«Я – исследователь»
Оценка 5

«Я – исследователь»

Оценка 5
pdf
07.06.2023
«Я – исследователь»
Я исследователь 8 акласс.pdf

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   

«Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края

 

 

Рассмотрено на заседании УМО точных дисциплин. 

Протокол №1 от 28 августа 2021г. 

 

 

 

 

Согласовано: на заседании научно-

методического совета 

МБОУ  «Лицей № 17»,  протокол от 

28 августа 2021г №1.

 

Утверждено приказом

 МБОУ «Лицей № 17»

№218 от 31 августа 2021г. 

Рабочая программа курса  внеурочной образовательной деятельности

«Я – исследователь» направление общее развивающее для 8 б класса основного общего образования на 2021/2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: 

Евграшина Наталья      Васильевна, учитель математики 

 

 

 

Славгород 2021

 

Пояснительная записка

                Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 

         Курс внеурочной деятельности «Я - исследователь» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате учебных предметов 8 класса. Занятия проводятся в игровой форме и форме  предметно-ориентированного тренинга.

Согласно действующему в лицее учебному плану в 8  классе предполагается обучение в объеме 35 часов (1 ч в неделю).      

Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, развить и закрепить  навыки логического мышления, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах. Задачи курса:

           развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;

           формирование учебно-интеллектуальных умений, приемов мыследеятельности, освоение рациональных способов ее осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

           формирование собственного стиля мышления;

           формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать

информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах; освоение приемов творчества и  методов решения творческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 8 класса, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков: 

           развитие интеллектуальных умений

           учимся работать с информацией 

  

    В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования, участие в конкурсах и олимпиадах.

 

               Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

           учебная игра; 

           развивающая игра;

           тематические задания по подгруппам;

           практическое занятие;

           беседа; 

           викторина;

 

Формы контроля

Ø      диагностическое тестирование; Ø          диагностический тренинг; Ø          итоговое тестирование.

Планируемые результаты,  в соответствии с требованиями ФГОС ООО

 

Личностные результаты: o формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 

o   владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;  o формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений;

o   способность увязать учебно-игровое содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость  интеллектуального уровня человека в условиях развития современного общества; 

o   формирование коммуникативной компетентности в процессе  творческой, игровой и  образовательной деятельности.

o   критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 

o   формирование           ответственного         отношения     к          развитию       своих интеллектуальных способностей, 

o   формирование готовности и способности учащегося к саморазвитию и самообразованию; 

o   формирование способности и готовности к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми     в          процессе        образовательной,      общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

o   способность к эмоциональному восприятию объектов, задач, решений, рассуждений. 

 

Метапредметные результаты: регулятивные

o   умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

o   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;

o   владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; 

         коммуникативные

o   умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,

o   умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

o   умение работать в группе;  познавательные

o   владение общепредметными понятиями, умение использовать термины «интеллект», «понятие», «классификация», «признак», «отношение», «закономерность», «рассуждение», «умозаключение»; понимание различий между употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в научном контексте;

o   умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии); и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности;

o   умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; смысловое чтение;

o   владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

o   формирование ИКТ - компетентности – умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, представления результатов творческой деятельности в электронном виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса внеурочной деятельности

 

Творчество.

Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

 

Воображение.

Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

 

Конструирование на плоскости и в пространстве.

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

 

Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

 

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций. 

 

Метод решения изобретательских задач.

Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях, применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование раздела, тема занятия

Кол-во часов 

 

1

Секреты и методы творчества

1

2

Секреты и методы творчества

1

4

Поиск закономерностей

1

5

Логические цепочки

1

7

Логические цепочки. Причинно–следственные связи

1

9

Как решать изобретательские задачи

1

10

Как решать изобретательские задачи

1

11

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

1

12

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

1

13

Развитие воображения

1

18

Метод             решения         изобретательских     задач.             Метод решения противоречий

1

19

Метод             решения изобретательских задач. Метод решения противоречий

1

20

Решение задач методом разрешения противоречий

1

21

Решение задач методом разрешения противоречий

1

24

Метод решения творческих задач

1

25

Метод решения творческих задач

1

26

Методы решения творческих задач: Преобразование свойств

1

27

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

1

28

Методы          решения         творческих    задач:             идеальный конечный результат

 

1

29

Методы          решения         творческих    задач:             идеальный конечный результат

1

30

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

1

31

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

1

32

Методы решения творческих задач

1

33

Методы решения творческих задач

1

34

Методы решения творческих задач

1

35

Методы решения творческих задач

1

 

Итого

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Требования к уровню подготовки учащихся 

 

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

 

Творчество.

Воображение.

 

Учащиеся знают:

-                     что такое творчество, воображение;  - методы решения творческих задач; - виды воображения:

-                     приёмы развития воображения.

Учащиеся умеют:  - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

-                     работать с источником информации (чтение текста);

-                     выделять главную мысль;

-                     формулировать выводы;

-                     выявлять закономерности;

-                     строить умозаключения;

-слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-                     владеть монологической и диалогической речью.

 

Познавательные общеучебные действия

      умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

      выделение познавательной цели;

      выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;

      умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

      устанавливать причинноследственные связи;

      устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

      умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

      умение выражать свои мысли  полно и точно;

      управление действиями партнера (оценка, коррекция);

      использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД

      целеполагание;

      волевая саморегуляция; прогнозирование уровня усвоения;

      оценка; коррекция. Личностные УУД

      знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

      ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

      осознание ответственности за общее благополучие;

 

Конструирование на плоскости и пространстве

 

Учащиеся знают:

-понятия танграм, головоломок; - методы их решения.

Учащиеся умеют:  - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

-                     выявлять закономерности;

-                     строить умозаключения;

-                     проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью.

 

 

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

 

Учащиеся знают:

-                     положительные и отрицательные стороны явлений;

-                     методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий.

Учащиеся умеют:  - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

-                     работать с источником информации (чтение текста);

-                     выделять главную мысль, абстрагировать; - формулировать выводы;

-                     устанавливать причинно-следственные связи;

-                     выявлять закономерности;

-                     строить умозаключения;

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

 

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-владеть монологической и диалогической речью.

      развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни;

      самооценка;

      самоопределение;

 

 

Метод решения изобретательских задач

Учащиеся знают:

-                     метод контрольных вопросов;

-                     метод синектики;

-                     метод преобразования свойств.

Учащиеся умеют:  - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

-                     работать с источником информации (чтение текста);

-                     выделять главную мысль, абстрагировать;

-                     формулировать выводы;

-                     устанавливать причинно-следственные связи;

-                     выявлять закономерности;

-                     строить умозаключения;

-слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-владеть монологической и диалогической речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение

 

Оборудование и приборы:

 

      Средства телекоммуникации (выход в Интернет);

      Аудиторная доска;

      Проектор;

      Принтер, копировальный аппарат;

      Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса.

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Список методических учебных пособий для учителя:

 

v  Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012

v  Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004

v  Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

 

Список методических учебных пособий для ученика:

v  Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012 Лист внесения  изменений

Дата и тема непроведенного урока

Класс

Причина (номер приказа)

Восстановление

Дата проведения

Учитель, роспись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комитет администрации города Славгорода

Комитет администрации города Славгорода

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Формы контроля Ø диагностическое тестирование; Ø диагностический тренинг; Ø итоговое тестирование

Формы контроля Ø диагностическое тестирование; Ø диагностический тренинг; Ø итоговое тестирование

ИКТ - компетентности – умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, представления результатов творческой…

ИКТ - компетентности – умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, представления результатов творческой…

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Логические цепочки. Причинно–следственные связи 1 9

Логические цепочки. Причинно–следственные связи 1 9

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Творчество. Воображение.

Творчество. Воображение.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Дата и тема непроведенного урока

Дата и тема непроведенного урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2023