Взгляды белорусских просветителей, педагогов и писателей об использовании знаний о природе в воспитании
Оценка 4.9

Взгляды белорусских просветителей, педагогов и писателей об использовании знаний о природе в воспитании

Оценка 4.9
docx
14.05.2020
Взгляды белорусских просветителей, педагогов и писателей об использовании знаний о природе в воспитании
Взгляды белорусских просветителей об использовании знаний о природе в воспитании.docx

Автор, годы жизни

Название первоисточника

Основные идеи

Н. Гусовский (14701533 гг.) – белорусский поэтгуманист и просветитель эпохи  Возрождения. 

«Песня о  внешности, дикости зубра и охоте на него» , «Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы», «Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта»

Пропагандировал: 

во-первых, необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека-общества-природы;

во-вторых, важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой;

в-третьих, стремление осуществлять природоохранную деятельность.

 

Ф. Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.), первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. 

«Малая подорожная книжица»,  «Библия русская»

Стремился осмыслить явления природы, проникнуть  в сущность самого человека, объяснить отношения  между человеком и природой. 

 Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. 

С. Будный (ок. 15301593 гг.)  деятель  белорусской культуры, талантливый ученый,  переводчик, педагог.

«Катехизис для детей… »

В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы. Данная работа дает повод утверждать, что С. Будный также придает огромное значение природе в развитии личности человека.

К. Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. 

«О несуществовании бога»

В своем имении открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. В ней обучались не только мальчики, но и девочки, дети местной шляхты и дети крестьян. Школа отличалась также по содержанию и характеру обучения, которое было безрелигиозным, светским. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею.

Факт наличия на территории Беларуси в 17 веке светской школы, дающей естественнонаучное образование трудно переоценить. Он еще не получил должной оценки, детально не изучен и ждет своего дальнейшего исследования.

Ф. Бохвиц (1779-1856 гг.), польско-белорусский просветитель, философ, писатель.

«Мысли о воспитании человека»

В своем трактате «Мысли о воспитании человека» впервые в истории педагогики Беларуси рассказал о важности воспитания детей дошкольного возраста. Он полагал, что с этого возраста надо приобщать детей к религии, а со школьного возраста давать научные знания. Отражая насущные потребности экономического и культурного развития общества, Ф. Бохвиц высказывался за изучение в школе ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, естественной истории, географии. Он считал, что изучение этих наук в определенной системе будет способствовать развитию памяти, воображения, аналитического мышления. Особое место в изучении природы он отводил непосредственному общению с природой и организации труда детей в природе.

Я. Чечет (1796-1847 гг), поэт, фольклорист и этнограф, член общества филоматов.

«А мая ж ты кветачка...»

Были сторонником идеи ознакомления детей с природой родного края.

И. Кулаковский (1800-1870 гг.), поэт, педагог

«Zabawki wierszem Ig. Kolakowskiego»

Полагал, что любовь к родной природе лежит в основе формирования любви к родине.

П. Шпилевский (1823-1861 гг.), писатель-этнограф, публицист, литературный и театральный критик, популяризатор народного культурного наследия белорусов

«Белорусские народные предания», ««Белорусские поверья»

Наблюдения за красотой природы они предлагали дополнять произведениями белорусского народного творчества: песнями, пословицами, поговорками, загадками, которые содержательно в большинстве своем связаны с природой.

А. Богданович (18621940 гг.) – педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель  поэта Максима Богдановича

«Я всю жизнь стремился к свету»

  Считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества и семья. Именно семейные традиции направлены на воспитание в детях любви к труду на родной земле, среди родной природы. В семье ребенок знакомится с обычаями, белорусскими народными праздниками, которые связаны с природой.

 

А. Пашкевич  (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке.

«Гастінец для дзяцей», «Беларускі лемантар, або Першая навука чытання», «Першае чытанне для дзетак беларусаў»,  «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.

 

В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления.

Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе.

Стремилась обогатить детское восприятие окружающего мира, развить умение видеть жизнь наиболее ярко и свежо.

По мнению А. Пашкевич, именно общение с белорусской природой и белорусских фольклор содержат в себе огромные воспитательные и образовательные возможности, так как в них сохранились самые глубокие пласты национальной истории, видны корни белорусской культуры, проявляется мировосприятие и миропонимание народа.

Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – педагог, мастер  слова, знаменитый писатель, основоположник  дидактики начальной школ.

«Другое чытанне для дзетак беларусаў»

Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников.

Первые четыре раздела данной книги посвящены природе, а именно временам года. А в последних трех разделах размещены произведения и примеры народного творчества. Белорусская литература, фольклор и родная природа, по мнению Я. Коласа являются важными факторами средствами воспитания и обучения ребенка.

Не только рекомендовал, как прививать детям любовь к труду и родной природе, но и сам стремился добиться этого своими замечательными произведениями о красоте белорусской природы, написанными для детей.

Янка Купала  (1882 – 1942 гг.)  белорусский поэт,  просветитель. 

«Мароз», «Дуб»,  «Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі» 

Тема природы затронута  во многих произведениях автора.

В стихотворении ― «Моя наука» автор говорит о  роли природы в развитии личности человека. 

Любовь к природе родного края ощущается в стихах  поэта. Она передается читателю и помогает понять  красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси. 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор, годы жизниНазвание первоисточникаОсновные идеи

Автор, годы жизниНазвание первоисточникаОсновные идеи

Ф. Бохвиц (1779-1856 гг

Ф. Бохвиц (1779-1856 гг

А. Пашкевич (1876-1916 гг

А. Пашкевич (1876-1916 гг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020