении рассказа­описания по опорной схеме. Развитие диалогической речи:  Учить отвечать на вопрос по­разному (полно или кратко), выбирать  подходящий вариант ответа. Воспитывать бережное отношение к природе. 1. Рассмотреть с детьми натуральные фрукты, ягоды и иллюстрации с их изображением. Познакомить с названиями фруктов, ягод. Закрепить в словаре обобщающее понятие «фрукты», «ягоды» 2. Дид. упр. «Назови ласково»: 4.  Упражнение «Опиши фрукт, ягоду, не называя его» по схеме: цвет, форма, величина, вкус. 3.  Дид. упр. «Один – много» 5. Загадки о фруктах, ягодах. Стихотворения о осени (можно выучить) «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку,  что возьмешь с собой для, того, чтобы не  промокнуть». Рассмотреть картину «Осень»2 Перелетные птицы. 3 Дикие животные и их детеныши.  Подготовка к зиме. Познакомить с перелетными птицами, их внешним видом, повадками.  Учить различать и называть птиц, знать, чем они питаются, какую пользу приносят. Упражнять в сравнении птиц, устанавливать сходство и различие между  птицами и их отличие от других животных. Обогащать словарь по теме: птицы, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, стая; перелетные, шумные,пестрые,  певчие, проворные; летать, зимовать. Ввести в активный словарь устойчивое словосочетание улетают в  теплые края. Упражнять в употреблении предлогов (около, в, на, под; за, перед) в  составе простого предложения. Упражнять в образовании существительных единственного и  множественного числа, уменьшительно­ласкательной формы  существительных. Закреплять умение составлять предложения с союзом а. Упражнять в составлении рассказа ­ описания по опорной схеме и  наводящим вопросам. Уточнять и расширять представление о диких животных. Отмечать характерные признаки диких животных и их детенышей. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло.  Обогащать представления об образе жизни диких животных: как  передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, готовятся к  зиме. Обогащать словарь по теме: дикие животные, детеныши,волк, заяц,  лиса, медведь, белка, еж, лось, берлога, логово,нора, дупло, глазищи,  усищи, мохнатый, бурый, серый,неуклюжий, косолапый, хищный,  трусливый, лисий,медвежий, заячий, волчий, зимовать, прыгать,  скакать, запасать, прятать, спасаться, заготавливать. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно­ласкательными и увеличительными значениями, единственного и множественного числа, притяжательных  прилагательных. «Узнай птицу по описанию» «Улетает­не улетает» (называем птицу, ребенок  говорит улетает она на зиму или нет) «Птичек стайка» пальчиковая гимнастика  И.Токмакова «Один­много» Составление рассказов 1.Рассмотрите   вместе   с   детьми   иллюстрации   с изображением диких животных: медведя, волка, лисы, зайца,   белки,   ежа,   лося,   кабана.   Предложите   детям назвать детёнышей животных. 2.       Обратите   внимание   на   строение   тела   диких животных,   наличие   острых   клыков,   зубов,   когтей, рогов, колючек и т.д. 3.    Закрепите  представления  о  том  где   живут  дикие животные: в норе, берлоге, дупле, логове и т.д;  кто как голос подаёт: медведь – рычит, волк – воет, кабан – хрюкает; кто что ест:  белка – орехи; мёд – медведь; грибы – ёж; кору – заяц. 4.     Побуждайте детей в использовании обобщающих понятий   «дикие»   и   «домашние»   животные.   Помогите сравнить диких, диких и домашних животных. Упражнение: «Что общего и чем отличаются».Закреплять употребление предлогов (за, около, в, на, под) в составе  простого предложения. Совершенствовать умение составлять загадкиописания, рассказы –  описания по опорной схеме. Развитие диалогической речи:  Упражнять в выборе наиболее подходящей формы ответа (полной или  краткой). Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость Уточнять и расширять представления о домашних животных.  Отмечать характерные признаки представителей домашних животных и  их детенышей. Обогащать представления об образе жизни домашних животных: как  передвигаются, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Учить выделять общие и отличительные признаки домашних животных. Обогащать словарь по теме: домашние животные, детеныши, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран,коза, кошка,  собака, ягненок, злой, умный, верный,пушистый, кудрявый, лохматый, рычать, лаять, мычать,хрюкать, доить, сторожить, перевозить. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно­ ласкательными и увеличительными значениями, единственного и  множественного числа существительных.  Учить образованию притяжательных прилагательных. Упражнять в употреблении предлогов (за, перед, около, в, на, под,) в  составе простого предложения. Совершенствовать умение составлять загадки ­ описания, рассказы ­  описания по опорным схемам. Развитие связной речи: развивать умение пересказывать небольшие  тексты по предложенному плану, составлять рассказы­описания и  загадки­описания по всем лексическим темам по предложенному плану. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Уточнять и расширять представления о домашних птицах: внешний вид,  чем питаются, какую пользу приносят. Учить находить признаки сходства и различия домашних птиц. 4 Домашние животные и их детеныши. 5 Домашние птицы                   Белка и лиса;                   Медведь и ёж;                   Волк и собака. Вспомни и назови домашних животных  Почему их называют домашними? Какую пользу они приносят людям? Назови детенышей домашних животных. «Один – много: теленок – телята, жеребенок ­ … и т.д.» «Расскажи о домашнем животном по схеме». Вспомни и назови домашних птиц и их детенышей. Где обитают домашние птицы?  Игра : «Один­много»1 Зима. Сезонные изменения в природе. Одежда. Обувь. Игра: «Кого мы видели во дворе? » «Какой голос» Рассказ­описание «Времена года» (найти среди картинок зиму) «Природные явления» Загадки «Большой­маленький» «Какой? Какая? Какое?» Рассказ­описание Обогащать словарь по теме: домашние птицы, петух,курица, гусь, утка, индюк детеныши, курятник, наседка,куриный, гусиный, утиный,  плавать, нырять, гоготать,крякать, кукарекать. Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний,  существительных единственного и множественного числа, с  уменьшительно­ласкательными суффиксами, в подборе притяжательных и относительных прилагательных. Развивать умение выразительно выполнять упражнения в играх­ имитациях, общую координацию движений. Учить отвечать на вопросы простым распространенным предложением.  Учить составлять и распространять предложение по сюжетной картинке. Развитие диалогической речи:  Учить сообщать о своих желаниях, наблюдениях и реагировать на такие  сообщения. Воспитывать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. ДЕКАБРЬ Уточнять и расширять представление о зиме, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их:  сокращение светового дня, морозы, снегопад, замерзание водоемов.  Познакомить с названиями зимних месяцев. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Активизировать словарь по теме: зима, зимняя одежда,мороз,  метель, снегопад, сугроб, шуба, шапка, шарф,варежки, валенки,  одежда, обувь; белый, снежный,пушистый, теплая, вязаная,  шерстяная; холодно, морозно,снегопад, дует ветер, метель, гололед. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблять уменьшительно­ласкательную форму существительных. Упражнять в подборе глаголов и прилагательных к существительному (ветер – дует ­ холодный, снег – кружится ­ пушистый) Упражнять в употреблении предлогов (из, за, перед; около, в, на, под) в  составе простого предложения. Упражнять в построении предложений по сюжетной картинке.2 Зимующие птицы. 3 Семья. Упражнять в составлении рассказа из 3­4 простых распространенных предложений о зиме по опорной схеме. Развитие диалогической речи:  Учить проявлять интерес к высказыванию собеседника. Учить замечать красоту природных явлений. Воспитывать чувственность к живой и неживой природе. Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках и  поведении.  Познакомить с условиями жизни птиц зимой. Активизировать словарь по теме: ворона, дятел, синица,сорока,  воробей, снегирь, голубь, корм, кормушка, помощь;голодный,  зимующая; замерзать, подкармливать, сыпать. Упражнять в сравнении птиц, устанавливать сходство и различие между  ними, используя союзы а, и. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно­ласкательными суффиксами, единственного и множественного числа. Развитие связной речи: совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по  демонстрации действий на заданную тему. Воспитывать желание заботится о птицах, подкармливать их в  кормушках Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, учить  определять степень родства, называть имена и отчества родителей.  Дать понятие о том, что у каждого в семье есть свои обязанности. Активизировать словарь по теме: семья, сын, дочь, родители, внук, внучка, любимый, нежный, строгий,молодой,  старший, младший, готовит, убирает,помогать, заботится. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, в  образовании притяжательных прилагательных папин,мамин, бабушкин,  в образовании существительных с уменьшительно­ласкательными  суффиксами, использовать в речи местоимения мой, моя, мои. Упражнять в пересказе короткого текста по опорной схеме, подбирать определения к одному объекту. 1.  Рассмотреть с детьми иллюстрации зимующих птиц. Повторить названия птиц. Закрепить в словаре обобщающее понятие «зимующие  птицы» 2.  Понаблюдать за птицами на прогулке. Побеседовать  о том, почему этих птиц называют зимующими, почему  они остаются зимовать, как взрослые и дети помогают  птицам пережить холодную зиму? 3.  Показать части тела птиц: туловище, голову, клюв,  крылья, ноги, хвост. 4. Загадки о зимующих птицах Упражнение «Расскажи о зимующей птице, не называя  её». Ребёнок рассказывает о зимующей птице по алгоритму:  цвет оперения, размер, где живёт, чем питается. Другие дети пытаются отгадать, о какой птице шёл разговор. Рекомендуется   поговорить   с   ребенком   о   семье (получить   ответы   на   вопросы):   С   кем   ты   живешь? Сколько   человек   в   твоей   семье!   Назови   всех   членов твоей   семьи.   (Кто   самый   старший,   кто   самый младший?) Предложить ребенку назвать свою фамилию, имя и отчество. Поиграть в игры4 1 2 3 Новый год в семье. Елочные игрушки и украшения. Развитие диалогической речи:  Учить проявлять инициативу в общении с детьми и взрослыми,  активизировать сформированные речевые конструкции. Учить задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. Воспитывать доброе отношение к членам семьи, уважение,  взаимопонимание и желание взаимопомощи. Уточнять и расширять знания о новогоднем празднике, его атрибутах. Активизировать словарь по теме: карнавал, хоровод, гирлянда, бусы, Снегурочка, дед Мороз, новогодний, праздничный, елочные, блестящие, стеклянные, наряжать, украшать, встречать, дарить. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, употреблять в речи уменьшительно­ ласкательную форму существительных, существительные в форме  единственного и множественного числа. Упражнять в построении простых распространенных предложений по сюжетной картинке. Упражнять в употреблении предлогов (из, за, перед, около, в; на, над,  под) в составе простого предложения. Упражнять в составлении рассказа из 3­4 простых распространенных предложений о зиме с опорой на картинный план. Воспитывать умение работать в коллективе. ЯНВАРЬ КАНИКУЛЫ ДИАГНОСТИКА Закрепить с детьми названия зимних праздников:  «Новый год», «Рождество».   Предложите детям придумать слова, относящиеся к  следующим  понятиям: «Новый год», «Снегурка»,  «Рождество», «Дед Мороз». Упражнение на развитие зрительного внимания: «Найди ёлочную игрушку по описанию». Сначала игрушку  описывает воспитатель, затем  ­ дети. Зимние забавы. Обобщать знания о времени года – зима. Уточнять и расширять представление о зимних развлечениях. Активизировать словарь по теме: катание, лыжи, санки,коньки,  ледянки, лед, горка, каток, лыжник, лыжня,снеговик, ком, снежный, липкий, ледяной, скользкий,зимний, замерзать, морозить, скользить. Знакомить со словами, родственными к: снег, зима, лед. Упражнять в согласовании прилагательных с Какое сейчас время года? Вспомни и назови признаки зимы. Какое время года было до зимы? Игра: «Расскажи о зиме по схеме» Игра: «Расскажи стихотворение по схеме» Игра: «Подбери словечко: зима­какая?»4 Наш дом. Мебель. существительными в роде, числе. Упражнять в составлении предложений с использованием простых  предлогов (из, за, перед, после, около, в, на, над, под). Упражнять в распространении предложений однородными членами. Учить составлять рассказ из 3­4 простых распространенных предложений по сюжетной картине по опорной схеме. Развитие диалогической речи:  Побуждать детей обсуждать знакомые сказки, рассказы, мультфильмы. Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать общую координацию движений, умение выразительно выполнять упражнения в играх­имитациях. Познакомить с частями дома – подъезд, лестница, лифт, квартира.  Уточнить назначение комнат в квартире. Уточнять и расширять знания об основных видах мебели и ее  расположении в квартире. Активизировать словарь по теме: дом, подъезд, лестница,лифт,  квартира, мебель, кресло, диван, кровать, шкаф,полка, столяр;  кирпичный, деревянный, многоэтажный;ставить, переставлять,  сидеть, лежать, вешать, строить. Учить образовывать прилагательные от существительных по признаку  назначения предмета – книжная, письменный,обеденный; по материалу – деревянный, кирпичный,каменный; сложные прилагательные из  числительного с существительным – одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, многоэтажный. Учить обозначать словами местоположение предмета по отношению к  себе – вверху, внизу, сзади, слева, справа;перед, за. Упражнять в употреблении предлогов (за, перед, после; около, в, из, на,  над, под) в составе простого предложения. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствовать умение составлять рассказы – описания о видах  мебели, составлять и отгадывать загадки ­описания о мебели. Воспитывать бережное отношение к мебели. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» Нарисовать картинку «Дома на моей улице» Загадки о мебели «Подбери признак» (стул какой?...) Упражнение для пальчиков Рассказ­описание о мебели1 Кухня. Посуда. 2 Продукты питания. ФЕВРАЛЬ Уточнять и обогащать представление о посуде. Познакомить с видами посуды – чайная, столовая, ее назначении и  материале, из которого она сделана; называть предметы чайной и  столовой посуды и ее частей. Дать представление об уходе за посудой. Активизировать словарь по теме: чашка, блюдце, тарелка,ложка,  вилка, нож, стакан, кувшин, чайник, сахарница,чайная, столовая,  глубокая, мелкая, стеклянная,пластмассовая, фарфоровая, грязная,  чистая, острый,тупой, наливать выливать, разливать,  ставить,поставить, переставить, готовить, мыть, разбивать, покупать. Учить образовывать сложные существительные по признаку назначения предмета – молочник, хлебница, сахарница,  конфетница, салатница, супница, масленка, солонка. Упражнять в употреблении предлогов (из, за, перед, после, около, в, на,  над, под) в составе простого предложения. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. Упражнять в составлении предложений с однородными членами (…, …,  …, ­ это чайная посуда). Совершенствовать умение составлять рассказ – описание отдельных  предметов посуды.  Составлять и отгадывать загадки о посуде. Развитие диалогической речи:  Учить задавать вопросы о предметах, не находящихся в поле зрения  ребенка, прошлых событиях, и отвечать на них. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды. Уточнять и расширять знания о продуктах питания: молочные, мясные, мучные.  Обогащать и активизировать словарь по теме: масло, молоко, сыр,  сметана, творог, мясо, колбаса, сосиска, макароны, вермишель; молочные,мясные,  мучные, мясной, гороховый, овощной, рыбный;дежурить, накрывать,  убирать. Рассмотрите иллюстрации посуды, закрепите названия предметов   посуды   и   попросите   показать   следующие части: носик, крышку, ручки, края (стенки), донышко… Формировать   у   детей   умение   использовать   в   речи обобщающее слово «посуда». Развитие  зрительной  памяти   и  внимания:   упражнение «Что изменилось». Загадки Составить рассказы­описания о посуде Поговорить с детьми о продуктах питания.  д\и  «Один­много», «Большой­маленький»,  «Посчитай­ ка» ЗагадкиУчить ориентироваться во времени с учетом приема пищи (утром –  завтрак, днем – обед и полдник, вечером – ужин). Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные,  подбирать прилагательные к существительным. Упражнять в употреблении предлогов (из, за, перед, после, около, в, на,  над, под) в составе простого предложения. Развивать вкусовые ощущения. Развитие связной речи: обучать составлению рассказов из 2­3  предложений по картинке с использованием плана. Воспитывать навыки поведения за столом, формировать основу  здорового питания. Дать представление о бытовых приборах, их назначении и роли в жизни  человека. Познакомить с правилами безопасности. Активизировать словарь по теме: холодильник, стиральная машина,  телевизор, пылесос, плита, утюг; электрический,бытовые;  замораживать, морозить, стирать, гладить,готовить, пылесосить,  включать, выключать. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде,  числе; в подборе слов противоположного значения. Познакомить с предлогом между, упражнять в употреблении предлога  между. Учить составлять предложения по опорным словам и предметным  картинкам, рассказ из 3­4 предложений, загадывать и отгадывать  загадки. Развитие диалогической речи:  Закреплять умение участвовать в общей беседе и в группах из  нескольких человек (проявлять активность, давать возможность  высказаться другим). Формировать основу безопасного обращения с бытовыми приборами. Расширять представление о государственном празднике –день защитника Отечества, о роли российской армии. Активизировать словарь по теме: летчик, танкист, моряк, пограничник, разведчик, ракетчик; военный, храбрый, сильный, смелый; охранять, защищать, 3 Бытовые приборы. Правила безопасности при их использовании. 4 Папин праздник. «Один­много» «Большой­маленький» Составление рассказа­описания Рассказать о празднике Рассмотреть иллюстрации Познакомить с некоторой военной техникой Изготовить поздравительную открытку для пап,  дедушекпобеждать, воевать, получать (награды). Закреплять образование существительных с помощью суффиксов. Упражнять в подборе прилагательных к существительным, согласовывать в роде, числе. Учить отвечать на вопросы предложениями из 3­4 слов. Упражнять в составлении описательного рассказа по опорной схеме (из 3­4 предложений). Воспитывать любовь к Родине, гордость за её защитников. МАРТ Расширять представление о празднике мам, уточнять представление о  профессиях женщин. Активизировать словарь по теме: женщина, работница,врач, повар,  парикмахер, продавец, логопед, воспитатель,учитель, медсестра,  швея; строгая, заботливая, усталая, старая, молодая, родная; лечить, учить, стричь, причесывать, шить, ухаживать, воспитывать, готовить. Упражнять в подборе качественных прилагательных, образовывать слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами. Учить отвечать на вопросы, составлять рассказ из 3­4 предложений, по опорной схеме. Упражнять в употреблении предлогов (из, за, перед, после, около, в, на,  над, под, между) в составе простого предложения. Развитие диалогической речи:  Учить вступать в разговор с незнакомыми людьми, закреплять правила  речевого этикета. Воспитывать заботливое отношение к маме и бабушке. Уточнять и расширять представления о весне, учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их:  увеличение светового дня, таяние снега, ледоход, набухание почек,  возвращение птиц. Познакомить с названиями весенних месяцев. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями природы. Закреплять употребление в речи обобщающих понятий одежда, обувь. Активизировать словарь по теме: весна, оттепель, сосулька, капель, проталина, ручей, почка, весенний,хрупкий, яркий,  1 Мамин праздник Профессии наших мам. 2 Весна. Сезонные изменения в природе. Одежда обувь 1.   Уточнить и систематизировать представления детей о международном женском дне 8ое Марта.  ­ Чей это праздник?  ­ Как поздравляют  (как можно поздравить) женщин? 2.   Упражнение « Назови имена и отчества мамы,  бабушки». 3.   Упражнение «Кто больше придумает красивых слов  о маме, бабушке, сестре?» 4.   Упражнение «Расскажи, как ты помогаешь своей  любимой маме? Бабушке?» Поговорить   с   детьми   о  профессии   их   мам,   получить ответы на вопросы: Где работает твоя мама? Что она делает на работе? Что трудного у нее на  работе? Стихотворениясолнечный, рыхлый, липкий, прозрачное,пригревать, наступать,  набухать,, просыпаться,журчать, звенеть, распускаться. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, употреблять уменьшительно­ласкательную форму существительных.  Упражнять в подборе глаголов и прилагательных к существительному  (снег тает, ледломается; снег рыхлый, лед хрупкий). Упражнять в построении предложений по сюжетной картинке.  Учить составлять рассказ из 3­4 простых предложений о весне. Развивать связную речь: развивать навыки связной речи при составлении  загадок­описаний. Учить замечать красоту природных явлений.  Формировать основы безопасного поведения весной. Расширять представление о жизни диких животных и птиц весной –  прилетают из теплых краев, вьют, гнезда, высиживают птенцов,  выбираются из нор, заботятся опотомстве.  Закреплять в речи названия диких животных и их детенышей,  перелетных птиц. Активизировать словарь по теме: пробуждение, прилет,грач, скворец,  журавли, стриж, скворечник, гнездо,птенец; перелетные, певчие;  вить, петь, щебетать. Упражнять в образовании существительных единственного и  множественного числа с уменьшительно­ласкательными суффиксами. Упражнять в составлении рассказа­описания из 3­4 предложений по  опорной схеме, по наводящим вопросам. Развитие диалогической речи:  Ввести в речь вопросительные слова: Как? Почему? Зачем? Воспитывать интерес к окружающему миру. Уточнять и расширять представление о комнатных растениях, показывать и называть части комнатных растений. Активизировать словарь по теме: корень, стебель, лист,цветок, бутон,  бегония, фикус, фиалка, герань,традесканция, подкормка, полив,  рыхление, пересадка;гладкий, блестящий, влажный, рыхлый;  ухаживать,поливать, рыхлить, протирать,  3 Животные и птицы весной. 4 Комнатные растения Поиграть в игры Составить рассказы­описания Поговорить с детьми о комнатных растениях.  Рассмотреть части. д\и  «Один­много», «Большой­маленький»,  «Посчитай­ ка» Загадки Составить рассказы­описания1 Аквариумные рыбки. опрыскивать,пересаживать. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в употреблении предлогов (из, за, перед, после, около, в, на, над, под) в составе простого предложения. Развивать навыки связной речи: отвечать на вопросы распространенным  предложением из 3­4 слов, составлять рассказы – описания. Формировать умение ухаживать за растениями, относиться к ним с  любовью и нежностью. АПРЕЛЬ Уточнять и расширять представление об аквариумных рыбках, их образе жизни, строении, повадках, размножении. Активизировать словарь по теме: аквариум, скалярия, меченосец, неон, сомик, телескоп, золотая, гуппи, малёк,икра, туловище, голова,  хвост, плавники, чешуя;прозрачный, юркий, усатый, полосатый,  золотистый; плавать, питаться, размножаться. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи  существительные в единственном и множественном числе,  согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Упражнять в образовании и практическом использовании  притяжательных прилагательных, в согласовании числительных два и  пять с существительными, в употреблении предлогов (из, за, перед,  после, около, в, на, над, под) в составе простого предложения. Учить составлять рассказы ­ описания, загадки – описания, рассказы по  сюжетной картине из 3­4 предложений. Развитие диалогической речи:  Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума. Поговорить с детьми о рыбах.  д\и  «Один­много», «Большой­маленький»,  «Посчитай­ ка» Загадки Составить рассказ­описания2 3 Транспорт. ПДД. День космонавтики. Обобщать и расширять знания о транспорте, его видах –наземный  (городской, железнодорожный), водный, воздушный.  Учить правильно называть части транспортного средства.  Познакомить с праздником – Денькосмонавтики. Уточнять и активизировать словарь по теме: поезд, самолет, вертолет, лодка, катер, пароход, троллейбус,трамвай,  автобус, кузов, корпус, кабина, крылья, палуба,вагон, рельсы, паровоз,  ракета, космос; пассажирский,товарный, речной, морской, грузовая,  легковая; управлять,взлетать, лететь. Закреплять знания о профессиях на транспорте: шофер,капитан,  матрос, летчик, пилот, машинист, космонавт. Упражнять в образовании приставочных глаголов от слов идти, лететь, плыть, ехать. Уточнять и расширять знания о ПДД. Закрепить умение образовывать множественное число существительных,  упражнять в правильном произношении слов сложной слоговой  структуры. Развитие диалогической речи:  Учить детей обсуждать правила и ход игры, по ее окончании – выражать  эмоциональное отношение к игре (с использованием адекватных жестов  и мимики), задавать вопросы по ее содержанию. Вспомни и назови виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Вспомни   и   назови   наземный   транспорт,   водный, воздушный. Расскажи, как надо переходить проезжую часть дороги (значение   дорожного   знака   «Внимание   дети», «Пешеходный переход», светофора). Назови   части   машины   (колеса,   форы,   кабина, багажник…) Игра: «Что может делать автомобиль?» Игра: «Один ­ много» машина – машины, вертолет ­ … Игра: «Скажи правильно: машина едет – машины едут Поговорить с детьми о правилах дорожного движения.  Поиграть в игру «Светофор» Игра «Цветные автомобили» Рассказать детям о дне космонавтики. 4 Город, в котором мы живем Уточнять и расширять знания о родном городе, об улицах, о  составляющих улицы – дома, тротуар, дорога. Закреплять умение называть точный адрес (город, улица, номер дома,  квартиры). Активизировать словарь по теме: адрес, город, Иркутск,Ангара, театр, музей, парк, фонтан; посещать,любоваться. Побеседовать с детьми о том, на какой планете мы  живём? (Земля. Мы земляне.) В какой стране?  (Россия. Мы ­ россияне.) Назвать столицу России. Познакомить с гимном и гербом и флагом, президентом России. В каком городе? Рассмотреть герб города. 2.   Провести экскурсию по одной из улиц города.  Обратить внимание на проезжую часть улицы,Упражнять в использовании предлогов (из, за, перед, после, около, в, на,  над, под) в составе простого предложения. Упражнять в составлении простых распространенных предложений из 3­4 слов. Развитие связной речи: развивать навыки связной речи при составлении  рассказов­описаний. Познакомить с профессиями на стройке – строитель, маляр,  крановщик. Активизировать словарь по теме: кирпичный, деревянный; строить,  красить, белить. Закреплять умение образовывать множественное число  существительных. Упражнять в образовании сложных существительных (одноэтажный,  многоэтажный, двух пятиэтажный) МАЙ Познакомить с главным городом нашей страны – Москва. Уточнять и расширять представление о государственном празднике –  День Победы. Активизировать словарь по теме: война, победа, парад,салют, Вечный  огонь, столица, Красная площадь,любимый, праздничный, посещать,  встречать. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи  существительные в единственном и множественном числе, подбирать  качественные прилагательные к существительным, использовать в речи  родственные слова. Упражнять в составлении рассказа о своем городе с опорой на фотографии, открытки, иллюстрации. Развитие диалогической речи:  Учить не вмешиваться в разговоры других людей. Закреплять умение  участвовать в общей беседе, задавать вопросы и отвечать на них. Воспитывать чувство патриотизма. Уточнять и расширять представление о лете, жизни насекомых и растений. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать  5 Стройка. Профессии. 1 День Победы. 2 Скоро лето. Цветы и насекомые. тротуары, сквер. Познакомить с  достопримечательностями: зданиями Дворца Культуры, бассейном, стадионом, шахматным клубом  и т.д.  Поиграть в игры 1.  Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением насекомых, цветов. Понаблюдать  за этими насекомыми на прогулке.  2.  Обратить внимание на строение тела: голова. усики,их.  Познакомить с названиями летних месяцев. Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки. Активизировать словарь по теме: божья коровка, майскийжук,  муравей, кузнечик, паук, бабочка, астра, ландыш,ирис, одуванчик;  солнечный, ясный, красивые, яркие,разноцветные; ползают, летают,  прыгают, жужжат,жалят, растут, цветут. Закреплять умение образовывать множественное число  существительных, употреблять родственные слова, подбирать глаголы к  существительным. Закреплять умение отвечать на вопросы простым распространенным  предложением из 3­4 слов. Упражнять в умении заканчивать предложение с опорой на картинку, в  пересказе небольшого текста с опорой на картинный план, составлении  загадок ­ описаний о насекомых и цветах по опорной схеме. Развитие связной речи: развивать навыки связной речи при составлении  по серии из 2­3 картинок. Воспитывать чувство прекрасного. ДИАГНОСТИКА 3 4   муравей,   стрекоза, хоботок, жало,  глаза, брюшко (насечки на брюшке), крылышки, лапки. 3.   Уточнить   представления   о   вредных   (муха,   комар, клещ),   полезных   (муравей,   пчела,   бабочка),   хищных (кузнечик,   божья   коровка) насекомых. 4.   Упражнение «Назови ласково»: Комар – комарик, Стрекоза – стрекозка, Жук – жучок, Муравей – муравьишка, Муха – мушка, Пчела – пчёлка. 5. Загадки о насекомых, бабочках