В настоящее время наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья РАМН число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу.
На фоне зрительной недостаточности число практически не говорящих детей не сокращается с каждым годом, а только возрастает. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцов, Е.И. Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Павловым И.П. отмечено, что между зрением и осязанием много общего – с точки зрения той информации, которую они дают и что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание.
Взаимосвязь коррекционной и педагогической служб сопровождения с
родителями в развитии осязания и мелкой моторики
детей с патологией зрения и речи
В настоящее время наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа
детей с грубой патологией зрения. По данным НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья РАМН число
здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди
детей, поступающих в школу.
На фоне зрительной недостаточности число практически не говорящих
детей не сокращается с каждым годом, а только возрастает. Наиболее
страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН
(М.М.Кольцов, Е.И. Исенина, Л.В.АнтаковаФомина) подтверждена связь
интеллектуального развития и пальцевой моторики.
Павловым И.П.
отмечено, что между зрением и осязанием много общего – с точки зрения той
информации, которую они дают и что в «драгоценной способности руки»
зрячие не нуждаются и не развивают осязание.
Многие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности
и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с
частичной потерей зрения, полагаясь на визуальную ориентировку, не
осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной
информации. Изза отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут
спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно
практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей.
Вследствие малой двигательной активности, мышцы рук дошкольников с
нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными.
Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, действуя вместе. Движения
пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальными
непроизвольно выполняются аналогичные действия. Наблюдается неполная
амплитуда движений и быстрая утомляемость, при выполнении статических
проб не могут сохранять принятую позу длительное время. У детей с высокой
упругостью мышц рук наблюдается повышенный тонус мышц
артикуляционного аппарата.
Совершенствование моторной и зрительнодвигательной координации, а
также укрепление межфункциональных связей зависит от работы над
развитием синхронных движений глаз и рук. Зрительный контроль за
движением рук и результатом их деятельности состоит в анализе и сравнении
изображаемого объекта с имеющимся образцом. Значение зрительного
контроля не всегда равнозначно. В самом начале зрительный контроль имеет
наибольшее значение, формируется кинестетический образ движения и
контроль переходит к самой действующей руке. По мере усовершенствования
двигательного навыка роль зрительного контроля снижается. Последний непредставлена
может быть снят совсем, так как без этого невозможна оценка выполненного
движения, соотнесения работы с образцом.
Воздействуя на ребенка на сенсомоторном уровне, мы тонизируем его
нервную систему, способствуем активизации всех высших психических
функций и, по сути, закладываем предпосылки для последующих этапов
работы над расширением сферы зрительного и речевого навыка детей.
В нашем понимании коррекционноразвивающая среда выступает не только
условием развития личности ребенка, но и показателем профессионального
роста специалистов, так как ее моделирование и конструирование требуют от
нас глубоких знаний, высокой компетентности, постоянного творческого
поиска, гибкого сочетания медицинских и психологопедагогических
методик, традиционных и нетрадиционных технологий, особого умения
работать с детьми, их родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный
процесс и использование знания в реливантных ситуациях. Поменялось и
место педагога – как ведущего субъекта образовательного процесса: с
позиций «транслятора» (когда в основу педагогического процесса ставились
знания, умения и навыки, а ребенок являлся средством достижения цели) на
позицию «педагогаорганизатора», призванного создавать условия для
самореализации личности ребенка.
Коррекционноразвивающая образовательная система в нашем дошкольном
учреждении
средой,
стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с патологией зрения;
специально организованными видами деятельности, а также эмоционально
личностным взаимодействием взрослых и детей. Однако, на наш взгляд,
развивающий эффект социокультурной среды зависит не столько от условий,
сколько от степени и характера общения взрослых с ребёнком, ситуаций,
заданий, способов, стимулирующих общее развитие ребёнка, его мышление,
речь и др.
Считаем, что коррекционная работа даст положительный результат только в
том случае, когда все – дефектолог, логопед, воспитатели, родители – будут
действовать согласованно и поэтому мы постоянно налаживаем
взаимоотношения с семьей. Проведенный мониторинг вовлечения родителей в
образовательный процесс не удовлетворил нас по проблеме взаимодействия
семьи и детского сада. Только 46% родителей с удовольствием идут на
контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что постоянно
убеждаются в эффективности работы, в нашем профессионализме и добрых
намерениях. В то время как остальные остаются
пассивными и не
вовлеченными в этот сложный и интересный процесс. Итак, обозначились две
группы родителей: первая – легко идущие на контакт семьи, вторая – в
бездействии.
Работу начали не с формальных собраний и информационных стендов, а со
сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Для
эмоционального контакта нам понадобились доброжелательность,
предметнопространственнойприветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность
принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о
его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. Что может
служить основой для такого сближения? Естественно, только сам ребенок.
Рассказывая о ребенке – о том, что происходило с ним в течение дня, какие
позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или
трудности принес ему день, мы формировали у родителей понимание того,
что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий
такой информацией о ребенке, которой не может быть у мам и пап. По той
простой причине, что их нет рядом целый день.
Работу с родителями проводим в различных современных формах: « Дни
открытых дверей», «Школа для родителей», анкетирование, родительские
собрания с медиапрезентацией деятельности детей. На протяжении учебного
года систематически ведём консультативную и просветительскую работу по
пропаганде популярных медицинских знаний, даём практические советы в
виде деловых игр. Проведенные, например, игры с родителями по обучению
техники изонити и бисероплетения позволили сформировать положительную
направленность на организацию эмоционально насыщенного взаимодействия с
ребенком. В каждой возрастной группе на ребёнка заведен «Портфолио», где
педагоги, специалисты всех служб сопровождения и родители отмечают
успехи и достижения детей. Учительдефектолог консультирует родителей по
вопросам развития интеллектуальной, речевой и эмоциональноличностной
сфер ребёнка; эффективного взаимодействия и общения с ребёнком. Логопед
в начале года сообщает о результатах логопедического обследования, об
особенностях речевого развития каждого ребёнка, подчёркивая сильные и
слабые стороны; показывает приёмы работы
с ребёнком, обращает внимание родителей на возможные осложнения в
процессе коррекционного обучения, показывает, на что нужно обратить
внимание дома. Немаловажное значение уделяем разделу «Домашнее
задание», который знакомит родителей с игровыми упражнениями и
заданиями. Семья участвует в проведении праздников, КВН, просмотре
непосредственно образовательной деятельности с детьми. Подобная практика
установления прямой взаимосвязи дала хорошие результаты в предельно
короткие сроки, а это в нашей работе главное. Положительный момент нашей
работы уже в том, что по рекомендациям учителейдефектологов и учителей
логопедов 14% родителей организовали дома уголки, стимулирующие речевое
развитие детей, мелкой моторики при помощи дидактических игр.
Показываем практическое использование нетрадиционных игровых приемов
в работе с детьми: развлечения и досуги, включающие самомассаж,
плантарный массаж, пальчиковые игры, графические диктанты, сопряженную
гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой
поз «Театр пальчиков и языка» очень нравится нашим малышам и их
родителям. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательныеупражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что
задания превращаются в занимательную игру: «Пальчикимузыканты»,
«Пальчикифокусники», «Пальчикипутешественники».
Традиционным стало заниматься лепкой не только из пластилина и глины,
но и из соленого теста, что помогает активизировать мышцы руки. Настоящие
произведения искусства «выходят изпод рук малышей и их родителей»
Особое внимание родителей мы уделяем играм с пальчиками, которые
сопровождаются небольшими стихотворными текстами. Ребенок сначала
вслушивается в речь взрослого, усваивая фонетические и грамматические
нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый
текст.
В нашей практике часто возникает необходимость придать пальчиковым
играм специфическую направленность на запоминание и использование
ребенком слов, редко употребляемых в обиходе, с помощью которых они
овладевают обобщающими понятиями и их лексическим содержанием,
сложными словами.
При подборе игровых упражнений мы руководствовались принципами:
личностные отношения в игровых упражнениях простраиваем в атмосфере
доверия, взаимопонимания, доброжелательности, что раскрепощает детей,
приносит им радость; слабовидящий ребенок особенно в этом нуждается и
знает, что получит необходимую помощь;
постепенно усложняем выполнение пальчиковых фигур от простого до
разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей и пальцев
рук.
Считаем, что необходимым средством коррекции являются упражнения для
укрепления и восстановления работы мышц глаз, поэтому предлагаем
родителям включать в ежедневную работу специальные зрительно
восстановительные упражнения,
которые способствуют улучшению
кровообращения, снимают статическое напряжение глазных мышц. Эти
упражнения и игровые приёмы дают возможность справиться со значительной
зрительной нагрузкой.
В своей работе с детьми мы апробируем и успешно применяем современные
коррекционнодидактические пособия для активизации и стимуляции
зрительных функций. Такие, как мягкая игрушкаконструктор «Притворщик»,
которая является одним из пособий комплекта развивающих игр «Волшебный
коврик », сенсорный модуль «Черепаха», лабиринты, модуль игр и
упражнений «Мир красок». Они направлены на закрепление основных цветов,
оттенков и цветоразличения, способствуют повышению остроты зрения,
зрительнодвигательной координации, развивают фантазию, творческие
способности ребёнка.
Для более эффективного совершенствования тактильных и моторно
двигательных функций, а также для развития зрительномоторной
координации применяем нетрадиционные формы работы с детьми. Это игры скрупами «Нарисуй пальчиком узор», с пуговицами «Подбери по цвету», с
прищепками «Что же получилось».
Особый эффект был достигнут через организацию педагогами кружков
«Бисероплетение» и «Волшебные клубочки» в тесном сотрудничестве с
родителями. Занятия проводятся в соответствии с календарнотематическим
планированием один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты работы показали, что у большинства детей повысился уровень
самоконтроля за своими действиями, а коррекционная работа помогла
родителям лучше узнать детей, выбрать наиболее эффективную форму
взаимодействия.
Для развития мелкой моторики рук нами разработаны тренажеры. Их
назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не
только готовим руку ребенка к рисованию и письму, но и к
самообслуживанию ( застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков и т.п.),
одновременно стимулируя речевую активность, помогаем развиваться
интеллектуальным способностям и зрительным возможностям ребенка.
Используя тренажерыпазлы, развиваем у детей сенсорное восприятие,
фантазию, знакомим с геометрическими фигурами. Любимое занятие
малышей – шарик с колючками. Прокатывая его между ладонями, они
массируют мышцы рук. В каждом шарике есть волшебное колечко,
помогающее стимулировать работу внутренних органов, так как в детском
саду много соматически ослабленных детей.
Полученные результаты позволяют нам утверждать, что предложенный опыт
работы обеспечил всестороннее развитие детей с нарушением зрения и
успешную подготовку к обучению в школе, а также 100% интеграцию не
только в общеобразовательную школу, но и в учреждения дополнительного
образования: в музыкальную школу – 9 детей, в художественную– 6 детей, в
школу искусств – 4 ребёнка.