Лянтор, 2023г.
Подготовила: Стоякина Анастасия,
обучающаяся группы 6РЭ92
Руководитель: Абдулманафова Г.С.,
преподаватель высшей квалификационной категории
X городская конференция«Язык мой, друг мой (казацкий язык)», в рамках муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма в муниципальном образовании городское поселение Лянтор на 2023-2025 годы»
ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ:
стимулирование интереса молодежи к культуре языка;
воспитание толерантного отношения к языкам и культурам народов мира;
развитие общей языковой культуры;
воспитание уважения к родному языку;
формирование представлений о культуре общения.
ЗАДАЧИ КОНФЕРЕНЦИИ:
воспитывать чувства значимости распространения знаний о родном языке в
области межкультурной коммуникации;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры;
развивать познавательные способности и творческие возможности
обучающихся, помочь им осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека.
совершенствовать навыки владения нормами устной речи.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
Самобытный кубанский диалект сложился исторически в результате смешения и взаимопроникновения русского и украинского языков и диалектов, а также говоров жителей других областей России, постоянно прибывших на Кубань. Ни одна область и край страны не имеет столь ярко выраженных языковых особенностей, как Кубань. Кубанский диалект сохранился в языке значительной части людей юга России.
Кубанские пластуны, говорившие на балакачке.
Местные этнографы упорно продолжают называть кубанский диалект балачкой. В то время как это слово украинского языка, означающее – слух, сплетня. Синоним в украинском же языке – балаканына. В кубанском же диалекте для его самоопределения выработано своё слово – балакачка, не встречаемое в украинском языке и диалектах.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА
1. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (быт и уклад)
В далеком прошлом в нашем Отечестве зародилось уникальное, присущее только ему явление – казачество.
«Живой изгородью» селились казаки на окраинах Руси, обороняя ее от врагов и осваивая новые территории.
Казачий уклад жизни выработал особый образ воина-земледельца, лихого наездника и труженика.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ЖИЛИЩА КАЗАКОВ)
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.
Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили.
Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.
Дом казака – курень, что означает круглый.
На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.
Позднее стали строить двухэтажные курени – это спасало от разлива рек.
Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.
2.КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ЖИЛИЩА КАЗАКОВ)
Прямо за сенцами была самая большая комната – зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. Женщины и дети никогда не входили в кунацкую на мужской половине. Казачьи семьи были большими (5-10 человек).
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ЖИЛИЩА КАЗАКОВ)
Даже ширина двора имела значение. Если он был широким, просторным, значит, хозяин уже думал о постройке новых хат, где будут жить взрослые сыновья, если узкий двор – наверняка в семье одни девки, а значит, никакого расширения не предвидится.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (КАЗАЧЬЕ ПОДВОРЬЕ)
В обустройстве подворья казаки всегда придерживались главного правила: здесь всё должно быть на виду, под рукой.
Главная достопримечательность казачьего двора – пространство между крылечком, что выходило во двор, и хозяйственными постройками вокруг него.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (КАЗАЧЬЕ ПОДВОРЬЕ)
Интерьер кубанского жилища был в основном однообразный для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: «горка» или («угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница».
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
«Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола-угольника.
Казачки придавали большое значение убранству хаты.
В красном углу были иконы, они крепились к стенам, украшались рушниками и цветами.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
Перед иконами крепилась лампадка, которую зажигали, когда молились или на большие праздники. В каждой хате была русская печь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом.
4. ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ.
Украшали хату не только вышивки, начищенные самовары, чайники, которые делали из меди и они сияли теплым солнечным светом.
Обязательно в доме были фотографии в деревянных рамках, на которых были запечатлены самые важные события казачьей семьи.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
Длинными вечерами семья собиралась в большой комнате, все занимались своим делом: женщины рукодельничали, мужчины подшивали валенки или хомуты, а дети поглядывали сверху, забравшись на печь.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ)
Издавна соблюдался обычай ставить в казачьем дворе две конюшни: одну для выездных лошадей (на них ездили в гости, на ярмарку, в церковь, участвовали в скачках), другую – для лошадей рабочих, на которых пахали, сеяли, ездили в поле за снопами, сеном, подсолнухами, вывозили навоз со двора и удобряли им свои паи.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВЕРНЫЙ ДРУГ)
Единение казаков с лошадьми было поистине нерасторжимым. Если в бою казак был ранен и падал, то конь всегда останавливался, подходил к нему, трогал его лицо губами и, даже если не получал команды от хозяина, опускался рядом, чтобы раненый мог забраться на него хотя бы поперёк седла. Так верный товарищ выносил казака из боя, спасая от неминуемой гибели.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (ВЕРНЫЙ ДРУГ)
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (МУЖСКОЙ КОСТЮМ)
Старинная казачья одежда очень древняя.
Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стали именоваться казаками.
В первую очередь это относится к изобретению скифов - штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника.
За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и движения всадника сковывать
Рубахи были двух видов - русская и бешмет.
Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.
Шили их из холста или из шелка.
Степняки вообще предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет.
Сверху - сукно, а на теле – шелк!
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (МУЖСКОЙ КОСТЮМ)
Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.
От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрет, он не впитается в одежду и не превратится в лед.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (МУЖСКОЙ КОСТЮМ)
Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стеганым татарским халатом и кафтаном.
2. КУЛЬТУРА И ЖИЗНЬ НАРОДА (МУЖСКОЙ КОСТЮМ)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.