Взаимосвязь стилей семейного воспитания и способов преодоления негативных ситуаций у подростков
Аннотация. В данной статье исследуется взаимосвязь стилей семейного воспитания и способов преодоления негативных ситуаций у подростков. Была изучена и проанализирована взаимосвязь стилей семейного воспитания и способов преодоления негативных ситуаций у подростков в научной психологической литературе. Представлен обзор исследований по проблеме негативных ситуаций у подростков, как одна из самых актуальных проблем в современной общей психологии, психологии труда и социологии. Целью работы является изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и способов преодоления негативных ситуаций у подростков. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 родителей (матерей) и их дети (в количестве 30 человек) в возрасте от 15 до 17 лет: 15 девочек и 15 мальчиков-школьники, учащиеся 10-11 классов.
Для достижения поставленной цели на практическом уровне использовался метод тестирования по опросникам «Анализ семейного воспитания и причины его нарушения» (DIA) (Э.Г. Эйдемиллер), методика «Диагностика состояния агрессии» (Баса-Дарки), методика теста «Руки Вагнера».
При работе над исследованием были использованы базовые положения по проблеме девиантного поведения подростков изучали Алмазов Б., Рычкова Н. - дезадаптация подростков, Бадмаев С. - коррекция девиантного поведения, Клейберг Ю. – девиантное поведение подростков, девиантные логические концепции (Клейберг Ю., Руденский Е., Шепелева С.), которые характеризуют поведение человека как конструктивное (социальное творчество), деструктивное (социальная патология) и социально нейтральное (не вызывающее особых опасений у общества).
Ключевые слова: социальная дезадаптация, девиантное поведение, подросток.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Е.А.Аркин, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Н.И.Лисина, В.К.Копырло). Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные трансформации, что во многом связано с её адаптационными возможностями и приспосабливаемостью к новым условиям. [2].
Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Противоречием можно назвать тот факт, что процесс формирования агрессивного поведения ребенка напрямую зависит от семьи, родительского отношения к ребенку, семейного воспитания [4].
Актуальность исследования определяется тем фактом, что в настоящее время наблюдается психологическое отчуждение подростков, которое толкает их на саморазрушительные действия. Неконтролируемый доступ к сети Интернет, поощрение и пропаганда антисоциального поведения и ложных ценностей через средства массовой информации (далее – СМИ), в условиях жизни в конфликтной семье наносят наибольший урон несовершеннолетним.
Все чаще реакцией подростков на вызовы окружающего мира, проявляющейся в неоправданной жестокости, агрессии, враждебности, становится девиантное поведение. Также наблюдается рост преступности среди несовершеннолетних [10].
Актуальной проблемой в подростковом возрасте является негативные ситуации у подростков, которые повышаются с каждым годом. Следовательно, целесообразным является изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и способов преодоления негативных ситуаций у подростков.
Таким образом, объектом исследования стал процесс профилактики девиантного поведения подростков, а предметом теоретико-методические основы социальной профилактики девиантного поведения подростков.
В связи с этим целью настоящего исследования выступает определить выраженность агрессивных реакций у подростков, выявить доминирующий тип семейного воспитания у родителей, установить взаимосвязь между стилями воспитания и проявлениями агрессивного поведения у подростков.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что на основе проведенного теоретического анализа получены результаты, которые могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, сотрудникам подразделений, занимающихся социальной адаптацией детей с проблемами поведения, педагогам всех уровней образования, родителям, а также социологам, занимающимся проблемами девиантного поведения детей.
На основе анализа работ таких авторов, как: Э.Г. Эйдемиллера, И.Ю. Кулагина, К.Д.Ушинский, мы определили, в подростковом возрасте последовательно проявляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и "Я-концепция".
Подросток взрослеет, то есть он становится готовым к жизни в обществе взрослых, причем как равноправный участник этой жизни. Конечно, подросток все еще далек от истинной взрослости – физически, психологически и социально. Он объективно не может вступить во взрослую жизнь, но стремится к этому и претендует на равные права со взрослыми [7].
С точки зрения Э.Г. Эйдемиллера, специфической социально-психологической формой организации семейной жизни является структура ролей в ней. Именно в соответствии со структурой определяется в основных чертах: что, кем, когда, в какой последовательности должно выполняться. И.Ю. Кулагина считает, что единые требования к подростку в семье имеют большое значение в период взросления подростка. Он сам больше претендует на определение своих прав, стремясь тем самым взять на себя ответственность. Если подросток чувствует, что от него многого ожидают, он может начать использовать ненасильственные формы поведения, например, манипуляцию как попытку уклониться от ответственности под видом "самого доброго" взрослого [1].
Родительские установки, или позиции, являются одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто используется как синоним понятия "позиция", хотя более уместно сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не относятся конкретно к этому конкретному взрослению, но характеризуют отношение к этому в целом.
В обществе семейным ролям "матери", "отца", "ребенок" придается социально желательное поведение.
Таким образом, ожидается, что любая мать будет заботиться о своих детях. В случае, когда мать, которая чувствует, что, несмотря на свою роль, она не любит своего ребенка, испытывает угрызения совести – это один из видов внутренних санкций. Поэтому в семье существуют деструктивные семейные роли, когда роль одного из членов семьи может быть травмирующей для других, а не только для него самого.
Для реализации поставленных в исследовании задач были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы по проблеме работы, наблюдение, анкетирование, тестирование, а также проведены следующие методики:
1. Методика «Диагностика состояния агрессии» (Баса-Дарки);
2. Методика теста «Руки Вагнера»;
3. Опросник «Анализ семейного воспитания и причины его нарушения» (DIA) (Э.Г. Эйдемиллер).
Отбор респондентов для анкетирования, тестирования и наблюдения проводилось на базе МАОУ СОШ №2. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 родителей (матерей) и их дети (в количестве 30 человек) в возрасте от 15 до 17 лет: 15 девочек и 15 мальчиков-школьники, учащиеся 10-11 классов.
В методике «Диагностика состояния агрессии» будем сравнивать учеников по половому признаку по 8 критериям, входящим в методику: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и угрызение совести, чувство вины.
Для выявления различий между группами будем использовать непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок, который показывает насколько совпадают (пересекаются) два ряда значений измеренного психологического признака. Следовательно, различия присутствуют тогда, когда уровень значимости критерия Манна-Уитни будет менее 0,05. Группу, где преобладает психологическое свойство, определяют по среднему рангу показателя психологического свойства (где больше средний ранг, там преобладает это психологическое свойство). Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Выявление различий по критерию Манна-Уитни
|
|||||||
|
Коэффициент |
|
Уровень значимости |
||||
физическая агрессия |
13.000 |
< .001 |
|||||
косвенная агрессия |
57.000 |
0.022 |
|||||
раздражение |
15.000 |
< .001 |
|||||
негативизм |
136.500 |
0.325 |
|||||
обида |
158.000 |
0.060 |
|||||
подозрительность |
153.500 |
0.090 |
|||||
вербальная агрессия |
112.000 |
1.000 |
|||||
угрызение совести, чувство вины |
166.000 |
0.027 |
|||||
По таблице видно, что значимыми являются шкалы «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражение» и «угрызение совести, чувство вины» (уровень значимости меньше 0,05). Чтобы определить у какой группы какое свойство преобладает, обратимся к средним значениям данного признака.
Таблица 2. Средние значение признаков
физическая агрессия |
косвенная агрессия |
раздражение |
угрызение совести, чувство вины |
||||||||||||||
|
девочка |
мальчик |
девочка |
мальчик |
девочка |
мальчик |
девочка |
мальчик |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднее |
3.133 |
7.067 |
6.933 |
3.533 |
3.600 |
6.667 |
6.533 |
4.400 |
|||||||||
По таблице видно, что у мальчиков преобладает физическая агрессия и раздражение, а у девочек косвенная агрессия и угрызение совести, чувство вины. Девочки склонны к косвенной агрессии, а именно агрессивному поведению, направленность которого против какого-то человека или предмета скрывается, или не осознается самим субъектом агрессии.
При исследовании агрессивности у подростков была применена методика теста «Руки Вагнера». Общий балл агрессивности рассчитывался по формуле: А = (Агрессия + Указание) – (Страх + Эмоциональность + Общение + Зависимость).
По результатам тестирования в группе юношей: высокий уровень агрессивности выявлен у 2 подростков (13% от общего числа испытуемых); средний уровень у 6 подростков (40% от общего числа протестированных); низкий уровень агрессивности у 7 подростков (47% от общего числа испытуемых).
По результатам тестирования в группе девочек: высокий уровень агрессивности выявлен у 5 подростков (33% от общего числа испытуемых); средний уровень у 2 подростков (13% от общего числа испытуемых); низкий уровень агрессивности у 8 подростков (53% от общего числа испытуемых).
При исследовании стилей семейного воспитания использовался опросник "Анализ семейного воспитания и причины его нарушения" (DIA) (Э.Г. Эйдемиллер).
Согласно методологии DIA, были получены следующие результаты.
Было обнаружено, что 13 матерей имеют негармоничный стиль воспитания. Преобладающим фактором является отсутствие требований-запретов к подростку и гиперзащита, проявляющаяся введением конфликта между супругами в сфере образования.
Воспитывая юношей, родители склонны переносить конфликт между супругами в сферу воспитания: сочетание снисходительной гиперзащиты одного родителя с неприятием или доминирующей гиперзащитой другого. При воспитании молодых людей у нее также высокий уровень стиля воспитания «принятие-отвержение». Родители не уверены, как вести себя со своими детьми, поэтому они то отталкивают их, то поощряют, разрешают все, даже если есть какие-то запреты, молодые люди легко их нарушают. Родители любят мальчиков такими, какие они есть, с одной стороны, они уважают их индивидуальность, с другой – воспринимают юношей как плохих, непригодных для жизни.
В группе матерей, занимающихся воспитанием детей, у 12 матерей был обнаружен негармоничный стиль родительского питания. Преобладающим уровнем являются высокие показатели гипопротекции (попустительства) и доминирования доминирующей гиперпротекции (фобии потери ребенка), а также нестабильности стилей воспитания. При воспитании девочек родители стремятся к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей девочек, "балуют" их, боятся допустить ошибки в воспитании, преувеличивают болезненность подростка и т.д.
Воспитывая девочек, большинство родителей не могут смириться с тем фактом, что они уже не маленькие, а выросли и могут сами распоряжаться своей жизнью и отвечать за свои поступки. Родители чувствуют себя единым целым со своими дочерьми, они стремятся удовлетворить все их потребности, чтобы защитить их от трудностей и жизни.
Также в процессе воспитания девочек отмечается неумолимость стиля воспитания, в результате происходит резкое изменение стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному, а затем, в свою очередь, переход от значительного внимания к подростку к эмоциональному отвержению его родителями.
Далее с помощью корреляционного анализа сравним результаты, полученные при методике выявления агрессии «Руки Вагнера» и результаты «Анализа семейного поведения» чтобы выяснить, влияет ли негармоничное воспитание на степень агрессивности детей. Провели корреляцию по Спирмену, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результат корреляционного анализа по Спирмену
|
Агрессивность |
|
Гиперпротекция |
0.559 |
0.001 |
** |
|
|
Гипопротекция |
0.381 |
0.038 |
* |
|
|
Потворствование |
0.476 |
0.008 |
** |
|
|
Недостаточность требований запретов |
0.529 |
0.003 |
** |
|
|
Фобия потери ребёнка |
0.463 |
0.010 |
* |
|
Видно, что все те варианты негармоничного поведения, которые присутствуют в данной выборке родителей имеют связь с агрессивностью детей. Связи положительные (прямые), то есть чем выше результат по шкале агрессивность, тем выше результат по шкалам негармоничного поведения.
Сильнозначимые связи (нижу уровня 0,01) имеют гиперпротекция, потворствование, недостаточность запретов, срезнезначимые связи (ниже уровня 0,05) имеют гипопротекция и фобия потери ребёнка.
Таким образом, гипотеза о том, что негармоничное воспитание влияет на агрессивность детей, доказана.
Проведенное исследование выраженности агрессивных реакций у подростков показало, что у девочек высокий уровень косвенной агрессии и чувства вины, а у молодых людей – раздражение и физическая агрессия. Девочки склонны выражать негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов. И мальчики чаще, чем девочки, проявляют негативные чувства при малейшем волнении.
Сравнительный анализ исследования доминирующих стилей воспитания у девочек и мальчиков показал, что у матерей девочек высокий уровень попустительства, нестабильности стилей воспитания и фобии потери ребенка, а у молодых матерей высокого уровня показателей недостаточности требований-запретов к подростку и введения о конфликтах между супругами в сфере образования.
Сравнительный анализ негармоничных стилей воспитания и уровня агрессивности у подростков показал, что родители, придерживающиеся негармоничного стиля семейного воспитания, имеют более высокий уровень агрессивности у детей.
Результаты этой работы показали, что темперамент, антисоциальное и экстернализирующее поведение (например, злоупотребление психоактивными веществами) были наиболее распространенными поведенческими характеристиками между родителями и их детьми.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2019, с. 672 с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология. – М.: Изд. центр «Академия», - 2004
3. Антонов А.С., Третяк Э.В. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков // Психология. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-semeynogo-vospitaniya-na-formirovanie-agressii (дата обращения: 18.05.2022).
4. Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: /А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. -5-е изд., перераб. и доп. -М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2019. - 503 с.
5. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. – Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2020. № 16 (20). С. 84–91.
6. Джойнер Т. Межличностно-психологическая теория суицидального поведения: современный эмпирический статус [Электронный ресурс] URL: https://www.apa.org/ (дата обращения: 26.03.2022).
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.; Академия, 2010 - 252с.
8. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитаниеи его значение. М.: Педагогика, 2011.
9. Москаленко М.С. Педагогическое сопровождение позитивного развития эмоционально-волевой сферы подростка в процессе преодоления детско-родительских конфликтов: автореф. дис. канд. психол. наук, Москва, 2012. 24 с.
10. ПроценкоЛ., Мухина В. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях.// Развитие личности. № 2. 2001г. - http://www.rl-online.ru/articles/2-01/87.html.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.