Лихачев Б.Т. определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.
обуч. воспит.восп...doc
Оглавление
Краткий словарь понятий и определений…………………………… 2
Введение……………………………………………………………….. 6
1.
2.
3.
4.
Определить, что такое экология………………………………… 7
Взаимосвязь экологии и психологии…………………………... 8
Методологические основы экологии…………………………… 10
Анализ решения проблем экологического воспитания и образования
в дошкольных образовательных учреждениях…………………. 14
5. Обзор программ по экологическому воспитанию детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………….. 16
Заключение……………………………………………………………. 19
Литература ……………………………………………………………. 21
1 Краткий словарь понятий и определений.
Педагогика – это наука о воспитании человека (Подласный И.П.
Педагогика, кн.1, М., «Владос», 1999, с.10).
Общая педагогика базовая научная дисциплина, изучающая общие
закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы
учебновоспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.
Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной
педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего
человека, отражающие специфику учебновоспитательной деятельности
внутри определенных возрастных групп.
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс
формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в
широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком
педагогическом значении.
В широком социальном смысле воспитание – это передача опыта о
старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям
знания, умения, способы мышления, нравственные эстетические, правовые
нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное
наследие человечества.
В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное
воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью
формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений,
нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
2 Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на
достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание – от
мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ – всегда
целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не
бывает (Подласный И.П. Педагогика, кн.1, М., «Владос», 1999, с.24).
Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы
воспитания. (Подласный И.П. Педагогика, кн. 1, М., «Владос», 1999, с.128).
Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и
управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на
усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития
умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление
навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу
обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны
преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со
стороны учеников – в качестве продуктов усвоения.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в
форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют
собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной
действительности.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять
практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний,
жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при
выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем
многократного упражнения.
Образование – результат обучения. Образование – это объем
систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления,
которыми овладел обучаемый. «Развитие и образование ни одному человеку
3 не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,
собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…»
резюмировал А.Дитерверг.
Формирование – процесс становления человека как социального
существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических,
социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.
Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности,
достижение уровня зрелости, устойчивости.
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных
изменений в организме человека. Оно связано с постоянными,
непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое,
восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В
человеческом развитии проявляется действие универсального философского
закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот
(Подласный И.П. Педагогика, кн.1, М., «Владос», 1999, с. 2429).
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждении,
навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми
должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и
задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое,
нравственное и эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом
процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания –
формирование всесторонне и гармонически развитой личности (Подласный
И.П. Педагогика, кн.2, М., «Владос», 1999, с. 27).
Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания
личности. Философские категории содержания и формы отражают единство
внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что
имеется, а вторая – в каком виде выражается. Содержание и форма
4 неразрывно связаны между собой – изменение содержания влечет за собой
изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется
содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию (Подласный И.П.
Педагогика, кн.2, М., «Владос», 1999, с. 60).
Метод воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания.
Другими словами, методы – это способы воздействия на сознание, волю,
чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью
воспитания качеств. Выбор метода – это всегда поиск оптимального пути
воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий
быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели
(Подласный И.П. Педагогика, кн.2, М., «Владос», 1999, с.9
Прием воспитания – часть общего метода, отдельное действие
(воздействие), конкретное улучшение.
5 Введение.
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными
становятся проблемы взаимодействия человека с окружающей средой.
Социальнотехнический прогресс сопровождается преобразующим влиянием
человека на природу со многими негативными последствиями социально
экологического характера.
Еще лет 20 назад об экологии и экологическом воспитании дошкольников
речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений
дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях
страны. Практически все современные комплексные, базисные программы
выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует
ряд дополнительных программ.
Ученыепедагоги, занимающиеся экологическими проблемами на разных
возрастных этапах (А.М. Галеева, С.Н. Глазачев,Д.И. Зверев, И.Т.Суравегина,
В.С. Шилова и др.), обращают внимание на тот факт, что экологическое
образование должно стать обязательным на всех ступенях системы
образования. Большое значение при этом отводится дошкольному
образованию, закладывающему фундамент экологическому развитию
личности. В этот период необходимо создавать условия для формирования
начал экологической культуры, сознания, соответствующего отношения к
окружающей природе.
6 Решение задач экологического образования дошкольников
осуществляется при непосредственном и обязательном участии педагога.
Именно о должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор,
обеспечить передач ценностей экологической культуры. Именно педагог
призван закладывать основы бережного отношения к природе в этом возрасте.
Цель работы – изучение научной литературы по экологическому
воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Задачи:
5. Определить, что такое экология.
6. Выявить взаимосвязь экологии и психологии.
7. Определить методологические основы экологии.
8.
Проанализировать решение проблем экологического воспитания и
образования в дошкольных образовательных учреждениях.
5. Провести обзор программ по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
1.Что такое экология?
Как особое направление науки экология возникла в ХIХ столетии. В то
время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения
животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово
«Экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она
определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с
окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка
«экология» это наука о доме, жилище («эйкос» дом, «логос» наука).
Сейчас это направление называется биологической или классической
экологией.
7 Чтобы понять и осмысленно работать в области экологического
образования, для начала нужно знать четыре закона, сформулированных в
популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
все связано со всем;
все кудато девается;
все чтонибудь да стоит (ничего не дается даром);
природа знает лучше.
По мере развития общества экология все больше обретала социальное
значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине
ХХ века экология обрела широкую известность среди людей, не зависимо от
их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить,
сделать их среду обитания приемлемой для существования.
В последние годы бурно развиваются новые направления экологии –
социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и
природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие.
От проблемы «организм – среда» экология подошла к проблеме «человек –
природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость
экологического образования дошкольников. Нельзя забывать о
мировоззренческом значении экологии, а значит и о ее связи со всеми
сторонами жизни – историей, культурой, географией и т.п.
Часто можно услышать выражение «плохая («хорошая», «ужасная»)
экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть
плохой или хорошей. Оценивать можно только экологическую ситуацию,
обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).
2. Взаимосвязь экологии и психологии.
Анализируя развитие отечественного экологического образования, можно
отметить, что новое звучание экологическое образование получает с начала
90х годов. Экологические знания необходимо распространять всеми
8 возможными способами в целях бережного отношения к природе,
рационального использования ее богатств.
Лихачев Б.Т. определяет экологическое воспитание как
целенаправленную систематическую деятельность, направленную на развитие
экологической образованности и воспитанности детей; накопление
экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в
природе, пробуждение высоких нравственноэстетических чувств,
приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в
осуществлении природоохранительной работы.
В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое
сознание и экологическое поведение.
Формирование основ экологического сознания происходит в основном на
занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение
же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в
нерегламентированной деятельности экологической направленности.
Исследователи выделяют следующие особенности процесса
экологического воспитания:
ступенчатый характер;
формирование экологических представлений;
развитие экологического сознания и чувств;
формирование убеждений и необходимости экологической деятельности;
выработка навыков и привычек поведения в природе;
деятельность;
сложность;
скачкообразность;
активность;
огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
развитие экологического сознания;
9 формирование соответствующих (природосообразных) потребностей,
мотивов и установок личности;
выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
воспитание устойчивой воли.
Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного
детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего
мира и восприятия, образного мышления, воображения. Непосредственное
восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально
воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление,
совершенствуя тем самым эстетические чувства.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей
психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и
необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот
период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые
природоведческие представления, закладывается фундамент правильного
отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
3. Методологические основы экологии.
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором:
либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что
неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить
биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить
сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной
перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей как материальной, так и
духовной культуры. И формирование новой – экологической культуры.
По мнению Зверева И.Д., понятие «экологическая культура» касается
всех сфер материальной и духовной жизни общества. Процесс формирования
10 экологической культуры как базового основания личности должен стать
непременной частью деятельности всей системы образования и воспитания.
Сафронов И.П. представляет экологическую культуру общества как
систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологического
сознания, экологического мировоззрения и экологической деятельности.
Термин «экологическое сознание» является предметом относительно
нового направления в современной науке – экологической психологии,
возникшей в 60е годы ХХ столетия.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. отмечают, что экологическое сознание – это тоже
самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность связанную со
своеобразием отражения мира природы и конструктивнотворческим его
преобразоваием.
Экологическое мировоззрение выделяется рядом исследователей как
базовый компонент, всеопределяющее ядро экологической культуры.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление
происходит постепенно в течении многих лет жизни и учения человека.
Начало же этого процесса падает на период дошкольного и младшего
школьного детства, когда закладываются первые основы мировоззрения и
практического взаимодействия с предметноприродной средой.
Экологическая деятельность в качестве третьего элемента в составе
экологической культуры характеризуется как интегративное понятие,
охватывающее различные виды человеческой деятельности, как в
материальной, так и в идеальных сферах, связанные с познанием, освоением,
преобразованием и сохранением природной среды.
Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде
охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды
человеческой деятельности в материальнопрактической и теоретической
11 сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению,
преобразованию и сохранению естественной среды.
В практическом плане экологическая деятельность – это
производственная деятельность человека с преобразовательными и
природоохранительными целями, т.е. природопользование.
Таким образом, из проведенного выше анализа видно, что в современных
исследованиях дано понимание экологической культуры, как совокупности
экологически развитых интеллектуальной, эмоционально чувственной,
деятельностной сфер личности.
Обзор развития современных экологических
концепций в России
Киселев Н.Н.
(Гносеологический
Анализ структуры
естественнонаучного
знания. Киев, «Наукова
думка», 1981, с. 342).
Герасимов И.П.
(Методологические
проблемы экологизации
современной науки.//
Вопросы философии.
1978 № 11. с.6172).
Горелов А.А.
(Философия и решение
экологической
проблемы.// Человек,
общество и природа в
век НТР. М., 1983, с. 244
В отечественной
научной литературе
имеет место
разноголосица по
вопросу о том, каково в
наши дни значение
самого термина
«Экология». Трактовки
этого термина
резюмирует автор, могут
быть сгруппированы
следующим образом:
экология – это, во
первых, комплексная
наука, во вторых,
общенаучный метод,
подход к решению
комплексной проблемы,
в третьих,
Он обосновал
следующий вывод о том,
что спектр современных
экологических
исследований давно
вышел за пределы
биоэкологи, образует
сферу действия
общенаучного подхода –
экологического. Важно
отметить, что речь идет
именно об общенаучном
подходе, поскольку под
именем экологического
нередко фигурирует
специальный научный
подход, входящий в
методологический
арсенал современной
12
Необходимость синтеза
различных наук для
решения экологических
проблем не исключает
задачи выработки
экологических
приоритетов в
современном научном
знании, т.е. выработки
наиболее перспективных
с экологической точки
зрения направлений
исследований.
«Эта задача очень
актуальна и с
экономических позиций,
поскольку сегодняшняя
наука требует огромных
капиталовложений, а мировоззрение.
биологической науки
наряду с эволюционно
историческим,
популяционным,
типологическим,
системноструктурным
и др.Эта двойственность
экологического подхода
обусловлена тем, что
использование идей
традиционной экологии
для понимания
закономерностей таких
сложных образований,
как биосфера в процессе
ее превращения в
ноосферу, привело к
необходимости решения
проблемы целостного
отображения такого
многообъектного
комплекса.
одинаково интенсивно
развивать все
направления
одновременно
невозможно». Так как
понятие стиля научного
мышления позволяет
учитывать филосовско
мировоззренческие
основанич и широкий
социокультурный
контекст научного
прогресса, то именно
через призму этого
понятия можно
раскрытьсоциально
филосовские и
методологические
аспекты
формирующегося
комплекса
экологических
исследований,
проследить, как общая
тенденция в
трансформации образа
научного мышления
выражается в генезисе
экологического стиля
мышления и какова
структура знаний,
вовлеченных в процесс
экологического синтеза
общественных,
естественных и
технических наук.
Таким образом, в литературе нашли отражение коренные изменения,
прошедшие за последние десятилетия в образе научного мышления. К
настоящему времени уже сложилось прочное представление о том, что
13 экологический стиль мышления представляет собой историческую форму
концептуализации нового образа мышления в науке, в которой выпукло
проявились тенденции к синтезу знаний, без коего немыслимо комплексное
изучение объектов с «многозначной» детерминацией. Изучение процессов
экосинтеза знаний на современном этапе дает ключ к пониманию конкретных
механизмов интеграции знания, охватывает все уровни синтеза теоретических
идей в современной науке:
1) при генезисе отдельной теории (например, теории биогеоценозов);
2) в синтезе концепций, ведущем к смене господствующих теоретических
воззрений (в биологи второй половины ХХ века продолжается синтез
эволюционной и экологической концепций);
3) отраслевой синтез (например, при попытках построить теорию
биосферы сугубо на естественнонаучных основаниях);
4) в интеграции естественнонаучных и общественных наук (при
формировании, в частности, социальной экологии;
5) намечающийся синтез общественных, естественных и технических наук,
о чем свидетельствует спектр междисциплинарных направлений ЭИ
(инженерная экология, медицинская экология, космическая экология и
т.п.)
4. Анализ решения проблем экологического воспитания и
образования в дошкольных образовательных учреждениях.
В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу
целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от
других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы
программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины
«экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин
14 «экологическое образование вошел в обиход педагогов дошкольного звена
только в последние годы и обычно употребляется как синоним
экологического воспитания.
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки
целей и задач экологического воспитания дошкольников:
Рыжова Н.А. (1998)
«Наш дом природа»
Цель – воспитание
гуманной, социально
активной и творческой
личности, с целостным
взглядом на природу, с
пониманием места
человека в ней.
Терентьева Е.Ф. (автор
раздела) «Кроха»
Цель – формирование
осознанно правильного
отношения к
окружающей природе.
Николаева С.Н.
«Юный эколог» (1998)
Цель – формирование
начал экологической
культуры: правильного
отношения ребенка к
природе, его
окружающей, к себе и к
людям как части
природы, к вещам и
материалам природного
происхождения,
которыми он пользуется.
Таким образом, экологическое образование дошкольников –
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка,
направленный на формирование его экологической культуры, которая
проявляется в эмоциональноположительном отношении к природе,
окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и
состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм,
в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить
ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития
ребенка:
формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребенкадошкольника (прежде всего как средства
становления осознанного правильного отношения к природе);
15 развитие познавательного интереса к миру природы;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного
и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного,
заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
развитие чувства эмпатии к объектам природы;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями;
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие
себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и
многообразие значений природы, ценность общения с природой);
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе,
формирование навыков рационального природопользования в повседневной
жизни;
формирования умения и желания сохранять природу и при необходимости
оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков
элементарной природоохранительной деятельности в ближайшем окружении;
формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых
своих действий по отношению к окружающей среде.
Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании
начальных форм экологической культуры детей, понимания ими
элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных
практических навыков гуманносозидательного и эмоциональночувственного
взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
5. Обзор программ по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
За последнее время были созданы программы дух Питов: комплексные,
направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные,
16 обеспечивающие одно или несколько направлений воспитании и развития.
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и поучили
его одобрение. К числу комплексных программ относятся: «Радуга»,
«Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха».
«Кроха» программа воспитания детей раннего возраста в семье и
детском саду. Она предусматривает экологическое воспитание.
Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые
взрослые могут использовать для приобщения детей к природе.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» составляющей
познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию,
развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему
миру – все вместе по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира,
целостное представление об окружающем.
В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир
природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными
явлениями из жизни растений, животных и их сообществ. Программа
включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о
растениях, животных как представителях живого в мире природы
(особенности внешнего строения и жизненный функций, связь живых существ
со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах
животных, проживающих в однородной среде); знание о росте развитии и
размножении знакомых детям растений и животных (представления о
последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания
экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными,
проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).
Один из авторов «Детства» Н. Н. Кондратьева – вышла на разработку
своей «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука
экологии». Основу содержания положено постепенно расширяющееся
17 представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как
ведущий фактор развития у детей экологического знания.
Программа «Истоки». Подраздел «Природа и ребенок» входит раздел
«Познание окружающего мира». Основное внимание сосредоточено на
развитии познавательного интереса к явлениям природы. ВЩ программу
включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (т.е.
экологический аспкт).
Министерством одобрен и ряд парциональных программ: «Семицветик»,
«Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас»,
«Паутинка», «Юный эколог» и др.
Программа А.Вересова «Мы – земляне» имеет своей целью развитие в
детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую
взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа «Паутинка» (Автор Ж.Л.ВасякинаНовикова) развивает в
детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как
жителю земли.
Программа «Надежда» (Автор Т.В. Потапова и др.) пытается решить
вопросы Яконцепции ребенка его взаимодействия с окружающим миром. В
центр ставится экологоосознанное поведение в окружающей среде, которая
понимается широко – как природная сфера, продуктивная деятельность,
межличностные и общественные отношения.
Программа В.И. и С.Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно
экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой,
творческой саморазвиающейся личности. Авторы считают от того, как
ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как
воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать,
какие поступки совершать. Программа предлагает совместную деятельность
детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе
18 имеются две базовые темы: «Природа» и «Человек». Тема природы включает
не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и
человек), но выходит за пределы планеты – в ближнее и дальнее космическое
пространство.
Культурологический аспект экологического воситания представлен в
программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета – наш дом», а также в
программе Т.Н.Потаповой «Мир вокруг нас».
В программе С.Н. Николаевой «Юный эколог» выделено два аспекта
содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их
трансформация в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое
воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями.В его
основе лежат «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи
экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и
среда».
Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа» нацелена на воспитание
гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным
взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с
программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые
помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры,
ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Программа предусматривает выработку у детей первых навыков
экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков
практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического
образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность
специалистов – понимание экологических проблем планеты, необходимости
их решения, ценности природы и жизни на земле во всех ее проявлениях,
необходимости изменения и тактики введения человечества на планете,
19 способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное
экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Заключение.
Экологизировать знания, прививать природоведческую сознательность и
совесть надо как можно раньше, еще в дошкольном детстве. М.Пришвин
писал: «Любить Родину значит беречь природу».
Таким образом, направления экологического образования и воспитания,
если их кратко сформулировать, видятся:
в усилении экологомировозренческой нагруженности образования, и прежде
всего в более широком освещении духовнонравственных и эстетических
проблем экологии;
в выделении в различных областях знаний экологического аспекта;
включение в экологическое образование результатов исследований в области
окружающей среды, которые связаны с региональноотраслевой
особенностью;
стимулирование у детей экологопознавательной активности, стремление
проникнуть в тайны природы, развитие элементарных умений и навыков
научного поиска.
Интересные мысли о школе и образовании в ХХI веке высказывает
профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего – школа развития
личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического
образования» (Зеленый мир. 1995. № 36 –С. 6,7,12). Речь идет о создании
системы непрерывного экологического образования и экологическом
воспитании от младенчества до взрослого человека:
экологически образованный человек должен иметь активную жизненную
позицию в осуществлении самоподдерживающегося развития цивилизации;
такое развитие не сводится только к материальному благополучию, хотя и
предусматривает разумное удовлетворение потребностей человека;
20 через различные предметы должна проходить красной нитью идея
целостности нашего мира, благоговения перед жизнью, инее только человека,
но и всех других форм жизни., заботы о поддержании условий этой жизни.
Поставленную цель и задачи я выполнила, изучив научную литературу по
экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
21 Литература
1. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М., «Владос», 1998.
2. Подласный И.П. Педагогика, кн.1, 2, М., «Владос», 1999.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.
М., «Просвещение», 2006.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПетербург,
«ДетствоПресс», 2004.
22
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Взаимосвязь экологии и психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.