Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель¬ности.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже дру¬гие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрица¬тельные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с от¬ношением других участников. Однако дебаты, будучи во мно¬гом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьни¬ка в самостоятельное общественное действие, хотя это и мо-жет случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Иконка файла материала Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.doc
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому   уровню   результатов   внеурочной   деятельности   соответствует   своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый   уровень   результатов   может   быть   достигнут   относительно   простыми формами,   второй   уровень   —   более   сложными,   третий   уровень   —   самыми   сложными формами внеурочной деятельности. Например, в такой форме проблемно­ценностного общения, как этическая беседа, вполне   можно   выйти   на   уровень   знания   и   понимания   школьниками   обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы —  дебаты, тематический диспут.  Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон   посмотреть   на   проблему,   обсудить   положительные   и   отрицательные   моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи   во   многом   игровой   формой   коммуникации,   не   ставят   ребёнка   перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей). Такая   необходимость   диктуется   другой   формой   —  проблемно­ценностной дискуссией с участием внешних экспертов,  где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в   такой   близкой   социальной   среде   ребёнок   получает   (или   не   получает)   первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).   Практически   невозможно   достигнуть   результата   второго   и   тем   более   третьего уровня   формами,   соответствующими   первому   уровню   результатов.   В   то   же   время   в формах,   нацеленных   на   результат   высшего   уровня,   достижим   ы   и   результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает   повышения   качества   и   эффективности   деятельности.  Педагог,   не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.