«Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-личностных характеристик педагогов»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 22.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья 111.docx

«Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-личностных характеристик педагогов»

Педагог – психолог

Малинина Елена Михайловна

Одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов.     Синдром эмоционального выгорания — понятие, характеризующее состояние нарастающего эмоционального (психического) истощения, вызванного высоким темпом социального взаимодействия. Наибольшее проявление эта проблема имеет место в педагогической деятельности. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Существуют ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине.

 Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию. Таким образом   становится интересно изучит эту проблему в рамках   исследования, так как с этой ситуацией, нам как психологам учебных организаций надо работать в первую очередь. Для сохранения здорового микроклимата учреждения и кадров.

   Исследование мною проводилось на базе образовательных учреждений.

Целью данного исследования является определение взаимосвязи эмоционального выгорания и индивидуально-личностных особенностей педагогов.

 Гипотезой исследования является предположение о том, что существует ряд индивидуально-личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование эмоционального выгорания педагогов.

Выборка составила 38 педагогов данных учреждений. Возраст испытуемых составлял от 21 до 73 лет и в среднем 50 лет. Гендерный состав также различен: 32 женщины и 6 мужчин. Педагогический стаж испытуемых варьируется от 2-х до 48-ми лет. В связи со спецификой проблемы выборка делится на 2 группы: основную и контрольную. В основную группу вошло 7 педагогов (все женщины) с уже формированным синдромом эмоционального выгорания в возрасте от 21 до 59 лет и с различным педагогическим стажем. Соответственно контрольную группу составил 31 педагог (25 женщин и 6 мужчин) с нормативными показателями эмоционального выгорания в возрасте от 23 до 73 лет.

    3. Для реализации цели исследования был использован пакет методик:

- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

- Индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик.

- Методика «Личностный (семантический) дифференциал».

- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

       4. Сравнительный анализ формирования СЭВ в обеих группах показал:

  4.1.  Формирование СЭВ зависит от интенсивности эмоциональных переживаний стрессогенного характера.

  4.2. Наибольший «вклад» в возникновение состояния эмоционального напряжения вносят симптомы «тревога и депрессия» и «переживание психотравмирующих обстоятельств».

   4.3.  Для фазы «резистенция» характерен симптом «расширения сферы экономии эмоций», который проявляется как форма защиты вне профессиональной деятельности — в общении с близкими и друзьями. Также наблюдается симптом редукции (упрощения) профессиональных обязанностей В профессиональной деятельности редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

    4.4. В фазе истощения СЭВ ярко проявляется симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита самостоятельно уже не справляется с нагрузкой и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида.

  Педагоги с СЭВ имеют следующие индивидуально-личностные характеристики:

 1)  Личностные характеристики, формирующиеся на базе таких индивидуально-типологических свойств, как «сензитивность» замедляют процесс формирования синдрома эмоционального выгорания (r= - 0,5, r=-0,82).

  2) Напротив, личностные характеристики, формирующиеся на базе таких индивидуально-типологических свойств как «тревожность», способствуют формированию данного синдрома и ускоряют протекание этого процесса (r= 0,33, r=0,3).

3) Согласно результатам методики ЛД, для педагогов с СЭВ характерна неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.  По сравнению с контрольной группой,педагоги с СЭВ  имею низкий самоконтроль, затруднена способность держаться принятой линии поведения,  проявляется зависимость от внешних обстоятельств и оценок.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеева, И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у педагогических работников: дис. … канд. психол. наук / И.Н. Асеева. - Самарск. гос. пед. ун-т. – Самара, 2007. – 42 с.

2. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб: Изд. Дом Питер, 2005. – 31 с.

3.Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопъянова // Психологическое здоровье. – Санкт-Петербург, 2000. – 315 с.

4. Киршин, П.А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания педагогов / П.А. Киршин // Актуальные вопросы образования. – 2007. – № 4. –102 с.

6. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 156 с.

7. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 1. – 9 с.

8. Марков, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова – М: Изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 224 с.

9. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – №1.

10. Профілактика синдрому емоційного вигоряння педагогів / уклад. А.Г. дербеньова, А.В. Кунцевська — Х.: «Основа», 2009 — 223 с.

11.  Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Текст] / Л.Н. Собчик. - СПб. : Изд-во «Речь», 2003. - 624 с.

12. Т.Г. Алешина / Индивидуально-личностные особенности педагогов в контексте формирования синдрома эмоционального выгорания/: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-lichnostnye-osobennosti-pedagogov-v-kontekste-formirovaniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya


 

Скачано с www.znanio.ru