Взаимосвязь коррекционной и педагогической служб сопровождения с родителями

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией зрения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья РАМН число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу. На фоне зрительной недостаточности число практически не говорящих детей не сокращается с каждым годом, а только возрастает. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцов, Е.И. Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Павловым И.П. отмечено, что между зрением и осязанием много общего – с точки зрения той информации, которую они дают и что в «драгоценной способности руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание.
Иконка файла материала Взаимосвязь коррекционной и педагогической служб сопровождения с родителями.doc
Взаимосвязь коррекционной и педагогической служб сопровождения с родителями  в развитии осязания и мелкой моторики детей с патологией зрения и речи   В настоящее время наблюдается выраженная тенденция  к увеличению числа детей   с   грубой   патологией   зрения.   По   данным   НИИ   гигиены   и   охраны здоровья   детей   и   подростков   Научного   Центра   здоровья   РАМН   число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди детей, поступающих в школу.       На   фоне   зрительной   недостаточности   число   практически   не  говорящих детей   не   сокращается   с   каждым   годом,   а   только   возрастает.       Наиболее страдает   у   детей   данной   категории   моторика   кистей   и   пальцев   рук. Исследованиями   ученых   Института   физиологии   детей   и   подростков   АПН (М.М.Кольцов,   Е.И.   Исенина,   Л.В.Антакова­Фомина)   подтверждена   связь интеллектуального   развития   и   пальцевой   моторики.     Павловым   И.П. отмечено, что между зрением и осязанием много общего – с точки зрения той информации,   которую   они   дают   и   что   в   «драгоценной   способности   руки» зрячие не нуждаются и не развивают осязание.  Многие дети имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и   моторики   пальцев   и   кистей   рук.   Происходит   это   потому,   что   дети   с частичной   потерей   зрения,   полагаясь   на   визуальную   ориентировку,   не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из­за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно   по   подражанию     окружающим   овладеть   различными   предметно­ практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие   малой   двигательной   активности,   мышцы   рук   дошкольников   с нарушением   зрения   оказываются   вялыми   или   слишком   напряженными. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, действуя вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальными непроизвольно   выполняются   аналогичные   действия.   Наблюдается   неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость, при выполнении статических проб не могут сохранять принятую позу длительное время. У детей с высокой упругостью   мышц   рук   наблюдается   повышенный   тонус   мышц артикуляционного аппарата.        Совершенствование   моторной   и   зрительно­двигательной   координации,  а также   укрепление   межфункциональных   связей   зависит   от   работы   над развитием   синхронных   движений   глаз   и   рук.   Зрительный   контроль   за движением рук и результатом их деятельности состоит в анализе и сравнении изображаемого   объекта   с   имеющимся   образцом.   Значение   зрительного контроля не всегда равнозначно. В самом начале  зрительный контроль имеет наибольшее   значение,   формируется   кинестетический   образ   движения   и контроль переходит к самой действующей руке. По мере усовершенствования двигательного навыка роль зрительного контроля снижается. Последний непредставлена   может быть снят совсем, так как без этого невозможна оценка выполненного движения, соотнесения работы с образцом.          Воздействуя   на   ребенка   на   сенсомоторном   уровне,   мы   тонизируем   его нервную   систему,   способствуем   активизации   всех   высших   психических функций   и,   по   сути,   закладываем   предпосылки   для   последующих   этапов работы над расширением сферы  зрительного и речевого навыка детей.     В нашем понимании коррекционно­развивающая среда выступает не только условием развития   личности ребенка, но и показателем профессионального роста специалистов, так как ее моделирование и конструирование требуют от нас   глубоких   знаний,   высокой   компетентности,   постоянного   творческого поиска,   гибкого   сочетания   медицинских   и   психолого­педагогических методик,   традиционных   и   нетрадиционных     технологий,   особого   умения работать с детьми, их родителями, людьми, обеспечивающими коррекционный процесс   и   использование   знания   в   реливантных   ситуациях.   Поменялось   и место   педагога   –   как   ведущего   субъекта   образовательного   процесса:   с позиций «транслятора» (когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, а ребенок являлся средством достижения цели) на позицию   «педагога­организатора»,   призванного   создавать   условия   для самореализации личности ребенка.    Коррекционно­развивающая образовательная система в нашем дошкольном учреждении средой, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка  с патологией зрения; специально   организованными   видами   деятельности,  а  также   эмоционально­ личностным   взаимодействием   взрослых   и   детей.   Однако,   на   наш   взгляд, развивающий эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько   от   степени   и   характера   общения   взрослых   с   ребёнком,   ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее развитие ребёнка, его мышление, речь и др.    Считаем, что коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, когда все – дефектолог, логопед, воспитатели, родители – будут действовать   согласованно   и   поэтому   мы   постоянно   налаживаем взаимоотношения с семьей. Проведенный мониторинг вовлечения родителей в образовательный процесс  не удовлетворил нас по проблеме взаимодействия семьи   и   детского   сада.   Только   46%   родителей   с   удовольствием   идут   на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что постоянно убеждаются в эффективности работы, в нашем профессионализме и добрых намерениях.   В   то   время   как   остальные   остаются     пассивными   и   не вовлеченными в этот сложный и интересный процесс. Итак, обозначились две группы   родителей:   первая   –   легко   идущие   на   контакт   семьи,   вторая   –   в бездействии. Работу начали не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения   души   и   разума   людей,   сопричастных   жизни   ребенка.   Для эмоционального   контакта   нам   понадобились   доброжелательность, предметно­пространственнойприветливость,   открытость.   Для   информационного   контакта   –   готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его   действиях   и   деятельности,   о   его   состоянии   и   поступках.   Что   может служить основой для такого сближения? Естественно, только сам ребенок. Рассказывая о ребенке – о том, что происходило с ним в течение дня, какие позитивные   стороны   личности   проявил   малыш,   какие   достижения   или трудности принес ему день,­ мы формировали у родителей понимание того, что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой  информацией о ребенке, которой не может быть у мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом целый день. Работу   с   родителями   проводим   в   различных   современных   формах:   «   Дни открытых   дверей»,   «Школа   для   родителей»,   анкетирование,   родительские собрания с медиа­презентацией деятельности детей. На протяжении учебного года систематически   ведём  консультативную и просветительскую работу по пропаганде   популярных   медицинских   знаний,   даём   практические   советы   в виде деловых игр. Проведенные, например, игры с родителями по обучению техники изонити и бисероплетения  позволили сформировать положительную направленность на организацию эмоционально насыщенного взаимодействия с ребенком. В каждой возрастной группе на  ребёнка заведен «Портфолио», где педагоги,   специалисты   всех   служб   сопровождения   и   родители   отмечают успехи и достижения детей. Учитель­дефектолог консультирует родителей по вопросам   развития   интеллектуальной,   речевой   и   эмоционально­личностной сфер ребёнка; эффективного взаимодействия и общения с ребёнком. Логопед в   начале   года   сообщает   о   результатах   логопедического   обследования,   об особенностях   речевого   развития   каждого   ребёнка,   подчёркивая   сильные   и слабые стороны; показывает приёмы работы  с   ребёнком,   обращает   внимание   родителей   на   возможные   осложнения   в процессе   коррекционного   обучения,   показывает,   на   что   нужно   обратить внимание   дома.   Немаловажное   значение   уделяем   разделу   «Домашнее задание»,   который   знакомит   родителей   с   игровыми   упражнениями   и заданиями.   Семья   участвует   в   проведении   праздников,   КВН,   просмотре непосредственно образовательной деятельности с детьми. Подобная практика установления   прямой   взаимосвязи     дала   хорошие   результаты   в   предельно короткие сроки, а это в нашей работе главное. Положительный момент нашей работы уже в том, что по рекомендациям учителей­дефектологов и учителей­ логопедов 14% родителей организовали дома уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики при помощи дидактических игр.    Показываем практическое использование нетрадиционных игровых приемов в   работе   с   детьми:   развлечения   и   досуги,   включающие   самомассаж, плантарный массаж, пальчиковые игры, графические диктанты, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз   «Театр   пальчиков   и   языка»   очень   нравится   нашим   малышам   и   их родителям.   С   большим   увлечением   дошкольники   выполняют   двигательныеупражнения   с   использованием   нетрадиционного   материала,   потому   что задания   превращаются   в   занимательную   игру:   «Пальчики­музыканты», «Пальчики­фокусники», «Пальчики­путешественники».     Традиционным стало заниматься лепкой не только из пластилина и глины, но и из соленого теста, что помогает активизировать мышцы руки. Настоящие произведения искусства «выходят из­под рук малышей и их родителей»       Особое   внимание   родителей   мы   уделяем   играм   с  пальчиками,  которые сопровождаются   небольшими   стихотворными   текстами.   Ребенок   сначала вслушивается   в   речь   взрослого,   усваивая   фонетические   и   грамматические нормы родного языка, затем запоминает и уже сам проговаривает знакомый текст.      В нашей практике часто возникает необходимость придать пальчиковым играм   специфическую   направленность   на   запоминание   и   использование ребенком   слов,   редко   употребляемых   в   обиходе,   с   помощью   которых   они овладевают   обобщающими   понятиями   и   их   лексическим   содержанием, сложными словами.    При подборе игровых упражнений мы руководствовались  принципами: ­личностные отношения в игровых упражнениях простраиваем в атмосфере доверия,   взаимопонимания,   доброжелательности,   что   раскрепощает   детей, приносит им радость; слабовидящий ребенок особенно в этом нуждается и знает, что получит необходимую помощь; ­постепенно   усложняем   выполнение   пальчиковых   фигур   от   простого   до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей и пальцев рук. Считаем, что необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления   и   восстановления   работы   мышц   глаз,   поэтому   предлагаем родителям   включать   в   ежедневную   работу   специальные   зрительно­ восстановительные   упражнения,   которые   способствуют   улучшению кровообращения,   снимают   статическое   напряжение   глазных   мышц.   Эти упражнения и игровые приёмы дают возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой. В своей работе с детьми мы апробируем и успешно применяем современные коррекционно­дидактические   пособия   для   активизации   и   стимуляции зрительных функций. Такие, как мягкая игрушка­конструктор «Притворщик», которая является одним из пособий комплекта развивающих игр «Волшебный коврик   »,   сенсорный   модуль   «Черепаха»,   лабиринты,   модуль   игр   и упражнений «Мир красок». Они направлены на закрепление основных цветов, оттенков   и   цветоразличения,   способствуют   повышению   остроты   зрения, зрительно­двигательной   координации,   развивают   фантазию,   творческие способности ребёнка. Для   более   эффективного   совершенствования   тактильных   и   моторно­ двигательных   функций,   а   также   для   развития   зрительно­моторной координации применяем нетрадиционные формы работы с детьми. Это игры скрупами «Нарисуй  пальчиком  узор»,  с  пуговицами  «Подбери  по  цвету», с прищепками «Что же получилось». Особый   эффект   был   достигнут   через   организацию   педагогами     кружков «Бисероплетение»   и   «Волшебные   клубочки»   в   тесном   сотрудничестве   с родителями. Занятия проводятся в соответствии с календарно­тематическим планированием один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты   работы   показали,   что   у   большинства   детей   повысился   уровень самоконтроля   за   своими   действиями,   а   коррекционная   работа   помогла родителям   лучше   узнать   детей,   выбрать   наиболее   эффективную   форму взаимодействия.       Для   развития   мелкой   моторики   рук   нами   разработаны   тренажеры.   Их назначение   многоплановое   и   многоцелевое.   Развивая   мышцы   рук,   мы   не только   готовим   руку   ребенка   к   рисованию   и   письму,   но   и   к самообслуживанию   (   застегиванию   пуговиц,   завязыванию   шнурков   и   т.п.), одновременно   стимулируя   речевую   активность,   помогаем   развиваться интеллектуальным   способностям   и   зрительным   возможностям   ребенка. Используя   тренажеры­пазлы,     развиваем   у   детей   сенсорное   восприятие, фантазию,   знакомим   с   геометрическими   фигурами.   Любимое   занятие малышей   –   шарик   с   колючками.   Прокатывая   его   между   ладонями,   они массируют   мышцы   рук.   В   каждом   шарике   есть   волшебное   колечко, помогающее стимулировать работу внутренних органов, так как в детском саду много соматически ослабленных детей.    Полученные результаты позволяют нам утверждать, что предложенный опыт работы   обеспечил   всестороннее   развитие   детей   с   нарушением   зрения   и успешную   подготовку   к   обучению   в   школе,   а   также   100%   интеграцию   не только в общеобразовательную школу, но и в учреждения дополнительного образования: в музыкальную школу – 9 детей, в художественную– 6 детей, в школу искусств – 4 ребёнка.