Взаимосвязь философии и педагогики. Формирование и развитие научного гуманистического мировоззрения личности. Религия и школа. Философский анализ на примере одной из педагогических систем (Научная статья).

  • doc
  • 09.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ()45CD~1.DOC

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

Взаимосвязь философии и педагогики. Формирование и развитие научного гуманистического мировоззрения личности. Религия и школа. Философский анализ на примере одной из педагогических систем

(Научная статья)

План:

    Взаимосвязь философии и педагогики. Формирование научного гуманистического мировоззрения личности. Религия и школа.    Философский анализ одной из педагогических систем (Педагогика ненасилия. Мария Монтессори (Италия)

Рекомендуемая литература:

1.           Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608 с.

2.           Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.: ил.

3.           История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до начала XXI в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 512 с.

 

    Взаимосвязь философии и педагогики

    В течение всего периода своего существования педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на её становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, ещё на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие – являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития педагогической теории и практики.

    Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею.

    Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного; законы взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущие силы и другие способствуют развитию исследовательского педагогического мышления. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений - философия образования.

    Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:

1) философией;

2) психологией;

3) школьной гигиеной;

4) социологией;

5) фольклористикой и этнографией.

    Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем:

·        взаимосвязь коллектива и личности;

·        гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания).

    Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

    Формирование научного гуманистического мировоззрения личности.

    Гуманизм – идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (XIV (14) в. – первая половина XVII (17) в.) и ставшее идеологией Возрождения.  В центре гуманизма стоит человек, востребованность идей гуманизма связана с внутренними потребностями развития европейского общества. Растущая секуляризация жизни Европы способствовала признанию ценности земного бытия, осознанию значимости человека как существа не только духовного, но и телесного, важности его физического существования.

    Идейными и культурными источниками гуманизма были античная культура, раннехристианское наследие и средневековые сочинения; удельный вес каждого из этих источников в разных европейских странах был различен. Радикальный пересмотр в гуманизме традиционного отношения к вопросам эмоционально-волевой жизни помогал утвердить образ человека волевого, глубоко привязанного к миру. Тем самым задавалась новая психологическая ориентация человека, не средневековая по своему духу.

    Гуманистическое воспитание мыслилось светским, социально открытым, оно не преследовало профессиональных целей, а учит «ремеслу человека» (Э.Гарэн). В индивиде воспитывалось трудолюбие, желание похвалы и славы, чувство собственного достоинства, стремление к самопознанию и совершенствованию. Воспитанный в духе гуманистической гармонии, человек должен был получить разностороннее образование (но основанное на античной культуре), приобрести высокие нравственные качества, физическую и душевную стойкость и мужество. Он должен быть способен выбрать в жизни любое дело и добиться общественного признания.

    Процесс воспитания гуманистами понимался как добровольный, сознательный и радостный; с ним были связаны и методы «мягкой руки», применение поощрения и похвалы и неприятие или ограничение телесных наказаний. Учитывались природные задатки и особенности характера детей, с которыми сообразовывались и методы воспитания. Серьезное значение в воспитании придавалось семье, высоко ценилась роль «живого примера» (отца, учителя, добродетельного человека).

    Религия и школа

     Принятие христианства на Руси сообщило воспитанию православное содержание.

     Православие утверждается в качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства и становится мировоззрением русского народа.

     В организации образования в России мы также видим сопряжение усилий Церкви и государства.

    Школы открываются и государством, и Церковью. Владимир Великий предложил при каждой церкви открыть школу. Школы существовали и до официального принятия христианства, но христианство перестраивает их организацию, а главное – в корне изменяет содержание воспитания и образования.

     В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретные формы образования (школы), которые получили название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище». Основу содержания образования составляло православие.

     Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кириллом и Мефодием, обучение чтению по Псалтири (изучался церковно-славянский язык). Каждый преподаваемый предмет нес в себе христианское содержание и способствовал формированию христианского мировоззрения.

     Совместные усилия Церкви и государства в деле развития воспитания и образования были столь успешны, что привели к широкому распространению школ на Руси.

     Православие как основа древнерусского воспитания и образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.

     В раннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одному сословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских, соборных или приходских.

     Монастырские школы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсом обычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовали школы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы назывались приходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.

     Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан.

     Внешние монастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение на латыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.

Внутренние монастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь прежде всего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология.

     В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школах было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.

     Схема школьной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковное пение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальных свободных наук.

     В ХХ (20) веке появился Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви — нормативно-правовой акт, принятый Советом Народных Комиссаров РСФСР 20 января (2 февраля) 1918 года, имевший конституционное, основополагающее значение в религиозной сфере. Устанавливал светский характер государственной власти, свободу совести и вероисповедания. С этого времени образование в России стало носить светский характер.

    Философский анализ одной из педагогических систем. Педагогика ненасилия. МАРИЯ МОНТЕССОРИ (ИТАЛИЯ).

    Мария Монтессори (1870-1952) – известный педагог, детский врач и психолог, родилась 31 августа 1870 г. в провинциальном итальянском городке Чиаравелле в семье крупного чиновника. В 1904 г. она была приглашена на кафедру антропологии Римского университета, где продолжила свои исследования, результатом которых стало создание собственной педагогической системы.

    Смысл созданной Марией Монтессори педагогической состоит системы в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию и самообучению.

    Главной идеей системы стала мысль о том, что для детей – как больных, так и здоровых – необходима специальная pазвивающая сpеда, в котоpой будут сконцентpиpованы все знания о миpе, пpедставленные чеpез эталоны основных достижений человеческой мысли, и в которой pебенок сможет пpойти путь человека в цивилизацию в дошкольном возpасте.

    Монтессори создала педагогический метод, основанный на косвенной помощи взрослого развитию ребенка. Эта помощь выражается в предоставлении ребенку специальной предметной среды для саморазвития. Задача педагога - лишь помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем. Импульсом для свободного развития является специальный дидактический материал.

    Педагогические принципы:

·        интерес ребенка, лежащий в основе обучения

·        индивидуальный подход.

    Монтессори призывала не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть-самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредотачиваться на интересной для них работе.

    Ребенок в Монтессори-школе много работает руками и много двигается. Монтессори-группу можно узнать по нарисованной на полу линии в виде эллипса. По ней дети ходят, бегают, прыгают, танцуют, носят предметы: посуду, колокольчики, горящие свечки. Так они закаляют волю, улучшают осанку, учатся управлять своим телом.

    Дети, пpебывая в комфортной, дружественной атмосфеpе, pазвивают позитивное социальное поведение, демонстpиpуя живой интеpес к миру и окружающим их вещам.

    Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.

·        Вся деятельность учителя обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха.

·        Взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно.

·        Взрослый может создать условия в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы

·        Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

·        Задача педагога - лишь помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем.

·        Каждый ребенок его самостоятельно осваивает в своем индивидуальном темпе, педагог только наблюдает и направляет.

    Монтессори изобрела оригинальный способ обучения письму – «писать раньше, чем читать». Ребенок вначале запоминает буквы благодаря мускульной памяти - ему выдаются карточки с выпуклыми, шершавыми буквами. Потом от моторных действий ребенок переходит к умственным - он записывает и запоминает буквы. По этому способу дети начинали писать уже с четырёх лет.

    В Монтессори-школе отсутствуют классно-урочная система и специальные программы. Новый материал, которым овладел ребенок, - это и тест его продвижения вперед. Каждый ребенок его самостоятельно осваивает в своем индивидуальном темпе, педагог только наблюдает и направляет. Вопрос интеллектуального развития в системе Монтессори это лишь вопрос естественности развития малыша. Технология обучения только поддерживает его, но не форсирует развитие ребенка,

    В Монтессори-методике отсутствуют оценки как таковые. Оценкой является самоконтроль, который содержит сам дидактический материал. Допущенная ошибка не тяготеет над ребенком, а стимулирует его к самостоятельному тренингу.

    Занятия детей в Монтессори-школе включают:

• ремесла и упражнения в практической жизни;
• сенсорное, социальное и физическое развитие;
•математику;
•развитие речи, письмо и чтение;
•художественное искусство и ручной труд;
•музыку;
•иностранные языки;
• естествознание, историю и знакомство с мировой культурой.

    Креативность, энтузиазм. Активность в подготовке к занятиям в Монтесори-школе:

·        Учитель должен доверять ребёнку, помогать ему действовать самостоятельно.

·        Умение чувствовать ребёнка, понять, что ему нужно

·        Всесторонняя развитость личности.


 

·        Скачано с www.znanio.ru