Взаимосвязь школы и семьи в профориентации.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школа, семья и общественность формируют ребенка как будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. В статье “Воспитание в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье: “Первое, о чем в особенности должны помнить родители, это следующее.
Иконка файла материала Взаимосвязь школы и семьи в профориентации.doc
Взаимосвязь  школы и семьи в профориентации. Школа,   семья   и   общественность   формируют   ребенка   как   будущего активного члена общества. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его   жизнь   и   деятельность.   На   уровень   трудовой   подготовки     детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания.  Проблеме трудового воспитания детей в семье большое внимание уделял выдающийся   советский   педагог   А.   С.   Макаренко.  В   статье   “Воспитание   в труде” он подробно анализирует смысл и значение трудового воспитания в семье:   “Первое,   о   чем   в   особенности   должны   помнить   родители,   это следующее. Ваш ребенок будет членом трудового общества, следовательно его   значение   в   этом   обществе   будет   зависеть   от   того,   насколько   он   в состоянии   будет   принимать   участие   в   общественном   труде,   насколько   он будет к этому подготовлен. Но от этого будет зависеть  и его благосостояние, материальный уровень его жизни”. (Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, ­ Т.2, ­ С.57­58). В рамках семьи невозможно дать ребенку такое трудовое   воспитание, которое   обычно   называют   квалификацией.   Квалификацию   молодые   люди получают   на   заводе,   в   школе,   в   учреждениях,   на   курсах.   Но   родители   не должны думать, что семейное воспитание не оказывает никакого влияния на получение   квалификации.   Наоборот,   именно   семейное   воспитание   имеет главное   значение   для   будущей   квалификации   человека.   А.   С.   Макаренко писал:   “Тот   ребенок,   который   получил   в   семье   правильное     трудовое воспитание, тот в дальнейшем, с большим успехом будет проходить и свою специальную подготовку”. ( Макаренко А. С. Лекции   о воспитании детей// Избранные педагогические сочинения – М. 1977, ­ Т.2, ­ С. 54) Идеи,   высказанные   выдающимся   советским   педагогом,   актуальны   и   в настоящее время. Трудовое воспитание в семье должно начинаться в раннемвозрасте и носить игровой характер. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры. Однако нельзя загружать ребенка большим количеством работы. Труд детей должен быть посильным. Систематически, терпеливо,   учитывая   возрастные   и   индивидуальные   особенности   ребенка, родители должны приучать его как к физическому, так и умственному труду.  Часто   случается,   что   удовлетворенность   родителей   своей   профессией может стать достаточным стимулом   для детей для желания ознакомиться с ней,   а   в   дальнейшем   и   выбрать   ее.   Поэтому   родители   должны   чаще рассказывать детям о своем труде и его общественном значении. В тоже время недопустимо,   чтобы   родители   злоупотребляли   своими   субъективными отношениями   к   некоторым   профессиям   и   передавали   его   детям.   То   есть родители   призваны   помочь   детям   лучше   разобраться   в   их   склонностях   и возможностях и определить их профессиональный жизненный путь. Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа школы с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное   участие   в   определении   жизненных   и   профессиональных   планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии  и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их   родителей.   Советы   последних   часто   не   соответствуют   реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители   знают   и   объективно   оценивают   интересы   и   способности   детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях   не   совпадают.   Все   это   вызывает   необходимость   организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке   детей   к   труду   и   выбору   профессии.   При   проведении профориентационной   работы   встает   вопрос   о   престиже   профессий   среди самих   родителей,   который   часто   приобретает   первостепенное   значение.   В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком,   когда   профессия   выбирается   без   учета   особенностей   испособностей   ребенка.   Как   известно,   в   случайном   выборе   профессии   в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из­ за неудовлетворенности человека своей профессией и работой. Таким   образом,   участие   семьи,   как   социального   и   воспитательного института,   подчеркивает   двойственность   профориентации   –   как   проблемы общественной и педагогической.