Использование здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности
Чехунова Алла Ивановна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке. Поэтому наиболее главной задачей остается организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Каждый рабочий день в классе начинаем с зарядки. Зарядку проводят сами дети.
Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. Это достигается с помощью - использования положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.); умения настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Лучший отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4 – 7 видов учебной деятельности в зависимости от типа урока: опрос учащихся, письмо, решение проблемных ситуаций, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, инсценирование. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, используя различные формы выделения наиболее важного материала. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организую такую работу по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. С этой же целью организовываю работу в парах и фронтальный опрос.
Использую приемы с элементами соревнования. Например, эстафеты по рядам на знание таблицы умножения, «Составь цепочку из словарных слов», «Запиши объекты живой и неживой природы» и т.д.
Игровая технология на уроках и на внеклассных мероприятиях в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, за исключением контрольных работ, всегда нахожу место для игры.
Регулярно на уроках использую информационные технологии, для рациональной организации учебной деятельности учащихся. В начальной школе они особенно актуальны. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
На всех внеклассных мероприятиях стараюсь использовать мультимедийные презентации.
Беседы о здоровье на уроках также позволяют решать задачи здоровьесбережения. Например, дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика.
Для того чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток -положительный эмоциональный фон. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников (зрительные гимнастики, использование тренажеров).
Перечисленные выше технологии использую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
2 раза в месяц провожу занятия по здоровому образу жизни: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, о правильном питании, о режиме дня, уходе за зубами и т. д; встречи с медсестрой школы; различные тренинги; уроки здоровья; разучивание физкультминуток и упражнений для утренней зарядки; проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Действия здоровьесберегающих технологий невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Поэтому в тематику родительских собраний включаю вопросы здоровьясбережения.
Считаю, что здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования. При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.