Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания
Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье “Воспитание в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: “Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее.
Взаимосвязь школы и семьи в профориентации.
Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего
активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под
влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают
его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки
детей
значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.
Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял
выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье “Воспитание в
труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в
семье: “Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это
следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно
его значение в этом обществе будет зависеть от того, насколько он в
состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он
будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние,
материальный уровень его жизни”. (Макаренко А. С. Лекции о воспитании
детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, Т.2, С.5758).
В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое воспитание,
которое обычно называют квалификацией. Квалификацию молодые люди
получают на заводе, в школе, в учреждениях, на курсах. Но родители не
должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на
получение квалификации. Наоборот, именно семейное воспитание имеет
главное значение для будущей квалификации человека. А. С. Макаренко
писал: “Тот ребенок, который получил в семье правильное трудовое
воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою
специальную подготовку”. ( Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей//
Избранные педагогические сочинения – М. 1977, Т.2, С. 54)
Идеи, высказанные выдающимся советским педагогом, актуальны и в
настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннемвозрасте и носить игровой характер. С возрастом трудовые поручения должны
усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим
количеством работы. Труд детей должен быть посильным. Систематически,
терпеливо, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка,
родители должны приучать его как к физическому, так и умственному труду.
Часто случается, что удовлетворенность родителей своей профессией
может стать достаточным стимулом для детей для желания ознакомиться с
ней, а в дальнейшем и выбрать ее. Поэтому родители должны чаще
рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время
недопустимо, чтобы родители злоупотребляли своими субъективными
отношениями к некоторым профессиям и передавали его детям. То есть
родители призваны помочь детям лучше разобраться в их склонностях и
возможностях и определить их профессиональный жизненный путь.
Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа
школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают
активное участие в определении жизненных и профессиональных планов
своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей
образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для
их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным
потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда
родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей.
Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих
случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации
специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в
подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении
профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди
самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В
задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии
подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей испособностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в
значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из
за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.
Таким образом, участие семьи, как социального и воспитательного
института, подчеркивает двойственность профориентации – как проблемы
общественной и педагогической.