Автор, годы жизни |
Название первоисточника |
Основные идеи |
Н. Гусовский (1470‐1533 гг.) – белорусский поэт‐гуманист и просветитель эпохи Возрождения. |
«Песня о внешности, дикости зубра и охоте на него» , «Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы», «Жыццё і подзвіг св. Гіяцынта» |
Пропагандировал: во-первых, необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека-общества-природы; во-вторых, важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой; в-третьих, стремление осуществлять природоохранную деятельность.
|
Ф. Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.), первопечатник, философ-гуманист, писатель, общественный деятель, предприниматель и учёный-медик. |
«Малая подорожная книжица», «Библия русская» |
Стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. Его занятия в области ботаники и медицины следует рассматривать как стремление постичь истину, обращаясь непосредственно к естественным наукам, к эксперименту, к самой природе. |
С. Будный (ок. 1530‐1593 гг.) ‐ деятель белорусской культуры, талантливый ученый, переводчик, педагог. |
«Катехизис для детей… » |
В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы. Данная работа дает повод утверждать, что С. Будный также придает огромное значение природе в развитии личности человека. |
К. Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель, который оставил яркий след как в истории Беларуси, так и в истории всей европейской культуры. |
«О несуществовании бога» |
В своем имении открыл школу, в которой сам преподавал языки и основы наук. В ней обучались не только мальчики, но и девочки, дети местной шляхты и дети крестьян. Школа отличалась также по содержанию и характеру обучения, которое было безрелигиозным, светским. Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею. Факт наличия на территории Беларуси в 17 веке светской школы, дающей естественнонаучное образование трудно переоценить. Он еще не получил должной оценки, детально не изучен и ждет своего дальнейшего исследования. |
Ф. Бохвиц (1779-1856 гг.), польско-белорусский просветитель, философ, писатель. |
«Мысли о воспитании человека» |
В своем трактате «Мысли о воспитании человека» впервые в истории педагогики Беларуси рассказал о важности воспитания детей дошкольного возраста. Он полагал, что с этого возраста надо приобщать детей к религии, а со школьного возраста давать научные знания. Отражая насущные потребности экономического и культурного развития общества, Ф. Бохвиц высказывался за изучение в школе ботаники, химии, физики, астрономии, анатомии, естественной истории, географии. Он считал, что изучение этих наук в определенной системе будет способствовать развитию памяти, воображения, аналитического мышления. Особое место в изучении природы он отводил непосредственному общению с природой и организации труда детей в природе. |
Я. Чечет (1796-1847 гг), поэт, фольклорист и этнограф, член общества филоматов. |
«А мая ж ты кветачка...» |
Были сторонником идеи ознакомления детей с природой родного края. |
И. Кулаковский (1800-1870 гг.), поэт, педагог |
«Zabawki wierszem Ig. Kolakowskiego» |
Полагал, что любовь к родной природе лежит в основе формирования любви к родине. |
П. Шпилевский (1823-1861 гг.), писатель-этнограф, публицист, литературный и театральный критик, популяризатор народного культурного наследия белорусов |
«Белорусские народные предания», ««Белорусские поверья» |
Наблюдения за красотой природы они предлагали дополнять произведениями белорусского народного творчества: песнями, пословицами, поговорками, загадками, которые содержательно в большинстве своем связаны с природой. |
А. Богданович (1862‐1940 гг.) – педагог, этнограф, фольклорист, отец и воспитатель поэта Максима Богдановича |
«Я всю жизнь стремился к свету» |
Считал воспитание любви к родному краю неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Этой цели, отмечал педагог, должны служить родной язык, произведения народного творчества и семья. Именно семейные традиции направлены на воспитание в детях любви к труду на родной земле, среди родной природы. В семье ребенок знакомится с обычаями, белорусскими народными праздниками, которые связаны с природой.
|
А. Пашкевич (1876-1916 гг.) – белорусская поэтесса, просветительница, инициатор открытия белорусских школ и издатель книг на родном языке. |
«Гастінец для дзяцей», «Беларускі лемантар, або Першая навука чытання», «Першае чытанне для дзетак беларусаў», «Лес», «Мая вясна», «Мой сад» и др.
|
В состав книг входят рассказы, стихи, былины, поговорки, загадки, в которых отражается быт крестьянской семьи, настроения, чувства, а также объясняются окружающие предметы и природные явления. Главная цель книг развить представления об окружающей жизни и окружающей природе. Стремилась обогатить детское восприятие окружающего мира, развить умение видеть жизнь наиболее ярко и свежо. По мнению А. Пашкевич, именно общение с белорусской природой и белорусских фольклор содержат в себе огромные воспитательные и образовательные возможности, так как в них сохранились самые глубокие пласты национальной истории, видны корни белорусской культуры, проявляется мировосприятие и миропонимание народа. |
Якуб Колас (1882 – 1956 гг.) – педагог, мастер слова, знаменитый писатель, основоположник дидактики начальной школ. |
«Другое чытанне для дзетак беларусаў» |
Как писатель и педагог, который хорошо знает психологию детей, он составил учебную книгу таким образом, что она прекрасно формировала культурные и природоведческие представления воспитанников. Первые четыре раздела данной книги посвящены природе, а именно временам года. А в последних трех разделах размещены произведения и примеры народного творчества. Белорусская литература, фольклор и родная природа, по мнению Я. Коласа являются важными факторами средствами воспитания и обучения ребенка. Не только рекомендовал, как прививать детям любовь к труду и родной природе, но и сам стремился добиться этого своими замечательными произведениями о красоте белорусской природы, написанными для детей. |
Янка Купала (1882 – 1942 гг.) ‐ белорусский поэт, просветитель. |
«Мароз», «Дуб», «Вяртаюцца з выраю жоравы, гусі» |
Тема природы затронута во многих произведениях автора. В стихотворении ― «Моя наука» автор говорит о роли природы в развитии личности человека. Любовь к природе родного края ощущается в стихах поэта. Она передается читателю и помогает понять красоту, изменчивость и богатство природы Беларуси. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.