Взаимосвязь физической подготовленности и успеваемости учащихся старших классов
Оценка 4.6

Взаимосвязь физической подготовленности и успеваемости учащихся старших классов

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +1
doc
физическая культура
СCУЗ, ВУЗ
30.12.2022
Взаимосвязь физической подготовленности  и успеваемости учащихся старших классов
Актуальность. Проблема взаимосвязи физического здоровья и физической и умственной работоспособности широко обсуждаема в научных кругах
Фк.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

факультет Физической культуры

кафедра ТПОФВиС

 

 

 

 

Курсовая работа

Теория и методика физического воспитания и спорта

 

Тема:  «Взаимосвязь физической подготовленности  и успеваемости учащихся старших классов»

 

Направление подготовки:

44.03.01. «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки:

"Физическая культура"

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Формы обучения

очная

 

 

 

Выполнена студентом 3 курса                            Окунев Семен Михайлович

Научный руководитель зав каф. ТПОФВиС

Проф.. д.п.н. Матвеев А.П.

 

Дата защиты: «___ » ____________20__г.

Оценка: ___________________________

___________________________________

Регистрационный номер___________

Дата регистрации________________

 

Мытищи

2022

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………..…………………….3

Глава 1. Влияние занятий физической культурой на повышении уровня работоспособности

1.1. Значение двигательной активности в повышении уровня специфической работоспособности ……….………………………………….………………….....6

1.2. Задачи школьной физической культуры…………………………….............8

1.3 Взаимосвязь содержания и формы занятий……………………………..……12

1.4. Управление физической нагрузкой в старшей школе………………..............20

Глава 2. методы и организация исследования

 

2.1                        Методы исследования…………………………………………………….…23

2.2                        Организация исследования…………………………………………………25

 

Глава 3. Физическое здоровье как фактор определяющий уровень работоспособности и успеваемости учащихся старшей школы

3.1. «Тренирующий потенциал» занятий физической культурой в школе………...26

3.2 Педагогическое исследование …………………………………………………..30

Выводы………………………………………………………………………..……36

Список литературы……………………………………….……………………….37

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность. Проблема взаимосвязи физического здоровья и физической и умственной работоспособности широко обсуждаема в научных кругах. Особую роль приобретает эта проблема при воспитании подрастающего поколения и связанная с ней задача повышения эффективности процесса обучения основанная на организации системы физического воспитания в школьном периоде [2].

В современной России этот вопрос чрезвычайно актуален. Многие авторы отмечают недостаточный уровень двигательной активности учащихся, что влияет на уровень успеваемости как по предмету физической культуры , так и в общеобразовательных дисциплинах [33].

Современная ситуация в стране отражается на процессе образования и воспитания вообще и на сфере физической культуры, в частности. Ведется поиск подходов к оптимизации системы образования и воспитания соответствующей современным потребностям государства и индивида. Однако до сих пор нет однозначного и общепринятого решения данной проблемы. Вместе с тем, реформа образования уже ведется. Разрабатываются новые концепции содержания образования в сфере физической культуры, введен третий урок физической культуры в школе. [6, 12]

В литературе отмечается, что декларируемый общедидактический принцип индивидуализации зачастую не реализуется в связи с недоста­точной разработанностью методических подходов к реализации его тре­бований. Отмечается острая востребованность перехода от ориентации на среднего ученика к стимулированию достижений, своеобразия и мно­гообразия индивидуальностей. От простого соответствия стандартам - к качеству их исполнения и к превосходящим их образцам. Намечаются пути решения противоречий в сфере физического воспитания. В то же время отмечается необходимость заимствования зарубежного опыта и учет опыта отечественной школы, а также преемственности традиций образования [14].

Физическое воспитание в школе осуществляется в рамках системы основных и дополняющих форм занятий. Занятие физической культуры общепринято считается основной формой физического воспитания, а занятия в школьных секциях в структуре дополнительного образования являются дополнительными занятиями, которые играют немаловажную роль в деле физического воспитания школьников.[18].

По-прежнему остается актуальной проблема совершенствования воспитания, обучения и образования во время дополнительных форм занятий физической культуры в общеобразовательной школе.

В связи с этим обсуждается предложение об увеличении количества часов на дополнительные занятия физической культурой. Однако это требует не только больших материальных затрат, но и увеличения количества специалистов, учителей, что вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Подобное состояние системы образования в сфере физической культуры обусловило необходимость формирования при Министерстве образования Российской федерации специальной комиссии, ориентиро­ванной на разработку содержания образования в общеобразовательной школе, в том числе и в области физической культуры.

Не исчерпывая в данной работе всей полноты и многообразия подходов к развитию и совершенствованию содержания внеурочных форм физической культуры в школе, основной акцент был сделан на решении проблемы физического воспитания школьников, в частности индивидуализацию режимов нагрузки.

Отмечается, что в рамках внеурочных занятий физической культурой в школе необходимо успешно решать задачи воспитания обучения и образования. Для этого с помощь новых аппаратных средств необходимо уточнить влияние разных форм занятий в группах продленного дня и видов нагрузки на организм школьника. Современные средства получения информации о состоянии организма занимающихся позволяют уточнить представление о взаимосвязи внешних и внутренних параметров нагрузки в структуре занятий  физической культурой. Ожидается, что это может способствовать оптимизации решения задач физического воспитания в общеобразовательной школе.

Все вышесказанное послужило поводом для проведения настоящей работы.

Гипотеза. Было выдвинуто предположение о том, что индивидуализация уровня двигательной активности,  определение аэробной и анаэробной нагрузки у учеников позволит повысить уровень работоспособности, что отразится на специфичности умственной и физической работоспособности.

Цель работы - являлось уточнение представления о объеме, интенсивности и параметрах двигательной деятельности у учащихся старшей школы.

Объектом исследования являлась двигательная деятельность учащихся старшей школы.

Предмет исследования - параметры физической деятельности учащихся старшей школы сопряженных успеваемостью.

Новизна исследования заключается в том, что оценка двигательной деятельности занимающихся велась с учетом аэробной и анаэробной нагрузки, основанной на регистрации частоты сердечных сокращений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что благодаря полученным данным появилась возможность уточнения представлений о взаимосвязи внешних и внутренних параметров нагрузки влияющих на уровень развития умственной и физической работоспособности.

Для более эффективной оценки двигательной деятельности и  параметров нагрузки в урочных и  внеурочных формах занятий физической культурой в старшей школе, целесообразно регистрировать кроме моторной плотности занятия, среднюю величину частоты сердечных сокращений, продолжительность работы, находящейся в зонах аэробного и анаэробного энергообеспечения двигательной деятельности.

. Задачи исследования.

1. Проанализировать научную, научно-методическую литературу по вопросу оптимизации нагрузки на занятиях физической культурой в школе и их влияния на успеваемость учащихся.

2. На основании литературных данных выявить наиболее оптимальные методы и средства физической культуры, влияющие на повышение уровня успеваемости учащихся старшей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I Значение физической культуры в повышении уровня работоспособности

1.1. Значение двигательной активности в повышении уровня специфической работоспособности

В процессе развития человеческой культуры формировались виды деятельности, способствующие удовлетворению потребностей в совершенствовании физических, естественных свойств людей. В связи с этим в культуре человеческого общества появился компонент, включающий формы и способы преобразования собственной природы человека. Имея древнюю историю, этот компонент лишь со второй половины 19 века получил собственное название - "физическая культура" [11].

Физическая культура играет огромную роль в жизни каждого человека. Поиск способов наиболее эффективного решения задач, возникающих в обществе в рамках физической культуры, обусловил ее дифференциацию. Это связанно с тем, что сочетание отдельных элементов и форм в сфере физической культуры в большей или меньшей мере способствует решению определенных задач. В связи с этим в общей структуре физической культуры довольно отчетливо выделяются пять ее основных компонентов. К ним относят: базовую физическую культуру; профессионально-прикладную физическую культуру; спорт в той его части, которая относится к сфере физической культуры; оздоровительно-реабилитационную физическую культуру; "фоновые" виды физической культуры. Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но и отчасти совпадают. Вместе с тем они имеют вполне определенные различия, как по функциям, так и по структуре [9, 16].

Фундамент физической культуры составляет базовая физическая культура. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания, так как направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности, необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего развития физических способностей, является общей фундаментальной предпосылкой для специализации в той или иной избранной деятельности (профессиональной, спортивной и т.д.)

Одной из разновидностей базовой физической культуры является школьная физическая культура, основной формой которой является занятие физической культуры. Под школьной физической культурой подразумевается физическая культура, являющаяся предметом в общеобразовательных школах других учебно - воспитательных учреждениях, где ее применение направлено на то, чтобы заложить основы общего физического образования: сформировать широкий комплекс жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними психических качеств, оптимизировать состояние здоровья.

Педагогически организованный многолетний процесс использования базовой физической культуры в образовательно-воспитательных целях представляет собой процесс основного (базового) физического воспитания. При этом в школьных формах наиболее последовательно и полно воплощаются дидактические и воспитательные принципы оптимизации данного процесса, создаются особенно благоприятные условия для его педагогически оправданной организации. Определяющие черты школьной физической культуры во многом и обусловлены именно тем, что она органически включена в общую систему образования и воспитания и функционирует по закономерностям этой системы. [9]

Школьная физическая культура не исчерпывает все виды базовой физической культуры. Выделяют также пролонгирующие разновид-ности базовой физической культуры. Это связанно с тем, что в зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться. Задачи пролонгирующей базовой физической культуры могут решаться также в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке. Для базовой физической культуры характерно, что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся.

Решение задач остальных компонентов физической культуры происходит в рамках разных форм занятий, которые имеют различающиеся функциональные характеристики, как процессуальные, так и результативные. Такое разграничение обусловлено специфическими ценностями каждого из этих компонентов.

1.2. Задачи школьной физической культуры.

Для достижения поставленных задач в рамках базовой физической культуры осуществляется процесс физического воспитания. Физическое воспитание является основным каналом наследования специфических ценностей создаваемых в сфере физической культуры общества. Физическое воспитание - педагогически организованный процесс передачи и усвоения ценностей физической культуры. Смысл физического воспитания заключается в создании условий для реализации возможностей физического развития человека, формирования двигательных навыков и воспитания физических качеств, совокупность которых в решающей мере определяет физическую работоспособность человека [1, 22].

В рамках школьной физической культуры, с опорой на общие группы принципов (принципы стратегии общества по обеспечению развития индивида, общепедагогические принципы и специфические принципы физического воспитания) с определенной долей условности выделяют три группы задач: воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи. [18]

Первая группа, обозначаемая как воспитательные задачи, ориентирова-на на обеспечение оптимального развития присущих человеку физических качеств. К этой группе задач относится воспитание физических качеств человека (силовых, скоростных, выносливости, координированности, гибкости).

Следующую группу оздоровительных задач составляют задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического воспитания решаются на основе обеспечения полноценного физического развития. Большую роль при этом играет воспитание физических качеств и производных от них способностей, поскольку это ведет к повышению общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.

Оптимизация физического развития предусматривает совершенствование телосложения, то есть нивелирование возможных индивидуальных отклонений и содействие нормальному формированию форм тела. Это также осуществляется на базе воспитания физических качеств.

Вместе с тем задачи сохранения здоровья и воспитания качеств совпадают не во всем. [17]

Отмечается, что недостаточный уровень здоровья может служить ограничением для решения остальных задач школьной учебной деятельности.[6]

Третью группу задач физического воспитания составляют образовательные задачи. Они заключаются в освоении учениками знаний, накопленных в сфере физической культуры, а также и формировании индивидуального фонда двигательных умений и навыков.

Необходимость решения этих задач обусловлена тем, что без приобретения умений и навыков выполнения двигательных действий невозможно реализовать природные свойства организма человека в практической деятельности. Физические качества могут остаться нереализованными, если их не объединить с рациональными способами выполнения движений.

Знания о сущности физической культуры, о ее значении для личности и общества, о принципах и правилах ее рационального использования имеют прикладной характер, являются предпосылкой формирования двигательных умений, воспитания физических качеств и укрепления здоровья.

Физическое воспитание, наряду с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим, является компонентом общечеловеческого воспитания. Это обуславливает то, что параллельно со специфическими задачами физического воспитания, должны решаться и общепедагогические задачи, связанные с формированием личности, воспитанием человека как члена общества.

Каких бы результатов не достиг бы человек в развитии своих природных свойств, он может оказаться бесполезным для общества, если не будут сформированы определенные моральные установки, стремление  приложить  свои  силы  на  благо  общества,  если  будет отсутствовать  связь  физического  воспитания  с  другими  видами,  в частности, с нравственным воспитанием. [20]

В процессе выполнения упражнений объективно создаются условия, благоприятные для решения задач по воспитанию воли, черт характера, эмоциональных и эстетических потребностей личности. Но эти задачи не решаются автоматически. Для их решения необходимо соответствующее педагогическое управление.

Как и другие виды воспитания, физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу признаками, такими как:

- ведущая роль педагога,

- направленность деятельности на решение задач образования

и воспитания,

- построение занятий в соответствии  с закономерностями развития человека.

Также как и другие виды воспитания, физическое воспитание в норме должно распространяться на все стадии индивидуального возрастного развития. В зависимости от закономерностей возрастного развития, а также условий жизни и деятельности содержание и формы этого процесса изменяются.

Для решения обозначенных задач необходимо создать условия, в которых процесс физического воспитания будет протекать непрерывно, так как эффекты отдельных занятий постоянно должны взаимодействовать. Характер этого взаимодействия зависит от содержания занятий, продолжительности интервалов между ними, общего режима жизни занимающихся, характера их основной деятельности, динамики восстановительных процессов. Непрерывность физического воспитания предполагает сочетание разнообразных форм занятий, каждое из которых представляет собой относительно обособленный, завершенный, самостоятельный фрагмент непрерывного процесса.

Следует отметить, что в настоящее время активно ведется дискуссия относительно содержания школьной физической культуры. В связи с этим выдвигаются новые концепции школьной физической культуры [6, 14].

Так, в своих работах, Давыдов В. В. делает выводы о том, что решение вопросов связанных с изменением ценностных ориентации школьной физической культуры предполагает существенное изменение содержания и методов образования. В частности, возникает проблема введения в программу учебных предметов тех знаний, которые соответствуют достижениям современной науки и культуры. В связи с этим предстоит разрешить такого рода практические вопросы: где найти учебное время и место в учебном плане для преподавания стремительно нарастающего объема новых знаний, как развивать у учащихся те способности, которые позволят им полноценно усваивать, а затем успешно применять эти знания и т.п. При этом многие педагоги понимают, что задача современной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся ту или иную сумму знаний, например, в области физической культуры, сформировать необходимые умения и навыки, но и в том, чтобы научить их самостоятельно ориентироваться в огромном массиве имеющейся информации. Иными словами, необходимо организовать такое образование, которое имеет ярко выраженный развивающий характер [14].

В своих работах автор новой концепции формирования основ учебного предмета физической культуры в общеобразовательной школе, Матвеев А. П., отмечает приоритет развития личности ребенка в процессе учебно-воспитательной педагогической деятельности, необходимость отражения этого приоритета, как в содержании учебного материала, так и в формах организации учебной деятельности. Он также выделяет основные тенденции в разработке новых ценностных направлений в сфере школьной физической культуры [7]:

- необходимость в "смещении акцентов" с физической подготовки школьников на формирование "культуры здоровья, воспитание здорового образа жизни" (В.И. Лях, 1992);

-       активное внедрение "спортивных  средств и технологий" в учебный процесс школьников разных возрастных групп;

-       направленное развитие интеллектуальных способностей и творческой самостоятельности  учащихся  в  процессе  освоения  ими учебного материала (А. П. Матвеев, 1991; Н. X. Хакунов, 1993; В. Н. Шаулин, 1995);

насыщение учебного материала физической культуры специальными знаниями и умениями по организации самодеятельных форм занятий физическими упражнениями (С.А. Гониянц, 1988; В. А. Пономарчук, 1988);

-необходимость в демократизации педагогической деятельности учителей,   обеспечивающей   широкие   возможности   их   творческого развития, в том числе, посредством внедрения в учебный процесс их собственных учебных программ по предмету физического воспитания (В. К. Бальсевич, 1996; Л. И. Лубышева, 1995; В. И. Лях. 1995).

Необходимо отметить, что, понимая все многообразие точек зрения и преложенных вариантов совершенствования физического воспитания школьников, и осознавая всю важность этого вопроса в данной работе, основное внимание будет сосредоточено на физической нагрузке на занятиях физической культуры в школе.

 

1.3. Взаимосвязь содержания и формы занятий

Как известно, условием качественного проведения занятия является целесообразность его построения [17]. Форма занятия и его структура должна соответствовать его содержанию, которое определяется задачами занятия, условиями его проведения и контингентом занимающихся. В свою очередь содержание занятия должно основываться на биологических закономерностях функционирования организма человека. В большой степени содержание занятия ориентированно на закономерности изменения работоспособности организма.

В учебнике по теории и методике физической культуры Л. П. Матвеева написано о том, что занятие делится на части в каждой, из которых ставятся и решаются определенные задачи. Вместе с тем Л. П. Матвеев отмечает некоторую степень условности такого деления занятия.

Он объясняет это тем, что структура и содержание занятия должны, в первую очередь, основываться на группах общих и специфических принципов физического воспитания. При построении занятия эти принципы конкретизируются следующими требованиями [16]:

 - занятие должен решать образовательньте, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, побуждать к активной деятельности;

-  задачи занятия должны быть предельно конкретны, учитывать физическое развитие и подготовленность учащихся, обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и в то ж время иметь определенную законченность и целостность;

 -  содержание занятия, методика его организации и проведения должны периодически изменяться, сохраняя при этом направленность воздействий на решение основных задач физического воспитания;

 -  содержание и нагрузка на занятие должны сочетаться с другими общеобразовательными занятиями в расписании учебного дня.

Отмечается необходимость вовлекать занимающихся в учебную деятельность всех в равной мере, но в то же время с учётом индивидуальных особенностей.

Важно также правильно учитывать величину оказываемого воздействия. Так в своих работах Я. М. Коц отмечает наличие пороговых нагрузок, которые заведомо превышают обычную (бытовую повседневную или привычную) нагрузку (степень воздействий).

Следовательно, для того, чтобы в результате воздействия получился желаемый тренирующий эффект, необходима определенная величина воздействия на соответствующие структуры организма, превышающая за которым она, эта величина, вызывает требуемые изменения.

Несомненно, что в этом случае структура, на которую планируется оказать воздействие, да и весь организм, должны быть заблаговременно подготовлены к предстоящему воздействию.

Решение той или иной задачи на занятиее физической культуры, по видимому, должно носить фазовый, этапный характер. Логично, что прежде чем воздействовать на нужную структуру с достаточно высокой величиной воздействия, необходимо подготовить ее к таковому, а впоследствии приблизить к предрабочему уровню для правильного течения восстановительных и других процессов.

Данное утверждение нашло свое отражение в классической структуре занятия физической культуры и в общих закономерностях форм построения занятий в физическом воспитании изложенных в учебниках. В настоящее время общепринятой и распространенной в большинстве учебных заведений считается структура занятий физической культуры, описанная в учебнике по теории и методике физической культуры Л. П. Матвеева [ 5, 11]. Занятие делят на 3 части: подготовительную (разминка), основную и заключительную части. Каждая часть имеет свои специфические, но связанные с общей логикой занятия, задачи и содержание.

Содержание подготовительной части должно обеспечивать организацию учащихся, активизацию их внимания, подготовку организма к физическим нагрузкам. Форма этой части может иметь варианты, но, как правило, занятие начинается вводным ритуалом - построением, рапортом, сообщением о задачах занятия и его организации, последовательности прохождения учебного материала. Этот ритуал способствует настройке учащихся на решение задач занятия, установление соответствующих взаимоотношений между педагогом и учениками. После этого начинается разминка, содержащая комплекс упражнений последовательно и не форсированно готовящий системы организма к решению главных задач занятия. Эти упражнения могут быть как обще-, так и специально - подготовительного характера. Соответственно разминка подразделяется на общую и специальную.

Общая разминка включает упражнения, неспецифические по отношению к главным задачам занятия. Ее цель - активизировать системы организма, вызвать сдвиги, способствующие эффективному проявлению двигательных возможностей, разогревание, растягивание мышц.

Последовательность упражнений обусловлена как физиологическими закономерностями, так и логическими связями между упражнениями.

В качестве средств используются хорошо освоенные и легко дозируемые упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, позволяющие воздействовать на отдельные группы мышц, суставы и связки. Это могут быть строевые упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ), ходьба, бег в комбинации с вращательными и маховыми движениями, прыжки, элементы подвижных игр и т.д.

Специальная разминка направлена на активизацию систем организма, ответственных за решение главных задач занятия. Она включает упражнения и их элементы, подобные по координации, динамике и энергетике упражнениям основной части занятия. Поэтому выбор средств для этой части разминки ограничен и зависит от содержания основной части занятия.

В подготовительной части могут решаться образовательно-воспитательные задачи, например, обучение строевым упражнениям, приучение к чёткости выполнения команд, слаженности действий и тому подобные.

Принципиально продолжительность разминки стремится к минимуму. Практически она составляет от 7 до 15 минут.

Эффективность подготовительной части оценивается по состоянию занимающихся, способствующему или затрудняющему решение главных задач занятия.

Чем меньше задач решается в основной части занятия, тем более эффективно может быть решена каждая из них. Этим объясняется тенденция к ограничению количества задач, решение которых планируется в занятиее.

В основной части должно происходит решение главных задач занятия. Задачи, требующие для своего решения продолжительный отрезок времени, также целесообразно относить к этой части занятия.

Занятие, направленный на решение одной главной задачи, например на разучивание сложного действия или создание мощного развивающего эффекта, называется целевыми или однонаправленным. Такие занятиеи характерны для сферы спорта. В других сферах, в частности в Общеобразовательной школе в связи с небольшим количеством занятий и многогранностью программ физического воспитания чаще строятся комплексные занятиеи с выделением в основной части разделов, направленных на последовательное решение различных задач. Для построения такого занятия большое значение имеет характер взаимодействия разделов основной, части занятия. Поэтому необходимо предусмотреть оптимальную последовательность упражнений в разделах основной части занятия. При этом рекомендуется исходить из следующих положений:

  -  основную часть следует начинать с разучивания координационно сложных действий, требующих концентрации внимания и высокой работоспособности, которые достигаются в разминке. Задачи по воспитанию физических качеств и закреплению сформированных навыков могут решаться в дальнейшем на фоне утомления;

 -  при совершенствовании функциональных свойств организма в основной части занятия скоростные и силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на выносливость. Комплексирование скоростных и силовых упражнений позволяет использовать эффект последействия, благодаря которому силовые упражнения следующие за скоростными и, наоборот, скоростные, следующие за силовыми выполняются более эффективно. А утомление, вызываемое ими, повышает эффективность упражнений “на выносливость”;

 -   при воспитании выносливости упражнения в анаэробном режиме должны предшествовать упражнениям аэробного характера;

 -   в круговой тренировке координационные упражнения должны предшествовать скоростным и силовым. Комплексирование упражнений в такой последовательности позволяет воздействовать на общую работоспособность;

 -   при выполнении комплексов упражнений придерживаются порядка поочерёдного воздействия на основные мышечные группы и постепенного увеличения нагрузки. Например упражнения для рук и пояса верхних конечностей; упражнения для ног; приседания; упражнения для туловища; прыжки дыхательные упражнения; упражнения на расслабление .

 -   в соответствии с этими методическими правилами, в основной части занятия принято выделять разделы - обучающий г развивающий. В первом преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во втором - с совершенствованием двигательных способностей.

По-видимому, продолжительность основной части должна зависеть от продолжительности нагрузки достаточной по величине воздействий на ученика для его перевода в новое состояние, соответствующее поставленным в основной части задачам. Например, продолжительность времени в основной части занятия отведённая на воспитание собственно силовых качеств составит такой временной отрезок, за который учитель сможет вызвать в организме ученика определенные изменения в физиологических системах, на которых базируется проявление силы. Вызванные изменения должны быть достаточны для активации процессов, ответственных за прирост силовых показателей (в частности синтез новых белковых структур проч.). В свою очередь, есть данные, о том, что воспитание общей выносливости происходит при нагрузке свыше аэробного порога длящейся более 20 минут [

Средствами воздействия в основной части служит все разнообразие средств физического воспитания.

Для организации деятельности занимающихся в основной части занятия чаще используется групповой способ, при котором занимающиеся подразделяются на группы, “отделения”. Каждая группа выполняет свое задание. Педагог руководит группами совместно с помощниками.

Продолжительность основной части может быть различной, но, как правило, составляет 2/3 времени занятия. Как отмечалось выше, в норме оно должно быть достаточным для решения главных задач занятия.

Заключительная часть занятия имеет преимущественно восстановительную направленность. Таким образом, эта часть занятия используется для его физиологически оправданного завершения (перевод ученика из состояния повышенной активности в состояние близкое к исходному).

Содержание этой части составляют упражнения, отличающиеся от основных, причем интенсивность действий постепенно понижается. Это могут быть перестроения, ходьба, дыхательные Упражнения, упражнения на растягивание и расслабление мышц.

В этой части подводятся итоги, оценивается степень решенности задач, учащиеся ориентируются на очередные задачи. Как правило, это реализуется фронтальным способом, но оценки по возможности даются индивидуально. К образовательным задачам, типичным для этой части относят: обучит умению постепенно интенсивность упражнений, анализировать проделанную работу, переключаться на последующую деятельность.

Заключительная часть может состоять из нескольких подразделов. Как и в других частях занятия в этой части важна целесообразность последовательности подобранных упражнений.

Продолжительность этой части зависит от глубины утомления. Часто она составляет около 5 - 10 минут. В это время не включены гигиенические процедуры, переодевание и отдых, хотя фактически эти мероприятия соответствуют функциям заключительной части занятия.

Необходимость решения разных задач при помощи сочетание разных видов деятельности нашла свое отражение в разделении занятий на типы. В настоящее время наиболее известна приводимая ниже классификации занятий физической культуры в школе. [ 6, 14]

Все урочные формы занятий физическими упражнениями по их основной направленности подразделяются на занятия общей физической подготовки, спортивно-тренировочные занятия и занятия профессионально

- прикладной физической подготовки.

По характеру учебной работы выделяют занятия по освоению нового материала, занятия по совершенствованию освоенного — тренировочные занятия (в узком смысле слова), занятия закрепления, контрольные занятия и занятия смешанного типа.

По составу привлекаемых средств различают занятия с однородным материалом (например, занятие гимнастики, игр, лыжной подготовки) и комплексные занятия (включающие материал из разных разделов программы), то есть занятия с комплексным материалом.

По количеству решаемых задач выделяют занятие, направленный на решение одной главной задачи. Такой занятие называется целевым или однонаправленным. Занятие, направленных на последовательное решение различных задач называется комплексным.

Отмечают преобладание комплексных занятий в младших классах и постепенное увеличение количества однородных занятий от класса к классу[3].

Для физического воспитания в целом характерно преобладание занятий смешанного типа, т.е. совмещение на одном занятии изучения нового материала, совершенствования и проверки ранее освоенного. То есть в рамках каждого занятия часто проходит решение одной или нескольких задач. Решение задач занятия может проходить последовательно или параллельно. Как правило, в рамках занятия ФК школе происходи параллельно решение нескольких (2-4) задач. Для решения разных задач занятия используются разнообразные средства и методы воздействия на организм ученика.

Планируя методику проведения урочного занятия, учитель соотносит содержание “частных” методик решению той или иной задачи, и находит их место в занятии, формулирует учебных задания и методические указания. Кроме этого, в логике решения учебных задач необходимо предусматривать “организационные связки” частей и элементов занятия, наличие необходимого инвентаря и оборудования и его распределение по площади спортивного зала.

Контрольные занятия проходят обычно по типу спортивных соревнований. На них должны быть обеспечены строгий порядок, соответствие правилам соревнований, четкая фиксация результатов.

Следует отметить, что структура занятия (способ построения) определяется не только изменением работоспособности, как говорилось выше, но и логикой учебно-воспитательного процесса, которая, в свою очередь, обусловлена специфическими закономерностями обучения и воспитания. В рамках занятия может организовываться разная по структуре учебно-воспитательная деятельность. Так подготовительные функции первой части могут сочетаться с решением различных учебных или воспитательных задач.

 

1.4. Управление нагрузкой в урочных формах физической культуры в школе

Для создания условий, когда занимающийся работает в той или иной зоне интенсивности необходимо управление нагрузкой со стороны учителя. для этого учителем подбирается определенное сочетание средств и методов воздействия, а также частных методик решения тех или иных задач.

Испытываемые учащимися трудности можно регламентировать с помощью организации материально-технических условий занятия; размещения и перемещения занимающихся; организации учебной деятельности занимающихся; организация предметного содержания занятия [ 24].

С целью изменения величины нагрузки учитель может варьировать количество повторений упражнения, характер отдыха между повторениями, количество серий упражнений.

В литературе можно встретить приводимые ниже рекомендации по дозированию физической нагрузки на занятиях физическими упражнениями[5].

Отмечается, что изменение мощности механической работы, совершаемой занимающимся, ее уменьшение или увеличение, достигается изменением:

- числа звеньев тела, одновременно участвующих в работе. Изменение числа звеньев изменяет активную массу мышц. Чем больше мышц задействовано в том или ином упражнении, при прочих равных условиях. тем выше энергозатраты;

- амплитуды (размаха) движений, т.е. величиной перемещения центра масс отдельных звеньев;

- амплитуды перемещения общего центра масс (ОЦМ) тела в вертикальной плоскости, в этом случае дополнительная энергия тратится на работу против силы тяжести;

- амплитуды перемещения ОЦМ тела в горизонтальной плоскости, в этом случае дополнительная энергия тратится на разгон и торможение ОЦМ тела и перемещение звеньев тела относительно ОЦМ;

- изменением момента сил в суставе (изменение ‘рычага’). Увеличение “рычага”, при прочих равных условиях, увеличивает степень напряжения мышц, обслуживающих этот сустав, что, в большинстве случаев, приводит к снижению механической эффективности работы мышц;

- темпа (частоты движений в минуту), скорости движений;

Изменение общего количества механической работы (т.е. время двигательной активности), определяет степень исчерпания запасов углеводов и энергорасход на занятии. Снижение углеводных запасов организма является одной из основных причин, приводящих к появлению объективных и субъективных признаков утомления к концу занятия.

Включение в занятие движений с различной степенью освоенности занимающимися приведет к изменению величины переносимой нагрузки. От освоенности движений и их координационной сложности зависит степень участия в работе мышц антагонистов, наличие или отсутствие «лишних движений», психо - эмоциональное напряжение и т.д., а, следовательно, энергозапрос и активность симпато-адриналовой системы (САС).

От доли различных по сложности технических элементов в занятии и быстроты смен положения звеньев тела (т.е. резкие разгоны и остановки звеньев) зависят: степень вовлечения быстрых гликолитических мышечных волокон в работу, то есть, понижение рИ мышц и крови; рефлекторная активизация САС; степень повреждающего воздействия занятий на опорно-двигательный аппарат (ОДА) за счет механических и химических факторов; соотношение использования жиров и углеводов в качестве субстратов окисления.

Громкостью. эмоциональной окраской музыки (если присутствует музыкальное сопровождение) и “эмоциональным воздействием” самого учителя также можно воздействовать на занимающихся.

Все перечисленные выше факторы могут использоваться учителем для организации адекватного по величине воздействия на организм ученика в любой части занятия и в процессе выполнения практически любой деятельности на протяжении занятия физкультуры.

Заключение. Одним из компонентов физической культуры является базовая физическая культура. Ее основной целью является формирование базовой физической подготовленности. Базовая физическая культура включает в себя школьную и пролонгирующие разновидности физической культуры. Решение разных задач школьной физической культуры достигается сочетанием основных и дополняющих форм физической культуры. В школе основной формой решения задач базовой физической культуры по праву считается занятие физической культуры.

Вопрос оптимального построения занятия физической культуры и дозирования нагрузки на занятии исследуются на протяжении многих лет. В настоящее время накоплен большой объем практический и теоретический материал, и вместе с тем процесс совершенствования продолжается, а исследователи данной проблемы предлагают разные подходы.

Вместе с тем. общепризнанно считается, что для успешного решения задач физического воспитания, учитель должен определенным образом, преимущественно при помощи регламентации двигательной активности, адекватно воздействовать на учащихся.

Органическая взаимосвязь внешних и внутренних параметров нагрузки, определяет необходимость построения системы занятий физической культуры таким образом, чтобы взаимодействие этих параметров (внутренних и внешних) способствовало достижению учащимся поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2 Методы исследования:

В процессе исследования на базе диалектико-материалистической методологии, наряду с общепринятыми методами сбора исходного материала, анализа, обобщения и теоретической интерпретации (общие способы библиографического розыска, обработки документальных материалов наблюдения, традиционные логические методы.

1.Анализ литературных источников

2.Метод наблюдения

3.Педагогические исследования;

4.Методы математической статистики

Анализ литературных источников. На его основе строится само исследование, и сопоставляются полученные результаты с данными уже существующих разработок. Такой подход позволяет представить наиболее эффективные методы и средства физической культуры влияющей на успеваемость учащихся, не как механическое перечисление источников по исследуемой проблеме, а как направление исследования и научного поиска актуальных фактов.

Метод наблюдения — один из наиболее классических. Он многое может сказать о степени эффективности применяемых средств и методов. Систематически наблюдая за урочными и внеурочными занятиями имеется возможность неоднократно наблюдать, насколько успешно (легко, быстро) обучаются школьники различным двигательным действиям. Как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах и подвижных играх; насколько своевременно и находчиво перестраивают они двигательные действия в ситуациях внезапного изменения обстановки.

Педагогические исследования проводился с целью определения физиологических параметров учащихся старшей школы; ЧСС, аэробной и анаэробной производительности во время  физических упражнений.

Метод    определения    аэробного   и    анаэробного    порогов.

Отмечается,   что   понятие   об   аэробном   и   анаэробном   пороге - центральное при прогнозировании эффектов аэробной тренировки [2]

Для определения мощности аэробного и анаэробного порогов применялся ступенчатый тест. При педалировании на велоэргометре с , заданным темпом каждые 2-4 минуты увеличивалось сопротивление. По характеру изменений и величине ЧСС и легочной вентиляции судили о мощности аэробного и анаэробного порогов [17]

Аэробный порог (АэП) - это показатель мощности в тесте с возрастающей нагрузкой, при котором в крови начинают появляются продукты анаэробного гликолиза - лактат и ионы водорода – выше уровня покоя. Это происходит потому, что в работу в существенном объеме     начинают     вовлекаться     мышечные     волокна,     имеющие гликолитический метаболический профиль, которые мало активны при низкой интенсивности нагрузки.

Анаэробный порог (АнП) характеризует интенсивность работы, при   которой   способность   организма   утилизировать   образующийся лактат и нейтрализовать ионы водорода достигает максимума. То есть, если продолжать увеличивать нагрузку выше этой мощности, то в крови лавинообразно начнет накапливаться молочная кислота и нарастать другие признаки объективного и субъективного утомления. Другими словами, АнП он характеризует максимальную мощность, при которой можно работать без «закисления» (приблизительно, 65-75% от МПК) организма. Работу с такой постоянной мощностью взрослый человек может поддерживать 10-90 минут в зависимости от тренированности.

Считается, что мощности АэП и   АнП - это ключевые характеристики аэробных способностей и силы мышц (главным образом медленных и быстрых мышечных волокон), выполняющих основную, механическую работу в данном упражнении. Вместе с тем МПК - интегральная характеристика аэробных способностей мышц, мощности дыхательной мускулатуры, кислородтранспортной способности сердечно-сосудистой системы (главным образом – производительности миокарда как насоса).

Отмечается, что не существует единого значения АэП, АнП или МПК для данного человека. Их значения различны для разных видов двигательной активности, для одних и тех же упражнений с разной степенью освоенности и для различных вариантов техники их выполнения [12, 21].

Математико-статистические методы.

Для математической обработки материалов, полученных в процессе исследования, выявления закономерностей в полученных показателях, вычислялись следующие статистические показатели: средние арифметические величины исследуемых признаков (Х); стандартная ошибка среднего арифметического (m).

2.3. Организация исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - проходил с сентября по начало ноября 2011 года. В этот период проводился анализ научной литературы по избранной теме. Обобщались теоретические разработки по литературным данным.

Второй этап проходил с ноября по декабрь 2011 года в нем на основании результатов исследования методической и научно-методической литературы путем анализа и сравнений выявлялись эффективные методики, средства и параметры физической нагрузки влияющей на успеваемость учащихся старшей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Физическое здоровье как фактор определяющий уровень работоспособности и успеваемости учащихся старшей школы

 

3.1. «Тренирующий потенциал» уроков физической культуры в школе.

Как было отмечено выше, для получения необходимых изменений в состоянии учеников необходимы адекватные воздействия. Важнейшим для укрепления здоровья подрастающего организма является совершенствование аэробных способностей [2, 15].

Существующие рекомендации по тренировке аэробных способностей предполагают использование нагрузки, на уровне ЧСС 150-160 уд/мин, когда в работу вовлекаются все окислительные мышечные волокна. Верхней границей служит нагрузка, на уровне ЧСС 170-180 уд/мин, когда все окислительные мышечные волокна функционируют на пределе своих способностей. Переход границы анаэробного порога грозит лавинообразным увеличение концентрации молочной кислоты в мышцах, что может привести к негативным последствиям, которые выразятся в перетренированности, истощении организма и снижении работоспособности. [21]

Для совершенствования аэробных способностей характерна продолжительная работа, требующая относительно полной мобилизации возможностей организма. Предпочтительными считаются такие виды, как бег, плавание, гребля и другие [16].

В рамках школьной программы задачи совершенствования аэробных способностей, как правило, служат легкоатлетические и лыжные кроссы.

Следует отметить, что в качестве критерия величины нагрузки на уроке предлагается использовать показатель моторной плотности урока

Из данных таблицы 2 видно, что моторная плотность уроков на которых велось наблюдение была высокой, в среднем 77%. Вместе с тем, время нахождения в зоне интенсивности, между аэробным и анаэробным порогами, имеющей развивающий тренирующий и оздоровительный эффект, у учеников существенно различалось.

Таким образом, можно сделать заключение, что моторная плотность уроков не позволяет в полной мере охарактеризовать величину нагрузки на уроке. Невозможно достаточно полно оценить эффективности урока с помощью лишь одного критерия, даже такого как моторная плотность урока.

Для дальнейшего уточнения влияния уроков физической культуры на организм учеников предлагается ввести понятие «тренирующий потенциал» уроков физической культуры в школе.

Тренирующий потенциал уроков физической культуры характеризуется величиной физической нагрузки и представляет собой критерий оценки эффективности решения задач воспитания физических качеств в рамках одного урока.

В качестве критериев нагрузки на уроке предлагается оценивать следующие показатели: моторную плотность урока, среднюю ЧСС урока, продолжительность работы с интенсивностью, находящейся между аэробным и анаэробным порогами; стандартное отклонение ЧСС на уроке.

Величины моторной плотности на уроках разного типа достаточно хорошо изучены, и хоть не несут всю информацию о величине нагрузки, которую испытывает организм учащихся, все же могут быть полезны для анализа уроков физической культуры.

Средняя ЧСС будет, по-видимому, отражать средний уровень нагрузки, характерны для данного урока. В комплексе с другими показателями она позволит лучше оценить тренирующий потенциал урока физической культуры.

Как известно, физические свойства мышц определяются количеством мышечных волокон (MB), а в каждом мышечном волокне -количеством миофибрилл, АТФ-азной активностью миозина, массой митохондриальной системы, запасами гликогена и жира.

Проявление такого физического качества как выносливость во многом связанно с уровнем аэробной производительности. Есть информация, подтверждающая пригодность на основании величин анаэробной производительности оценивать митохондриальную массу работающих мышц [22].

Митохондрии поглощают кислород, ионы водорода, аденозиндифосфат, пируват или жирные кислоты, выделяют углекислый газ, воду, аденозинтрифосфат (АТФ) – универсальную энергетическую молекулу. Если масса митохондрий и фермента лактатдегидрогеназы сердечного типа (ЛДГ-С) преобладают в мышечном волокне, то такое волокно называют окислительным. В других мышечных волокнах преобладают ферменты гликолиза и лактатдегидрогеназы мышечного типа (ЛДГ-М), поэтому при их активации разворачивается анаэробный гликолиз, а мышечные волокна классифицируются как гликолитические [27].

Для определения мощности (массы) митохондриальной системы активных мышц применяется ступенчатый тест с увеличением нагрузки. Увеличение сопротивления в заданных условиях означает рекрутирование мышечных волокон от окислительных к гликолитическим. После рекрутирования всех окислительных MB начинают функционировать гликолитические MB, в крови начинают накапливаться продукты анаэробного гликолиза - ионы водорода, лактат, угликислота (СО2), которые стимулируют деятельность сердца и органов дыхания. Этот момент определяется как аэробный порог и по нему можно судить о силе окислительных MB, которая проявляется в аэробном режиме энергообеспечения. Дальнейшее увеличение нагрузки (мощности работы) приводит к моменту нарушения динамического равновесия, когда количество продуцируемого лактата активными гликолитическими MB становится больше его потребления в окислительных MB. Этот момент определяется как анаэробный порог и он характеризует максимальную мощность митохондриальной системы.

Естественно, что протестировать каждого учащегося и оценить его аэробный и анаэробный пороги, а также МПК, нет никакой возможности.

На основании полученных данных нами были выявлены границы ЧСС, характерные для работы в зонах аэробной и анаэробной мощности. Так аэробной работе соответствует ЧСС, равная от 37 до 62% от теоретически рассчитанной максимальной ЧСС. Расчет велся по формуле 220 минус возраст в годах. Полученные цифры аэробной производительности согласуются с данными других источников ( соответственно 60%). Анаэробная производительность у  учащихся старшей школы по данным разных авторов несколько расходится, в одних источниках - 78% в других 85% [12,16].

Необходимо констатировать, что размах проведенного исследования не позволяет окончательно утверждать, что полученные величины характерны для оптимальных уровней нагрузок, однако имеющиеся данные говорят в пользу корректности приведенных данных и о возможности использовать их в качестве ориентира при нормировании нагрузки. Средние величины ЧСС, характерные для уровней аэробных и анаэробных нагрузок составили у детей 129 и 161 удар в минуту, что характерно для умеренной или средней нагрузки.

В литературе есть указания, что тренировка со значительным варьированием величины нагрузки (и, следовательно, ЧСС) является более эффективной. Так как в процессе урока физической культуры решаются образовательные задачи, а воспитание разных физических качеств человека предполагает отличные друг от друга методики их решения, ЧСС в процессе урока может значительно меняться. Так для части урока, направленной на воспитания силовых способностей величины ЧСС могут значительно варьироваться, то, значительно увеличиваясь, то уменьшаясь. Также это будет характерно и для интервального метода упражнений, который хорошо зарекомендовал себя в качестве одного из методов тренировки аэробной выносливости.

По-видимому, в рамках урока физической культуры, когда стоит проблема лимита времени, большая изменчивость величины нагрузки будет служить повышению эффективности урока. Например, выполнение серии ускорений с достаточно продолжительным интервалом отдыха позволит ученикам кратковременно выходить в зону высокой интенсивности. Вместе с тем, значительная часть урока будет проходить в зоне средней интенсивности, то есть между аэробным и анаэробным порогами. Для оценки вариабельности, то есть изменчивости величины нагрузки на уроке физкультуры предлагалось оценить стандартное отклонение величины ЧСС на уроке.

В заключение следует отметить, что полученные в исследовании материалы дают основание предполагать, что оценка «тренирующего потенциала» урока физической культуры в общеобразовательной школе на основе лишь одного критерия - моторной плотности урока, не совсем корректна.

Для оценки эффективности уроков физической культуры относительно их влияния на физиологические изменения организма учащихся кроме моторной плотности урока, по-видимому, целесообразен учет средней величины ЧСС за урок, продолжительности работы с интенсивностью, находящейся между аэробным и анаэробным порогами определяемые по ЧСС на уроке.

 

3.2. Педагогические исследования

С целью уточнения влияния уроков физической культуры на организм учащихся и уровня подготовленности и успеваемости учащихся старших классов объективизации параметров физической нагрузки на уроке в процессе исследования были протестированы 4 ученика общеобразовательной школы. Возраст учеников - 15 лет. Проводился нагрузочный тест, призванный оценить уровень аэробной и анаэробной нагрузки влияющий на успеваемость учащихся старшей школы. Результаты тестирования приводятся в таблице 1.

Абсолютные показатели мощности работы по результатам тестирования на уровне максимальной аэробной мощности в среднем составляли 65,5 Ватт. У разных испытуемых значения колебались от 56 до 75 Ватт. Средние относительные показатели мощности работы на уровне максимальной аэробной мащности составили 1,12 Ватт на килограмм веса. Минимальное значение было зафиксировано у Чубко М. - 0,85 Ватт/кг, а максимальное у Гришина Н. - 1,46 Ватт/кг.

Средняя ЧСС на уровне аэробного порога у испытуемых составляла 129 ударов в минуту. Индивидуальные колебания находились в диапазоне от 120 до 136 уд/мин. Величина ЧСС на уровне аэробного порога в среднем равнялась 62% от рассчитанной максимальной ЧСС.

Максимальная ЧСС рассчитывается по формуле: 220 минус возраст годах (220 - возраст в годах). Эти данные совпадают с литературными данными. В частности, отмечается, что нижней границей рекомендованной тренировочной зоны интенсивности для детей является ЧСС равная 60% от максимальной ЧСС. [24].

Таблица 1

Результаты тестирования.

 

Параметр

ФИО

Х ср

стандартное отклонение

 

 

И. А.

Ч. М.

А. Н.

Г. Н.

 

 

отклонение

 

Возраст (лет)

15

15

15

15

10,0

0,0

Масса (кг)

45,0

56,0

56,4

51,2

52,1

7,7

 

 

 

 

 

 

 

Абсолютные показатели

 

 

 

 

 

 

 

\Л/АэП(Вт)

56

56

75

75

65,5

11,0

ЧСС АэП (уд/мин)

136

130

120

129

128,8

6,6

ПКАэП (л/мин)

0,75

0,75

1

1

0,9

0,1

WAHn(BT)

112

150

150

150

140,5

19,0

ЧСС АнП (уд/мин)

162

161

150

171

161,0

8,6

ПК АнП (л/мин)

1,5

2

2

2

1,9

0,3

W МПК (Вт)

167

244

225

187

205,8

35,1

МПК (л/мин)

2,25

3

3

2,5

2,7

0,4

МАМ (Вт)

591

588

665

631

618,8

36,5

 

 

 

 

 

 

 

Относительные показатели

 

 

 

 

 

 

 

W АэП (Вт/кг веса)

1,02

0,85

1,13

1,46

1,1

0,3

ПК АэП (мл/кг веса/мин)

13,6

11,4

15,1

19,5

14,9

3,4

W АнП (Вт/кг веса)

2,04

2,27

2,26

2,93

2,4

0,4

ПК АнП (мл/кг веса/мин)

27,3

30,3

30,1

39,1

31,7

5,1

W МПК (Вт/кг веса)

3

3,7

3,4

3,7

3,5

0,3

МПК (мл/кг веса/мин)

40,9

45,5

45,2

48,8

45,1

3,2

МАМ (Вт/кг веса)

10,75

8,91

10,02

12,32

10,5

1,4

 

Где, W АэП - мощность на уровне аэробного порога,

ЧСС АэП - частота сердечных сокращений на уровне аэробного порога,

ПК АэП - потребление кислорода на уровне аэробного порога,

W АнП - мощность на уровне анаэробного порога,

ЧСС АнП - частота сердечных сокращений на уровне анаэробного порога,

ПК АнП - потребление кислорода на уровне анаэробного порога,

МПК - максимальное потребление кислорода на данный момент тестирования,

W МПК - мощность на уровне максимального потребления кислорода,

МАМ - максимальная алактатная мощность.

 

Такой показатель, как потребление кислорода изменялся на уровне максимальной  аэробного  мощности от 0,75 до 1 литра или от 11,4 мл/кг веса/мин до 19,5 мл/кг веса/мин. Средние величины составили соответственно - 0,87 литра и 14,9 мл/кг веса/мин. При анализе величин, характерных для перехода от аэробного энергообеспечения к анаэробному энергообеспечению было выявлено, что мощность работы на уровне анаэробного порога у учеников варьировалась от 112 до 150 Ватт, а в среднем равнялась 140,5 Ватт. В свою очередь средняя относительная величина равнялась 2,38 Ватт/кг. Минимальный показатель мощности был зафиксирован у Иванова А. - 2,04 Ватт/кг, а максимальное у Гришина Н. - 2,9 Ватт/кг.

Средняя ЧСС на уровне анаэробного порога составила 161 удар в минуту. Индивидуальные колебания находились в диапазоне 150 - 171 уд/мин. Величина ЧСС на уровне аэробного порога в среднем равнялась 78% от расчитанной максимальной. Эти данные близки к литературным, в которых отмечается, что нагрузка характерная анаэробному порогу приблизительно равна 80-85% от максимальной ЧСС [23].

Величина потребления кислорода на уровне аэробного порога у юношей варьировалось от 1,5 до 2 литров или от 27,3 до 39,1 мл/кг веса/мин. Средние величины составили соответственно - 1,87 литра и 31,7 мл/кг веса/мин.

Полученные в результате исследования величины ЧСС, выраженные в процентах от теоретической максимальной величины, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Значения показателей АэП, АнП и МПК относительно индивидуальных максимальных величин.

 

Показатель

Величина от максимальной ЧСС (%)

Мощность от МАМ (%)

АэП

62

11

АнП

78

23

МПК

 

33

В среднем, величина мощности работы на уровне аэробного порога составила у юношей 11 % от максимальной алактатной мощности (МАМ). Существуют данные, что у взрослых эта величина составляет 22% [20]. На уровне анаэробного порога мощность соответствовала 23% МАМ, у взрослых - 30%. Максимальное потребление кислорода составило 33% от МАМ. Для взрослых характерна величина в 40% [12].

На основе полученных данных можно сделать вывод о меньших по сравнению со взрослыми относительных величинах аэробного, анаэробного порогов и МПК относительно МАМ. Такие расхождения можно, по-видимому, объяснить менее эффективной организацией движений и работы функциональных систем организма подростков по сравнению со взрослыми, что согласуется с имеющимися данными [16, 24]

В рамках исследования, были выполнены и проанализированы 12 хронометражей шести уроков физической культуры в которых участвовали проходившие тестирование ученики. Данные анализа хронометражей приводятся в таблице 3.

Параллельно с ведением хронометража урока регистрировалась ЧСС. Пульсовые кривые и бланки хронометражей трех уроков, представлены на рисунке. В качестве примера на рисунке 1 отраженна динамика пульсовых кривых одного из уроков у двух учеников.

 


Рисунок 1. Пульсовые кривые урока № 2.

После обработка индивидуальных значений, вычислялись средние величины для всех учеников. Расчет величин велся для пяти уроков четвертой четверти учебного года. Все занятия проводились в апреле месяце. Среднее время работы ниже аэробного порога равнялось 7 минутам 52 секундам или  Регистрация ЧСС на уроках показала, что средняя величина максимальной ЧСС на уроках данной четверти равнялась 189 уд/мин. При этом средняя ЧСС составляла- 139 уд/мин, а средняя минимальная - 94 уд/мин.

Стандартное отклонение ЧСС составило 22 уд/мин. По-видимому, следует обратить внимание на то, что при оценке нагрузки на уроке физической культуры в школе данный показатель изучается впервые. В связи с чем существуют некоторые сложности в интерпретации полученных данных.

Необходимо отметить близкую к 100% общую плотность уроков, а также высокие показатели (77,1%) моторной плотности урока. Показатель общей плотности урока мог бы равняться 100%, однако объективные причины не позволили закончить урок в установленный срок. Урок закончился на 2 минуты раньше. Таким образом, если оценивать общую и моторную плотность рассматриваемых уроков можно сделать вывод об их высокой эффективности [8].

Вместе с тем, как видно из таблицы 7, у отдельных учеников продолжительность нахождения в зоне интенсивности между аэробным и анаэробным порогами на уроке существенно отличалась.

Можно предположить, что и «тренировочный эффект» от урока у них также варьируется, причем довольно значительно.

Необходимо обратить особое внимание на то, что при близких внешних параметрах нагрузки, в частности, сходных показателях общей и моторной плотности уроков, наблюдались значительные расхождения в продолжительности работы учащихся в разных зонах интенсивности.

Так на одном из уроков, на которых велось наблюдение за учениками, продолжительность работы в зоне средней интенсивности составила у Чубко М. 16 минут, в то время как у Гришина Н., только 12 минут. Разница - 4 минуты или, почти, 10% процентов продолжительности урока. Существенно отличалась и продолжительность работы в зоне низкой интенсивности, у Гришина -25 минут, а у Чубко М. - 15 минут. Показательно также время нахожденя каждого ученика в зоне высокой интенсивности - 2 минуты Гришин. Н. и 8 минут у Чубко М. Эти данные ставят под вопрос корректность характеристики величины нагрузки только с учетом моторной плотности урока. Как показали результаты наблюдения, величина нагрузки для каждого ученика при одинаковой моторной плотности урока значительно различалась. В связи с этим нами были предложены новые критерии оценки нагрузки на уроке физкультуры в общеобразовательной школе.

Заключение.

В работе уточнены представления о некоторых проблемных вопросах организации занятий в сфере базовой физической культуры. Основное внимание было обращено на основную форму организации занимающихся, каковой является урок физической культуры. В результате на основе уточнения и выделения более информативных и объективных параметров физической нагрузки были предложены пути оптимизации построения урока физической культуры в школе. Для этого было предложено при оценке величины воздействия уроков физической культуры на организм занимающихся в качестве параметров физической нагрузки оценивать моторную плотность урока, среднюю ЧСС урока,


Таблица 3.

Анализ хронометражей уроков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Параметры

Работа выше АнП

Работа между АэП и АнП

Работа ниже АэП

Максимальная ЧСС урока

Средняя ЧСС урока

Минимальная ЧСС урока

Стандартное отклонение ЧСС

Количество ударов

Общая плотность урока:

Моторная плотность урока:

(мин, сек)|    %

(мин, сек) |     %

(мин, сек)|    %

Урок1

Гришин Н.

08:50,0

9,8%

34:40,0

38,6%

46:25,0

51,6%

209

131

78

24,7

11779

100,0%

68,9%

Чубко М

18:25,0

20,4%

37:05,0

41,2%

34:35,0

38,4%

191

137

71

27,6

12352

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

13:37,5

15,1%

35:52,5

39,9%

40:30,0

45,0%

200

134

75

26

12066

 

 

Урок 2

Гришин Н.

02:10,0

5,4%

12:20,0

30,8%

25:30,0

63,8%

183

124

85

24,5

4970

100,0%

75,0%

Чубко М.

08:30,0

21,3%

16:25,0

40,8%

15:05,0

37,9%

185

138

90

24,3

5508

 

 

Иванов А.

18:30,0

46,3%

13:30,0

33,8%

08:00,0

20,0%

205

160

112

24,9

6413

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

09:43,3

24,3%

14:05,0

35,1%

16:11,7

40,6%

191

141

96

25

5630

 

 

УрокЗ

Гришин Н.

03:20,0

3,2%

16:50,0

42,1%

19:50,0

49,6%

190

131

84

26,3

5210

100,0%

52,5%

Аристарков Н.

14:40,0

36,7%

16:05,0

30,2%

13:15,0

33,1%

187

137

87

25,5

5491

 

 

Иванов А.

17:00,0

42,5%

15:30,0

38,8%

07:30,0

33,1%

202

157

115

21,2

6293

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

11:40,0

27,5%

16:08,3

37,0%

13:31,7

38,6%

193

142

95

24

5665

 

 

Урок 4

Гришин Н.

03:15,0

8,0%

24:25,0

61,0%

12:20,0

31,0%

183

138

90

21

5474

100,0%

75,5%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 5

Аристарков Н

09:10,0

23,5%

13:25,0

34,4%

16:25,0

42,1%

187

127

84

25,2

4963

97,5%

78,7%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 6

Гришин Н.

00:50,0

2,1%

29:00,0

72,7%

10:10,0

25,3%

188

139

95

16,9

5571

100,0%

Г^    82,5%

Иванов А.

10:15,0

25,6%

24:20,0

60,8%

05:25,0

13,5%

190

152

117

14,5

6092

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее

05:32,5

13,9%

26:40,0

66,8%

07:47,5

19,4%

189

146

106

16

5832

 

 

 

Средние значения пяти уроков (урок "№ 2-6) одной четверти для всех учеников

07:52,2

19,4%

18:56,7

46,9%

13:15,2

34,3%

189

139

94

22

5513

98,8%

77,1%

ЧСС - частота сердечных сокращений (уд/мин)

АнП - Анаэробный порог

АэП - Аэробный порог

 


продолжительность работы с интенсивностью, находящейся между аэробным и анаэробным порогами; стандартное отклонение ЧСС на уроке..

Выводы.

На основании полученных данных были сделаны следующие выводы:

1. В литературе существуют отличные друг  от друга мнения относительно величины частоты сердечных сокращений и зон интенсивности влияющих на развитие работоспособности.

2. Оценка величины нагрузки на уроках физической культуры в школе   на   основе определения  только общей и моторной плотности урока недостаточно корректна.

3. Для более эффективной оценки   внутренних   параметров нагрузки   на  уроках физической культуры в школе кроме моторной плотности целесообразно регистрировать, среднюю величину частоты сердечных сокращений, продолжительность работы,    находящейся    в    диапазоне    между    аэробным    и   анаэробным    порогами.

4. Повышение общего уровня работоспособности положительно влияет на успеваемость учащихся старшей школы.

Подытоживая вышесказанное, можно констатировать решение поставленных в исследовании задач. Согласно с ними, были изучены литературные источники по тематике исследования. Нами было проведено необходимое количество наблюдений на уроках физической культуры, а также организованно тестирование учеников, участвующих в исследованиях После каждой главы настоящей работы были сделаны заключения, резюмирующие изложенный в них материал.

На основании полученных данных были уточнены представления о параметрах физической нагрузки на уроке физической культуры в школе. В результате проведенной работы был получен исходный фактический материал (данные хронометражей, регистрации ЧСС, величины аэробного, анаэробного порогов), который может служить предпосылкой для дальнейших научных исследований, основной целью которых является оптимизация уроков физической культуры в общеобразовательной школе.

 

Список литературы

1.     Амалин М.Ю., Шилов А.С. «Методика оценки интенсивности соревновательной деятельности в спортивных играх» . « Теория и практика  физ.культуры» 2007  №9, 19-22.

2.     Ашмарин Б.А. « Теория и метока педагогических исследований  в физическом воспитании» - М. « Физкультура и спорт». 1978-223  С.

3.     Верхошанский Ю.В. « Программирование и организация  тренировочного процесса» – М. ФиС  1985—176с.

4.     Зациорский В.М Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Сов спорт.2009.-200 с

5.     Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства. – М.: Академия, 2004. – 400 с.

  1. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности Сов спорт .2006. -184 с
  2. Каль М. Воспитание функции равновесия Теория и практика физической культуры. 2005. №3. 62-63.

8.     Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Безопасность уроков, соревнований и походов. . М.: Советский спорт, 2009. 96 с.

9.     Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры: Учебник. Гриф Росспорта. Сов спорт. 2007. -   464 с.

10. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена. Пути и средства достижения. Сов спорт. 2009.-279 с.

  1. Курамшин Ю.Ф., Теория и методика физической культуры: Учебник. Гриф Росспорта. Сов спорт .2007. -464 с

12. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М.: Советский спорт, 2009.

13. Листова О. Спортивные игры на уроках физической культуры. . М.: Советский спорт, 2009. 184 с.

  1. .Лях В.И. Физическая культура: 5-9 кл.: тестовый контроль: пособие для учителя/В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2007.-144с.
  2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М., 1997. - 304 с.

16.                  Муравьев В.А. Сборник образцов журналов и актов по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом в образовательном учреждении. . М.: Советский спорт, 2009. 184 с. 

17.                                     Платонов В.Н. Теория спорта. - Киев: Высшая школа, 1987. -423 с.

18.                    Сахорова М.В. Проектирование систем подготовки спортсменов в игровых видах спорта Теория и практика физической культуры. 2004..-С.35-41.

19.             Спирин В.К. Индивидуальный подход к оценке состояния баскетболисток: здоровья Теория и практика физической культуры. 2005. №9. 35-37.

20.       Лобачев В.С.Физические упражнения для развития мышц задней поверхности голени. Книга 3: учебно-методическое пособие Сов спорт .2009. -132 с

21.        Локтев С.А.Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера. Сов спорт .2007. -404 с

22.        Роженцов В.В. , Полевщиков М. М.Утомление при занятиях физической культурой и спортом. Сов спорт .2006. -280 с

23.        Рубин В.С.Олимпийский и годичные циклы тренировки. Теория и практика: Учебное пособие. Сов спорт .2009. -136 с

24.       Харпман Ю.,Тюннеманн Х. Современная силовая тренировка. Пер. с нем. - Берлин: Шпортферфлаг, 1988. - 335 с.


25.      

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ

Содержание Введение …………………………………………………………

Содержание Введение …………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность. Проблема взаимосвязи физического здоровья и физической и умственной работоспособности широко обсуждаема в научных кругах

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность. Проблема взаимосвязи физического здоровья и физической и умственной работоспособности широко обсуждаема в научных кругах

По-прежнему остается актуальной проблема совершенствования воспитания, обучения и образования во время дополнительных форм занятий физической куль туры в общеобразовательной школе

По-прежнему остается актуальной проблема совершенствования воспитания, обучения и образования во время дополнительных форм занятий физической куль туры в общеобразовательной школе

Все вышесказанное послужило поводом для проведения настоя щей работы

Все вышесказанное послужило поводом для проведения настоя щей работы

На основании литературных данных выявить наиболее оптимальные методы и средства физической культуры, влияющие на повышение уровня успеваемости учащихся старшей школы

На основании литературных данных выявить наиболее оптимальные методы и средства физической культуры, влияющие на повышение уровня успеваемости учащихся старшей школы

ГЛАВА I Значение физической культуры в повышении уровня работоспособности 1

ГЛАВА I Значение физической культуры в повышении уровня работоспособности 1

Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего развития физических способностей, является…

Содержание базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего развития физических способностей, является…

Выделяют также пролонгирующие разновид-ности базовой физической культуры

Выделяют также пролонгирующие разновид-ности базовой физической культуры

К этой группе задач относится воспитание физических качеств человека (силовых, скоростных, выносливости, координированности, гибкости)

К этой группе задач относится воспитание физических качеств человека (силовых, скоростных, выносливости, координированности, гибкости)

Физическое воспитание, наряду с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим, является компонентом общечеловеческого воспитания

Физическое воспитание, наряду с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим, является компонентом общечеловеческого воспитания

Непрерывность физического воспитания предполагает сочетание разнообразных форм занятий, каждое из которых представляет собой относительно обособленный, завершенный, самостоятельный фрагмент непрерывного процесса

Непрерывность физического воспитания предполагает сочетание разнообразных форм занятий, каждое из которых представляет собой относительно обособленный, завершенный, самостоятельный фрагмент непрерывного процесса

Он также выделяет основные тенденции в разработке новых ценностных направлений в сфере школьной физической культуры [7]: - необходимость в "смещении акцентов" с физической подготовки школьников…

Он также выделяет основные тенденции в разработке новых ценностных направлений в сфере школьной физической культуры [7]: - необходимость в "смещении акцентов" с физической подготовки школьников…

В большой степени содержание занятия ориентированно на закономерности изменения работоспособности организма

В большой степени содержание занятия ориентированно на закономерности изменения работоспособности организма

Следовательно, для того, чтобы в результате воздействия получился желаемый тренирующий эффект, необходима определенная величина воздействия на соответствующие структуры организма, превышающая за которым она, эта величина,…

Следовательно, для того, чтобы в результате воздействия получился желаемый тренирующий эффект, необходима определенная величина воздействия на соответствующие структуры организма, превышающая за которым она, эта величина,…

Эти упражнения могут быть как обще-, так и специально - подготовительного характера

Эти упражнения могут быть как обще-, так и специально - подготовительного характера

Этим объясняется тенденция к ограничению количества задач, решение которых планируется в занятиее

Этим объясняется тенденция к ограничению количества задач, решение которых планируется в занятиее

Комплексирование упражнений в такой последовательности позволяет воздействовать на общую работоспособность; - при выполнении комплексов упражнений придерживаются порядка поочерёдного воздействия на основные мышечные группы и постепенного…

Комплексирование упражнений в такой последовательности позволяет воздействовать на общую работоспособность; - при выполнении комплексов упражнений придерживаются порядка поочерёдного воздействия на основные мышечные группы и постепенного…

Каждая группа выполняет свое задание

Каждая группа выполняет свое задание

Все урочные формы занятий физическими упражнениями по их основной направленности подразделяются на занятия общей физической подготовки, спортивно-тренировочные занятия и занятия профессионально - прикладной физической подготовки

Все урочные формы занятий физическими упражнениями по их основной направленности подразделяются на занятия общей физической подготовки, спортивно-тренировочные занятия и занятия профессионально - прикладной физической подготовки

Кроме этого, в логике решения учебных задач необходимо предусматривать “организационные связки” частей и элементов занятия, наличие необходимого инвентаря и оборудования и его распределение по площади…

Кроме этого, в логике решения учебных задач необходимо предусматривать “организационные связки” частей и элементов занятия, наличие необходимого инвентаря и оборудования и его распределение по площади…

Отмечается, что изменение мощности механической работы, совершаемой занимающимся, ее уменьшение или увеличение, достигается изменением: - числа звеньев тела, одновременно участвующих в работе

Отмечается, что изменение мощности механической работы, совершаемой занимающимся, ее уменьшение или увеличение, достигается изменением: - числа звеньев тела, одновременно участвующих в работе

САС). От доли различных по сложности технических элементов в занятии и быстроты смен положения звеньев тела (т

САС). От доли различных по сложности технических элементов в занятии и быстроты смен положения звеньев тела (т

Вместе с тем. общепризнанно считается, что для успешного решения задач физического воспитания, учитель должен определенным образом, преимущественно при помощи регламентации двигательной активности, адекватно воздействовать на…

Вместе с тем. общепризнанно считается, что для успешного решения задач физического воспитания, учитель должен определенным образом, преимущественно при помощи регламентации двигательной активности, адекватно воздействовать на…

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Метод определения аэробного и анаэробного порогов

Метод определения аэробного и анаэробного порогов

Отмечается, что не существует единого значения

Отмечается, что не существует единого значения

ГЛАВА 3. Физическое здоровье как фактор определяющий уровень работоспособности и успеваемости учащихся старшей школы 3

ГЛАВА 3. Физическое здоровье как фактор определяющий уровень работоспособности и успеваемости учащихся старшей школы 3

Таким образом, можно сделать заключение, что моторная плотность уроков не позволяет в полной мере охарактеризовать величину нагрузки на уроке

Таким образом, можно сделать заключение, что моторная плотность уроков не позволяет в полной мере охарактеризовать величину нагрузки на уроке

АТФ) – универсальную энергетическую молекулу

АТФ) – универсальную энергетическую молекулу

Анаэробная производительность у учащихся старшей школы по данным разных авторов несколько расходится, в одних источниках - 78% в других 85% [12,16]

Анаэробная производительность у учащихся старшей школы по данным разных авторов несколько расходится, в одних источниках - 78% в других 85% [12,16]

Для оценки эффективности уроков физической культуры относительно их влияния на физиологические изменения организма учащихся кроме моторной плотности урока, по-видимому, целесообразен учет средней величины

Для оценки эффективности уроков физической культуры относительно их влияния на физиологические изменения организма учащихся кроме моторной плотности урока, по-видимому, целесообразен учет средней величины

ЧСС равная 60% от максимальной

ЧСС равная 60% от максимальной

Ватт/кг. Минимальный показатель мощности был зафиксирован у

Ватт/кг. Минимальный показатель мощности был зафиксирован у

В рамках исследования, были выполнены и проанализированы 12 хронометражей шести уроков физической культуры в которых участвовали проходившие тестирование ученики

В рамках исследования, были выполнены и проанализированы 12 хронометражей шести уроков физической культуры в которых участвовали проходившие тестирование ученики

Вместе с тем, как видно из таблицы 7, у отдельных учеников продолжительность нахождения в зоне интенсивности между аэробным и анаэробным порогами на уроке существенно отличалась

Вместе с тем, как видно из таблицы 7, у отдельных учеников продолжительность нахождения в зоне интенсивности между аэробным и анаэробным порогами на уроке существенно отличалась

Для этого было предложено при оценке величины воздействия уроков физической культуры на организм занимающихся в качестве параметров физической нагрузки оценивать моторную плотность урока, среднюю

Для этого было предложено при оценке величины воздействия уроков физической культуры на организм занимающихся в качестве параметров физической нагрузки оценивать моторную плотность урока, среднюю

Таблица 3. Анализ хронометражей уроков

Таблица 3. Анализ хронометражей уроков

ЧСС на уроке.. Выводы. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: 1

ЧСС на уроке.. Выводы. На основании полученных данных были сделаны следующие выводы: 1

Список литературы 1. Амалин

Список литературы 1. Амалин

В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2007

В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2007
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2022