X городская конференция «Язык мой, друг мой (черкесский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»
Оценка 4.8

X городская конференция «Язык мой, друг мой (черкесский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»

Оценка 4.8
pptx
31.05.2023
X городская конференция «Язык мой, друг мой (черкесский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»
Карпунин Евгений. Черкесский язык.pptx

X городская конференция «Язык мой, друг мой (черкесский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение

X городская конференция «Язык мой, друг мой (черкесский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение

X городская конференция
«Язык мой, друг мой (черкесский язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»

Подготовил: Карпунин Евгений, обучающийся группы 6РЭ92 Руководитель: Абдулманафова Г.С., преподаватель высшей квалификационной
категории

Лянторский нефтяной техникум
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»

Лянтор, 2023

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ: стимулирование интереса молодежи к культуре языка; воспитание толерантного отношения к языкам и культурам народов мира; развитие общей языковой культуры; воспитание уважения к родному…

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ: стимулирование интереса молодежи к культуре языка; воспитание толерантного отношения к языкам и культурам народов мира; развитие общей языковой культуры; воспитание уважения к родному…

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ:

стимулирование интереса молодежи к культуре языка;
воспитание толерантного отношения к языкам и культурам народов мира;
развитие общей языковой культуры;
воспитание уважения к родному языку;
формирование представлений о культуре общения.

КУРОРТ АРХЫЗ

КУРОРТ ТЕБЕРДА

Медовые водопады

ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ: воспитывать чувства значимости распространения знаний о родном языке в области межкультурной коммуникации; способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры; совершенствовать навыки владения нормами устной…

ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ: воспитывать чувства значимости распространения знаний о родном языке в области межкультурной коммуникации; способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры; совершенствовать навыки владения нормами устной…

ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ:

воспитывать чувства значимости распространения знаний о родном языке в
области межкультурной коммуникации;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры;
совершенствовать навыки владения нормами устной речи;
развивать познавательные способности и творческие возможности
обучающихся, помочь им осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека.

ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА «ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ» В ЧЕРКЕССКЕ

История происхождения черкессов

История происхождения черкессов

История происхождения черкессов

Никто точно не знает, когда предки современных черкесов появились на территории Северного Кавказа. Можно сказать, что они жили там со времен палеолита. К наиболее древним памятникам, связанным с ними, относятся памятники Дольменной, а также Майкопской культур, достигших расцвета в III тыс. до н.э. Ареалы этих культур ученые считают их исторической родиной. Что до этногенеза, то, по мнению ряда исследователей, своим происхождением они обязаны как древним адыгским племенам, так и скифам.

Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней

Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней

Античные авторы, называвшие этот народ «керкетами» и «зихами», отмечали, что они жили на большой территории – от черноморского побережья в районе нынешней Анапы до Кабардино-Балкарии.

Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией»

Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией»

Примерно в V-VI столетии многочисленные адыгейские (древнечеркесские) племена объединяются в единое государство, которое историки называют «Зихией». Характерными чертами его были воинственность, постоянное расширение земель и высокий уровень социальной организации.
Тогда же сформировалась та черта менталитета народа, которая неизменно вызывала восхищение современников и историков: категорическое нежелание подчиняться любым внешним силам. На протяжении всей своей истории Зихия (с XIII столетия получившая новое название – Черкессия) никому не платила дань.

К эпохе позднего Средневековья

К эпохе позднего Средневековья

К эпохе позднего Средневековья Черкессия стала самым большим государством Кавказа.
Постоянные войны превратили народ черкессов в нацию рыцарей, неизменно поражавших и восхищавших наблюдателей своими воинскими качествами.
Слава их дошла до Египта, султаны которого охотно приглашали уроженцев далекого Кавказа для несения службы в отрядах мамлюков.

Одним из главных врагов государства в этот период являлось

Одним из главных врагов государства в этот период являлось

Одним из главных врагов государства в этот период являлось Крымское ханство. В XVI столетии заключив военный договор с Московским царством, их войско совершило ряд успешных походов в Крым. Противостояние продолжилось и после ухода Московского царства из региона: в 1708 г. черкессы Кавказа разгромили войско крымского хана во время Канжальской битвы.

Неукротимый, воинственный характер в полной мере проявился в ходе Кавказской войны. Даже после разгрома аула Гуниб они не прекращали сопротивления, не желая переселяться на отведенные им болотистые кубанские равнины. Когда стало очевидным, что этот народ никогда не смирится, руководство царской армии пришло к идее его массового переселения в Османскую империю. Депортация черкессов официально началась в мае 1862 г. и принесла народу неисчислимые страдания.

Десятки тысяч не только черкессов, но и убыхов, абхазов, абазов были согнаны в пустынные местности на берегу

Десятки тысяч не только черкессов, но и убыхов, абхазов, абазов были согнаны в пустынные местности на берегу

Десятки тысяч не только черкессов, но и убыхов, абхазов, абазов были согнаны в пустынные местности на берегу Черного моря, не приспособленные для проживания, лишенные элементарной инфраструктуры. Голод и инфекционные болезни привели к значительному сокращению их численности. Те же, кто сумел выжить, никогда не вернулись на Родину.
В результате переселения в Турции сегодня живет их 6,5 миллионов, в Сирии – 100 тысяч, а на их исконных землях – 80 тысяч. В 1992 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии в специальном постановлении квалифицировал эти события как геноцид черкессов.
После депортации на Кавказе осталось не более четверти народа. Лишь в 1922 г. карачаевцы и черкессы получили свою автономную область, в 1992 ставшую Карачаево-Черкесской Республикой.

Адыгэбзэ — язык кабардинцев и черкессов, является одним из государственных языков

Адыгэбзэ — язык кабардинцев и черкессов, является одним из государственных языков

Адыгэбзэ — язык кабардинцев и черкессов, является одним из государственных языков Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик. Некоторые лингвисты склонны считать кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами общего адыгского языка. Сами адыгейцы, кабардинцы и черкессы называют свой язык адыгэбзэ, что означает «адыгский язык». Несмотря на существование общего названия, в русском языке бытуют также раздельные названия — адыгейский языккабардинский язык и черкесский язык.

КУЛЬТУРА НАРОДА

А а (а) Э э (э) Б б (бы) В в (вы)

А а (а) Э э (э) Б б (бы) В в (вы)

А а (а)

Э э
(э)

Б б (бы)

В в (вы)

Г г (гы)

Гу гу (гу(ы))

Гъ гъ (г ъы)

Гъу гъу (гъу(ы))

Д д (ды)

Дж дж (джы)

Дз дз (дзы)

Е е (йэ)

Ё ё (йо)

Ж ж (жы)

Жь жь (жьы)

З з (зы)

И и (и)

Й й (ийы)

К к (кы)

Ку ку (ку(ы))

КӀ кӀ (кӀы)

КӀу кӀу (кӀу(ы))

Къ къ (къы)

Къу къу
(къу(ы))

Кхъ кхъ (кхъы)

Кхъу кхъу (кхъу(ы))

Л л (лы)

Лъ лъ (лъы)

ЛӀ лӀ (лIы)

М м (мы)

Н н (ны)

О о (о)

П п (пы)

ПӀ пӀ (пIы)

Р р (ры)

С с (сы)

Т т (ты)

ТӀ тӀ (тIы)

У у (у),(уы)

Ф ф (фы)

ФӀ фӀ (фӀы)

Х х (хы)

Ху ху (ху(ы))

Хь хь (хьы)

Хъ хъ (хъы)

Хъу хъу (хъу(ы))

Ц ц (цы)

ЦӀ цӀ (цӀы)

Ч ч (чы)

Ш ш (шы)

Щ щ (щы)

ЩӀ щӀ (щӀы)

Ы ы (ы)

Ъ ъ (Мягий знак)

Ь ь (Твердый
Знак)

Ю ю (йыу)

Я я (йа)

ӀI (Іы)

Ӏy (Іу(ы))

Алфавит

Кабардино-черкесский язык вместе с адыгейским, убыхским, абхазским и абазинским относится к абхазо-адыгской семье языков ( северо-западно-кавказские языки )

Кабардино-черкесский язык вместе с адыгейским, убыхским, абхазским и абазинским относится к абхазо-адыгской семье языков ( северо-западно-кавказские языки )

Кабардино-черкесский язык вместе с  адыгейским, убыхским, абхазским и абазинским относится к абхазо-адыгской семье  языков (северо-западно-кавказские языки).
Ныне язык в основном распространён в России и на Ближнем Востоке: в России язык распространён в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее, Краснодарском крае, Ставропольском крае и Моздокском районе Северной Осетии.
За рубежом кабардино-черкесский язык широко представлен в странах Ближнего Востока. В частности в таких странах как Турция, Иордания, Сирия, Саудовская Аравия, а также в Германии и США.

Генеалогическая и ареальная информация

В России по данным переписи 2010 года, около 516 000 человек владеют кабардино-черкесским как родным языком

В России по данным переписи 2010 года, около 516 000 человек владеют кабардино-черкесским как родным языком

В России по данным переписи 2010 года, около 516 000 человек владеют кабардино-черкесским как родным языком. Из них, по результатам переписи, примерно 460 000 владеют также русским.
Всего по миру насчитывается 1 628 500 человек, владеющих кабардинским черкесским языком, из которых 36 700 монолингвальны.
В 1995 году был принят в качестве государственного в Кабардино-Балкарской республике (наряду с балкарским и русским), в 1996 году — в качестве государственного в Карачаево-Черкессии.

Социолингвистическая информация

Выделяют 8 говоров кабардино-черкесского языка:

Выделяют 8 говоров кабардино-черкесского языка:

Выделяют 8 говоров кабардино-черкесского языка: Баксанский, Бесленеевский, Хабезский, говор Большой Кабарды, говор Малой Кабарды, Кубанский, Малкинский, Моздокский.
Бесленеевский диалект занимает промежуточное положение между кабардино-черкесским и адыгейским языками, и иногда считается также диалектом адыгейского языка. Распространён главным образом в аулах Бесленей и Вако-Жиле в Карачаево-черкессии, и в Успенском районе Краснодарского края.

Диалекты

Анфимов Н. В., Джимов Б. М., Емтыль

Анфимов Н. В., Джимов Б. М., Емтыль

1. Анфимов Н. В., Джимов Б. М., Емтыль Р. Х. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX в.) -- Майкоп, 1993.
2. Аутлев М. Г. Адыги : Историко-этнографический очерк -- Майкоп, 1957.
3. Бгажноков Б. Х. Адыгский этикет -- Нальчик: «Эльбрус», 1978.
4. Земля адыгов -- Майкоп, 1996.
5. Черкесское пиратство // Хотко С. Х. История Черкесии в средние века и новое время. -- 2-е изд., доп. и перераб. -- СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2002. -- 976 с. --ISBN 5-288-03150-9.
6. Черкесы // Народы России. Атлас культур и религий. -- М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. -- 320 с.
7. Адыгская (черкесская) энциклопедия.
8. Сайт «AdygaAbaza» (adygaabaza.ru)
9. Адыгская интернет-библиотека (www.circassianlibrary.org)

ЛИТЕРАТУРА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2023