Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру¬гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица¬тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от¬ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно¬гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни¬ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо-жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя
образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и
структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми
формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными
формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемноценностного общения, как этическая беседа,
вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого
жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения
«педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой
форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой
проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает
и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы — дебаты,
тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных
сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты,
сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты,
будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед
необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не
нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может
случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемноценностной
дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя
лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно
в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего
уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в
формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижим ы и результаты
предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не
обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Педагог, не
владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может
действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может
это сделать только имитационно.