Одной из главных задач в работе учителя-логопеда является создание условий для формирования и укрепления здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, основ здорового образа жизни дошкольников средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания.
Направления моей работыпо здоровьесбережению
Здоровьесберегающий режим урока
Кинезиологические упражнения (Дыхательные упражнения, глазодвигательные, телесные , растяжки, упражнения на релаксацию и массаж, упражнения для развития мелкой моторики).
Профилактика агрессивного поведения
Здоровьесберегающий режим занятия
Дети с ОВЗ испытывают трудности при включении в процесс занятия, быстро утомляются, остро реагируют на неудачи.
Только правильная организация занятия оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность.
Кинезиологические упражнения
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В комплексы упражнений включены:
Дыхательные упражнения
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи независимо от речевого дефекта.
Целью дыхательной гимнастики является:
увеличение объема дыхания,
нормализация его ритма,
выработка плавного, длительного, экономного выдоха.
Дыхательные упражнения:
улучшают деятельность дыхательной мускулатуры,
усиливают обменные и восстановительные процессы,
позволяют развить сильную воздушную струю, которая необходима для правильной речи.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
Заниматься только в проветренном помещении, до еды;
Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
Движения необходимо совершать плавно, под счет или музыку;
Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею;
Воздух набирать через нос;
Плечи не поднимать;
Выдох должен быть длительным и плавным;
Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (сначала их можно придерживать руками);
Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
С дошкольниками необходимо использовать игровые приёмы и наглядность.
Глазодвигательные упражнения
Расширяют поле зрения, улучшают восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, которые контролируют мышление, речь и поведение, активизируют процесс коррекции.
Телесные упражнения
развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Растяжки
нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Упражнения на релаксацию и массаж
Способствуют расслаблению, снятию напряжения.Применение упражнений на релаксацию способствует стабилизации психоэмоционального состояния учащихся в течение всего урока.
Самомассаж лица, шей, кистей рук.
Зондовый массаж.
Массаж воротниковой зоны и т.д.
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Су-джок терапия
Высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву.
Упражнения с шариками и колечками Су-джок сопровождаем весёлыми стихами.
Профилактика агрессивного поведения
Дети с нарушением познавательной деятельности затрудняются анализировать ситуации общения, использовать речевой опыт в той или иной ситуации.
Упражнения на профилактику агрессивного поведения детей педагога-психолога – И.В. Ковалёвой вызывают положительные эмоции, позволяют снизить напряжение, помогают ребёнку идентифицировать себя с коллективом, восполняют недостаток тактильного контакта с родителями.
Пропаганда здорового образа жизни
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, использую на уроках задачи и упражнения, которые непосредственно связаны с понятиями: «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «спорт», «безопасное поведение на дорогах», «лекарственные растения».
Организация учебной деятельности с позиций здоровьесбережения оказалась результативной и позволила снизить процент заболеваний в классе, повысить уровень сформированности обще-учебных и базовых умений и навыков школьников, повысить уровень сформированности моторных и сенсорных процессов, снизился уровень проявления агрессивности и тревожности детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.