Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
13.12.2018
Вашему вниманию предоставляется методическая разработана на тему Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия". В материале поставлены цели и задачи занятия, приведено содержание работы. Для детей старших групп. Данная методическая разработка будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям и заботливым родителям.
звуковая культура речи старшая группа.docx
Взаимодействие учителя-дефектолога и
воспитателей
«Развитие речевого (фонематического)
восприятия»
Старшая группа
Подготовила: учительдефектолог
Жежу Валентина Ивановна Взаимодействие учителядефектолога и воспитателей
«Развитие речевого (фонематического) восприятия»
Старшая группа
Цели и задачи
Содержание работы
Примечание
Звук А
Развивать фонематическое восприятие.
Дать понятие звук.
Учить слушать, правильно артикулировать и
произносить звук А.
Учить определять наличие звука при
утрированном произнесении слова.
Артикуляционная гимнастика (упражнение
выполняется 2—3 раза).
• «Улыбка» —растянуть разомкнутые губы.
• «Трубочка» — вытянуть губы вперед, зубы
сомкнуть.
• «Качели» —движения языком вверх —
вниз.
• « Часики » — движения языком влево —
вправо.
Демонстрация картинки «Девочка качает
куклу».
Демонстрация картинки «Девочка уронила мяч
и плачет».
Когда произносим звук [а], рот широко открыт,
воздух проходит свободно, не встречая
преграды.
Картинный материал: картинки со звуком А.
Рассказать детям, о том, что звуки мы слышим и
не как их не увидим. Несколько примеров.
Характеристика звука А.
Гласные звуки можем петь, воздух проходит
свободно, не встречая преграды.
№ Тема
Сентябрь
1
2
3
Диагностика
4
Звук и буква А
Познакомить с буквой А.
Дать понятие гласный звук.
Познакомить с опознавательными Октябрь
1
Звук О
признаками гласных звуков.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать и
произносить звук О.
Учить выделять гласный звук из начала
слова.
Познакомить с понятием слово, с условным
обозначением слова.
2
Звук и буква О
Познакомить с буквой О.
Учить анализировать сочетание из двух
гласных звуков (АО, ОА).
3
Звуки и буквы А, О
4
Звук Ы
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать умение называть слова с заданным
гласным звуком.
Познакомить с понятием предложение, с
графической схемой предложения из двух
слов.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение слушать, правильно
Артикуляционная гимнастика (упражнение
повторяется 3—4 раза).
«Иголочка» — узкий напряженный язык
высунуть далеко вперед и удерживать в таком
положении (под счет логопеда, учителя).
«Чашечка» — широкий язык поднять
кверху.
Демонстрируется символ «Живой звук» О,
красный круг с лицом, рот в форме овала
Ослик любит петь песенку ооо. давайте
споем вместе с осликов ооо.
Когда мы произносим звук {О}, наш рот похож
на небольшой вытянутый кружок, воздух
проходит свободно, не встречая преграды.
«Хлопни в ладошки, когда услышишь «О»
(Демонстрация буквы.)рассматриваем букву.
— Из какого элемента состоит эта буква?
(Из овала). На какие предметы похожа
буква О? (Колесо, часы, зеркало, обруч...)
Пишем букву О в воздухе. Выкладываем
букву О из горошин.
Слова на букву О
Анализ звуковых рядов АО, ОА:
назвать первый (второй) звук в ряду;
выложить на доске из букв магнитной азбуки;
слитное чтение буквенных рядов
«Поймай звук»
«Назови слово со звуком А, О»
Характеристика звука Ы
«Одинмного» Ноябрь
1
Звук и буква Ы
2
Звуки и буквы А,
О, Ы
3
Звук У
артикулировать и произносить звук Ы при
изменении формы единственного числа
существительных во множественное и
наоборот.
Учить выделять гласный звук из конца
слова.
Познакомить с буквой Ы.
Учить дополнять предложение до трех слов,
составлять графическую схему предложения
из трех слов.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять знания об изученных буквах А,
О, Ы.
Учить выделять гласный звук под ударением
из односложного слова без стечения
согласных.
Закреплять умение составлять предложения
по картинкам из двухтрех слов и
графическую схему этих предложений.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать и
произносить звук У.
Учить выделять звук в слове (из начала,
конца, под ударением).
Закреплять умение распространять
предложение до четырех слов и составлять
графическую схему предложения.
4
Звук и буква У
Познакомить с буквой У.
Характеристика буквы Ы
«Хлопни, когда услышишь А, О, Ы»
Артикуляционная гимнастика (упражнение по
вторяется 2—3 раза).
• Любое упражнение на отработку
длинного выдоха.
• «Трубочка» —вытянуть губы вперед,
зубы сомкнуть.
• «Качели» — движения языком вверх —
вниз.
• «Часики» —движения языком влево —
вправо.
Демонстрация картинки «Волк воет».
•
Когда произносим звук [у], губы
вытянуты трубочкой, воздух проходит
свободно, не встречая преграды.
«Хлопни в ладошки, когда услышишь «У»
Волк воет на луну УУУУУ… 5
Звуки и буквы А,
О, Ы, У
Декабрь
1
Звуки М, Мь
2
Звуки М,
буква М
Мь,
3
Звуки Н, Нь
Учить сравнивать предложения по
количеству слов по готовым графическим
схемам.
Закреплять знания об изученных звуках и
буквах А, О, Ы, У.
Развивать фонематическое восприятие.
Формировать умение называть слова с
заданным гласным звуком.
Учить составлять предложения по готовой
графической схеме.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать и
произносить звуки М, Мь
Учить сравнивать твердое и мягкое звучание
согласного звука.
Дать понятие согласный звук.
Познакомить с опознавательными
признаками согласных звуков
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Познакомить с буквой М.
Учить выделять согласный звук из конца
слова, анализировать обратный слог типа
ГС.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать,
различать и произносить звуки Н, Нь.
Учить выделять согласный звук из начала
слова, анализировать прямой слог типа СГ.
Поезд едет УУУУУ..
Поезд приближается уууууУУУУУУ
Поезд удаляется УУУУУУУууууу
«Хлопни, если услышишь звук У»
«Поймай звук»
«Найди слова со звуком»
«Найди слова с буквой»
«Придумай слово со звуком»
«Иди на звук»
Познакомить со звуками
Характеристика звуков
«Как мычит корова»
«Как мычит теленок»
«Хлопни в ладоши»
«Послушай и повтори»
Картинки со звуками М и Мь
Характеристика буквы
«Как мычит корова»
«Как мычит теленок»
«Хлопни в ладоши»
«Послушай и повтори»
Картинки со звуками М и Мь
Анализ слогов Ам, Ма
«Иди на звук»
Познакомить со звуками
Характеристика звуков
«Погоняем лошадку Но »
«Девочка грозит пальчиков НиНи»
«Хлопни в ладоши»
«Послушай и повтори» 4
Звуки Н, Нь, буква
Н
Январь
1
2
3
Каникулы
Диагностика
Звуки М, Мь, Н,
Н,; буквы М, Н
4
Звуки В, Вь.
Февраль
1
Звуки В, Вь, буква
В
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Познакомить с буквой Н.
Формировать умение называть слова с
заданным согласным звуком.
Учить составлять предложения из трех слов
по сюжетной картинке.
Закреплять умение анализировать прямой и
обратный слог типа СГ, ГС.
Закреплять знания об изученных звуках и
буквах А, О, Ы, У, М, Н.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение выделять изученный звук
в слове (из начала, конца, под ударением).
Закреплять умение называть слова с
заданным гласным или согласным звуком.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать,
различать и произносить звуки В, Вь.
Закреплять представления об
опознавательных признаках гласных и
согласных звуков.
Картинки со звуками Н и Нь
Загадки, назвать первый звук в отгадках
На что похожа буква
Игры с буквой
Закрепление
Воет сильный ветер: ВВВВ..
Волк воет громко:ВВВВВ..
Вентелятор: вьвьвь….
«Хлопни в ладоши»
Чего не стало?
Что изменилось?
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Познакомить с буквой В.
Загадки, назвать первый звук в отгадках
На что похожа буква
Игры с буквой 2
Звуки К, Кь.
3
Звуки К, Кь, буква
К
4
Анализ
состава
односложных
без
согласных
звукового
слов
стечения
Март
1
звукового
Анализ
состава
односложных слов без
стечения
согласных
Учить последовательному выделению
звуков в слове с опорой на схему слова.
Учить преобразовывать слова путем замены
гласной.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать,
различать и произносить звуки К, К.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Познакомить с буквой К.
Формировать навык звукового анализа
односложных слов без стечения согласных
типа СГС.
Закреплять знания об изученных звуках и
буквах А, О, Ы, У, М, Н, В, К.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение анализировать
односложные слова без стечения согласных
типа СГС.
Закреплять знания об изученных звуках и
буквах А, О, Ы, У, М, Н, В, К.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение анализировать
Идет сильный дождик: КККК..
Лягушка квакает: КваКва…
«хлопни, если услышишь звук К»
Идет маленький дождик Кь,Кь,Кь…
Дифференциация звуков ККь «Хлопни в
ладоши»
Идет сильный дождик: КККК..
Лягушка квакает: КваКва…
«хлопни, если услышишь звук К»
Идет маленький дождик Кь,Кь,Кь…
Дифференциация звуков ККь «Хлопни в
ладоши»
Характеристика буквы К.
На что похожа буква
Игры с буквой
«Поймай звук»
«Назови слово со звуком»
«Поймай звук»
«На что похожа буква» 2
Звуки П, Пь.
односложные слова без стечения согласных
типа СГС.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать,
различать и произносить звуки П, Пь.
3
Звуки П, Пь, буква
П
4
Звуки С, Сь.
Апрель
1
Звуки С, Сь, буква
С
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Познакомить с буквой П.
Закреплять умение анализировать
односложные слова без стечения согласных
типа СГС.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить слушать, правильно артикулировать,
различать и произносить звуки С, С,ь.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Познакомить с буквой С.
Формировать умение составлять
самостоятельно графическую схему
предложения из трех слов.
2
Звуки С, Сь, буква Развивать фонематическое восприятие.
Когда мы произносим звук [п], губы сомкнуты,
воздушная струя размыкает губы. Язык лежит
неподвижно за нижними зубами. Если звук при
произношении встречает преграду, какой это
звук: согласный или гласный?
Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.
«Поймай звук»
На что похожа буква П?
Выкладывание буквы из палочек
Насосы»: Насос большой работает вдох и выдох
«С», маленький насос вдох и выдох «СЬ».
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за
нижними зубами/.
Насосы»: Насос большой работает вдох и выдох
«С», маленький насос вдох и выдох «СЬ».
Игра «Мячики». Дифференциация
твердостимягкости звуков. Соня и Сеня
любят кидать друг другу мячики. Сене бросим
мяч со словомпредметом с мягким звуком
«Сь», а Соне – с твердым.
Показ и изображение буквы «С». А какой
буквой мы обозначаем на письме эти звуки?
Верно, это буква «С». На что она похожа? Как
мы можем ее изобразить? (пальцами одной руки,
написать на ладошке, выложить).
Насосы»: Насос большой работает вдох и выдох С
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Учить преобразовывать слова путем замены
гласной
3
Повторение
изученных звуков
4
5
Повторение
изученных
и букв
звуков
Повторение
изученных
и букв
звуков
Закреплять знания об изученных звуках А,
О, Ы, У, М, Н, В, К, П, С.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение выделять изученный звук
из слова (из начала, конца, под ударением) и
называть выделенный звук.
Закреплять умение относить звук к гласным
или
согласным и обосновывать выбор по их
опознавательным признакам.
Закреплять знания об изученных звуках и
буквах А, О, Ы, У, М, Н, В, К, П, С.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение преобразовывать слова
путем замены гласной.
Учить составлять предложения из трех
четырех слов по сюжетной картинке.
Закреплять знания об изученных звуках и
буквах А, О, Ы, У, М, Н, В, К, П, С.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение составлять
«С», маленький насос вдох и выдох «СЬ».
Игра «Мячики». Дифференциация
твердостимягкости звуков. Соня и Сеня
любят кидать друг другу мячики. Сене бросим
мяч со словомпредметом с мягким звуком
«Сь», а Соне – с твердым.
Показ и изображение буквы «С». А какой
буквой мы обозначаем на письме эти звуки?
Верно, это буква «С». На что она похожа? Как
мы можем ее изобразить? (пальцами одной руки,
написать на ладошке, выложить).
Повторение
Повторение
Повторение Повторение
самостоятельно графическую схему
предложения из трехчетырех слов.
Развивать фонематическое восприятие.
Закреплять умение различать твердое и
мягкое звучание согласного звука.
Закреплять умение выделять звук из слова,
правильно называть выделенный звук,
относить звук к гласным или согласным.
Закреплять умение составлять предложения
в соответствии с условнографической
схемой и самостоятельно составлять
графические схемы предложения.
Май
1
2
Обобщающие занятия
3
4
Диагностика
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя "Развитие речевого (фонематического) восприятия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.