Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления
Оценка 4.6

Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления

Оценка 4.6
doc
06.11.2020
Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления
Взаимосвязь психических состояний.doc

                                         преподаватель ГККП Музыкальный колледж им.Курмангазы

                                                                                                Добровольская Н.В.

 

Взаимосвязь психических состояний

и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и                    осуществления концертного  выступления.

 

  Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но, сколько исполнителей, столько неповторенных индивидуальностей со своими природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая, на мой взгляд, представляет интерес, является проблема психических состояний и игровых движений.

  Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося как положительное влияние, так и отрицательное, дезорганизующее, когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения. Как следствие- ухудшается качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то то замедляется, нарушается процесс формирования игрового движения и закрепление нового навыка. Для успешного протекания процесса формирования игровых движений, сохранения основных их характеристик, выработанных в репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются такие психические состояния как: заинтересованность, увлеченность, вдохновение, решительность, уверенность.

  Основные причины возникновения психических состояний следующие:

  1. Предшествующее состояние:

  - состояние страха вызывает состояние неуверенности;

  - состояние увлеченности – вызывает состояние вдохновения и так далее.

  Иными словами, если состояние увлеченности, заинтересованности постоянно сопровождало репетиционные занятия и было закреплено за игровыми движениями, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стараться, чтобы каждый урок проходил увлеченно, то есть уметь создать атмосферу (психическое состояние), способствующую появлению вдохновения.

  2. Значимость ситуации, в которую попал человек – чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники, со всеми его последствиями. Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение.

  3. Физическое состояние – болезнь, усталость могут быть причиной состояний раздражительности, безразличия. В таких состояниях правильней будет прекратить занятия.

  4. Определенная установка на преодоление определенных трудностей, на достижение цели значительно мобилизирует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.

  5. Психические состояния могут мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это так же следует учитывать в педагогической практике – перед выступлением избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.

  Эмоциональное психическое состояние увлеченности в период формирования игровых движений значительно способствует активизации таких умственных психических процессов, как внимание, мышление, память, воображение, представление. Это, в свою очередь, активизирует поиск необходимых образных ассоциаций, определяющих игровое движение, способствует осуществлению контроля целесообразности движений. В состоянии увлеченности, при эмоциональном подъеме процесс формирования двигательных навыков значительно ускоряется. Состояние вдохновения обладает несколько другими индивидуальными характеристиками:

  1. Полностью подчиняясь объекту творчества, исполнитель часто  не отдает себе отчета в том, какими приемами он пользуется в данный момент;

  2. В процессе исполнения контролируются не отдельные игровые движения, а целостные психические состояния, накопленные и закрепленные в процессе формирования игровых движений.

  Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одном случае организуют деятельность, в другом – дезорганизуют ее. Состояние стресса, связанное с физическими и умственными перегрузками, необходимостью принимать быстрые и ответственные решения, влияет на игровые движения исполнителя. Виды реакции на стрессовую ситуацию могут быть различными. Они во многом определяются психическими особенностями личности, количеством и качеством накопленного опыта. У одного типа исполнителей стрессовые состояния вызывают общую реакцию возбуждения – движения становятся беспорядочными, часто преувеличенными. Исполнителям этого типа, а вернее их педагогам, следует учитывать эту особенность в процессе формирования игрового навыка, уделяя особое внимание экономии движений, регуляции мышечных напряжений. У второго типа, наоборот, происходит торможение, пассивность, бездеятельность. Движения становятся вялыми, теряют определенность, выразительность.

  Кроме стресса существуют и другого рода дезорганизующие психические состояния – состояния утомления, апатии, при которых продолжать работу над формированием движений нельзя, это приведет к отрицательным результатам.

  Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо музыканту в работе над произведением.

  1. Принцип постепенного вхождения в работу. Необходимо, чтобы образовалась некая готовность организма, расположенность к данному виду деятельности, т. е. “настрой” на работу.

  2. Систематичность занятий – в одно и то же время человек как бы сам “включается” в работу, т. е. формируется условный рефлекс, активизируются психические и умственные эмоциональные процессы. Таким образом сокращается процесс вхождения в работу.

  3. Во избежание умственных и мышечных переутомлений необходимо регулярное переключение с одного вида деятельности на другой (это может быть работа над разными видами техники, типами фактур). При этом начатое желательно доводить до конца, ставить посильные задачи на данном этапе.

  4. Чередование труда и отдыха.

  Соблюдение этих правил будет способствовать умению дольше сохранять активное физическое и психическое состояния, которые способствуют процессу формирования игровых движений.

  Из опыта большинства выдающихся певцов, пианистов, скрипачей, дирижеров и т. д. явствует, что нужное им внутреннее состояние на эстраде обретается через сознательную и целенаправленную концентрацию внимания на таких вещах, как качество звучания, фразировки, тембро - динамика, ритмическая нюансировка и прочее. Если удается, по выражению К.С. Станиславского, “вцепиться в материал”, дальше все налаживается уже само собой, исполнительский процесс входит в нормальную колею.

  Очень похоже выглядят рекомендации В.Т.Спивакова: “Артисту нужно совершенно точно представить, что он должен сделать на сцене. По возможности точно видеть свои творческие цели и задачи. Сосредоточиться только на них. Это прежде всего. Если перед началом выступления удается мысленно собраться на том, что собираешься сделать на эстраде (здесь я сыграю так-то, а тут то-то), уже заметно избавляешься от нервозности. Входишь в нужное творческое состояние. Если начнешь размышлять, как важно это выступление, кто сидит в зале, представлять ярко освещенную сцену, воображать чьи-то лица, то исполнителю явно не позавидуешь. Думать в принципе нужно о конкретном. А выйдя на эстраду, заставлять себя усилием воли воплощать все намеченное. К слову, не только артисты, но и летчики-испытатели, каскадеры, хирурги в один голос заявляют: когда они заняты делом, им не до волнения. Даже в самых напряженных и рискованных ситуациях. Волнение ощущается до или после этого.

  Большинство одаренных людей интуитивно нащупывает, путем проб и ошибок, комфортное состояние на сцене, однако ничуть не менее перспективно отталкивание от сознательного”. Все поучения и наставления К.С.Станиславского подчеркивают: “Способность самососредоточения можно и должно развивать, тренировать. Развивается все, что входит в структуру человеческой деятельности, находится под нагрузкой, будь то физические или психические свойства”. ( Это, пожалуй, именно педагогический путь). И еще одно не должно быть упущено, когда настраиваешься на предстоящее выступление – это реакция на возможную техническую помарку, брак при игре. Главное, чтобы это не выбило из колеи. Поэтому В.Третьяков  и говорит: “Главное здесь – не расстраиваться, выпутаться, побыстрее проскочить неудавшееся место. И затем не только не упасть духом, но и напротив, заиграть с еще большей энергией и подъемом. У меня в подобных обстоятельствах всегда возникает ощущение внутреннего противодействия: нет, не поддамся этой неудаче, не дам себя сломить нелепой случайности”.

  Опытные педагоги учат молодежь не придавать большого значения помарке, не преувеличивать масштабы “беды”.

  И вообще, надо дать себе право на случайную неудачу. Наполеон Бонапарт и тот, по свидетельству историков, проиграл около трети своих сражений. “Сделаю все, что смогу, а там уже как получится, что выйдет, то выйдет”, - внутренняя ориентация такого рода проносит большое психологическое облегчение. Возникает ощущение свободы, независимости, душевной легкости. Вся хитрость в том, что, дав себе право на относительную неудачу, человек открывает путь удаче.

  Для успешного проведения определенного вида работы необходимо поддерживать состояние уверенности в благополучном его завершении. Г.Нейгауз пишет в книге “Искусство фортепианной игры”: “Уверенность является предпосылкой свободы и надо прежде всего добиваться именно ее. Многим неопытным играющим свойственна робость; они часто берут не те ноты, делают много лишних движений, бывают скованны. Как бы ни казалось, что это неуверенность чисто физическая, двигательная, верьте моему опыту, она прежде всего психическая. Человека, в котором глубоко гнездятся такие недостатки, как конфузливость, неопределенность, нерешительность – невозможно научить хорошо играть одними только, пусть даже самыми лучшими, техническими приемами. Но в то же время нельзя пренебрегать ими, так как работа над техническим аппаратом является составной частью  формирования мастерства исполнителя.

 

 

 


ГККП Музыкальный колледж им.Курмангазы

ГККП Музыкальный колледж им.Курмангазы

Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение

Поэтому перед выступлением педагогу не следует акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение

Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо музыканту в работе над произведением

Существуют правила поведения в любой умственной деятельности, соблюдение которых необходимо музыканту в работе над произведением

Это, пожалуй, именно педагогический путь)

Это, пожалуй, именно педагогический путь)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020