Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края
Рассмотрено на заседании УМО точных дисциплин. Протокол №1 от 28 августа 2021г.
|
Согласовано: на заседании научно- методического совета МБОУ «Лицей № 17», протокол от 28 августа 2021г №1. |
|
Утверждено приказом МБОУ «Лицей № 17» №218 от 31 августа 2021г. |
Рабочая программа курса внеурочной образовательной деятельности
«Я – исследователь» направление общее развивающее для 8 б класса основного общего образования на 2021/2022 учебный год
Составитель:
Евграшина Наталья Васильевна, учитель математики
Славгород 2021
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Я - исследователь» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 8 класса. Занятия проводятся в игровой форме и форме предметно-ориентированного тренинга.
Согласно действующему в лицее учебному плану в 8 классе предполагается обучение в объеме 35 часов (1 ч в неделю).
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, развить и закрепить навыки логического мышления, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Задачи курса:
• развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
• формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
• формирование собственного стиля мышления;
• формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать
информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах; освоение приемов творчества и методов решения творческих задач.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
• развитие интеллектуальных умений
• учимся работать с информацией
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования, участие в конкурсах и олимпиадах.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
• учебная игра;
• развивающая игра;
• тематические задания по подгруппам;
• практическое занятие;
• беседа;
• викторина;
Формы контроля
Ø диагностическое тестирование; Ø диагностический тренинг; Ø итоговое тестирование.
Планируемые результаты, в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Личностные результаты: o формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
o владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; o формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений;
o способность увязать учебно-игровое содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость интеллектуального уровня человека в условиях развития современного общества;
o формирование коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности.
o критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
o формирование ответственного отношения к развитию своих интеллектуальных способностей,
o формирование готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию;
o формирование способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
o способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты: регулятивные
o умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
o владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;
o владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
коммуникативные
o умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
o умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
o умение работать в группе; познавательные
o владение общепредметными понятиями, умение использовать термины «интеллект», «понятие», «классификация», «признак», «отношение», «закономерность», «рассуждение», «умозаключение»; понимание различий между употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в научном контексте;
o умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности;
o умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; смысловое чтение;
o владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
o формирование ИКТ - компетентности – умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, представления результатов творческой деятельности в электронном виде.
Творчество.
Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Метод решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях, применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
№ п/п |
Наименование раздела, тема занятия |
Кол-во часов
|
1 |
Секреты и методы творчества |
1 |
2 |
Секреты и методы творчества |
1 |
4 |
Поиск закономерностей |
1 |
5 |
Логические цепочки |
1 |
7 |
Логические цепочки. Причинно–следственные связи |
1 |
9 |
Как решать изобретательские задачи |
1 |
10 |
Как решать изобретательские задачи |
1 |
11 |
Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности |
1 |
12 |
Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности |
1 |
13 |
Развитие воображения |
1 |
18 |
Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий |
1 |
19 |
Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий |
1 |
20 |
Решение задач методом разрешения противоречий |
1 |
21 |
Решение задач методом разрешения противоречий |
1 |
24 |
Метод решения творческих задач |
1 |
25 |
Метод решения творческих задач |
1 |
26 |
Методы решения творческих задач: Преобразование свойств |
1 |
27 |
Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов |
1 |
28 |
Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат |
1 |
29 |
Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат |
1 |
30 |
Методы решения творческих задач: морфологический ящик |
1 |
31 |
Методы решения творческих задач: морфологический ящик |
1 |
32 |
Методы решения творческих задач |
1 |
33 |
Методы решения творческих задач |
1 |
34 |
Методы решения творческих задач |
1 |
35 |
Методы решения творческих задач |
1 |
|
Итого |
35 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Разделы программы |
Ожидаемые результаты |
Универсальные учебные действия |
Творчество. Воображение. |
Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; -слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Познавательные общеучебные действия • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; • выделение познавательной цели; • выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • устанавливать причинноследственные связи; • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; • умение выражать свои мысли полно и точно; • управление действиями партнера (оценка, коррекция); • использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД • целеполагание; • волевая саморегуляция; прогнозирование уровня усвоения; • оценка; коррекция. Личностные УУД • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; • ориентация на понимание причин успеха в деятельности; • осознание ответственности за общее благополучие; |
Конструирование на плоскости и пространстве |
Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью.
|
|
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. |
Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстрагировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; |
|
Разделы программы |
Ожидаемые результаты |
Универсальные учебные действия |
|
- слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
• развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; • самооценка; • самоопределение; |
|
|
|
Метод решения изобретательских задач |
Учащиеся знают: - метод контрольных вопросов; - метод синектики; - метод преобразования свойств. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстрагировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; -слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
|
Оборудование и приборы:
• Средства телекоммуникации (выход в Интернет);
• Аудиторная доска;
• Проектор;
• Принтер, копировальный аппарат;
• Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса.
Список методических учебных пособий для учителя:
v Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
v Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
v Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Список методических учебных пособий для ученика:
v Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012 Лист внесения изменений
Дата и тема непроведенного урока |
Класс |
Причина (номер приказа) |
Восстановление |
Дата проведения |
Учитель, роспись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.