Цель урока: расширить знания учащихся о предназначении человека; раскрывать учащимся представления о том, что «человек – мыслящее и потому разумное, ответственное существо»; развивать умение анализировать и рассуждать.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», толковые словари, шаблон с силуэтом человека, бумажные ладошки (для всех учеников).
Круг радости
– Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг радости и поприветствуем друг друга так, как вам больше всего нравится.
Побеседуем
– Что вы заметили, приветствуя друг друга?
– Действительно, каждый из вас выбрал свой подход, свой способ приветствия. У кого-то приветствия совпали, у кого-то нет. Но все равно у каждого из вас приветствие отличалось особой интонацией, выражением лица, жестами.
– А знаете, почему? Потому что мы – люди – все разные. В чем-то мы можем быть похожими, но на Земле проживают миллиарды людей, и нет среди таких, которые были бы точной копией другого человека. Каждый человек неповторим, уникален, и поэтому так интересно жить среди людей.
Человек – это часть природы, самое разумное творение Вселенной.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
(Д. Голубков)
– У каждого человека есть что-то общее с другими обитателями Вселенной, а есть и неповторимое, свойственное только человеку.
Упражнение
– Предлагаю выполнить упражнение.
Вы будете размышлять вслух, а я – запишу на доске особые характеристики, которые свойственны только человеку.
На доске – силуэт человека и надписи:
ЧЕЛОВЕК:
УМЕЕТ__________________________________________________
СПОСОБЕН______________________________________________
ЖЕЛАЕТ_________________________________________________
ДЕЛАЕТ__________________________________________________
МОЖЕТ__________________________________________________
Учитель записывает ответы детей рядом со словами, записанными на доске. По ходу учителем даются разъяснения.
Работа с хрестоматией
Ы. Алтынсарин «Чистый родник»
– Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему.
По ходу рассказа учитель вывешивает на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал:
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так:
– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
– Как вы поняли, в чем смысл этой притчи?
– Скажите, позиция кого из трех путников вам ближе и почему?
– Когда юноша говорил о чистоте души и тела, что он имел в виду?
– Как вы думаете, размышления людей зависят от их возраста?
Рассуждения детей.
Работа в тетради
Учитель записывает на доске слово «человек».
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «человек»?
Записывает на доске слова-синомимы.
Задание 1.
– Продолжите предложение: «Человек – это …». Например, «Человек – это мыслитель», «Человек – это мужчина и женщина», «Человек – это взрослый и ребенок», «Человек – это не животное» и т.д.
– Старайтесь излагать свои мысли кратко, лаконично.
Дети зачитывают получившиеся предложения и обсуждают правильность того или иного высказывания.
Задание 2.
– Дайте определение понятию «человек».
Прочитайте. Сравните ваше определение слова «человек» с определением, данным в толковом словаре: «Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом».
Творческая работа
Детям раздаются бумажные ладошки.
Задание
– Напишите на ладошках вопросы, которые вас волнуют, но вы еще не знаете на них ответы. Прикрепите ваши вопросы вокруг силуэта человека. Прочитайте их, и мы узнаем, что же нас, людей, интересует, волнует, зовет к открытиям нового.
Домашнее задание
– Выполните в тетради упражнение «Что интересно человеку?» (задание 3).
– Заполните таблицу, отвечая на вопрос, что, на ваш взгляд, больше всего интересует ребенка, подростка?
Для сведения:
Ребенок – это человек в возрасте от рождения до окончания начальной школы.
Подросток – это человек в возрасте от 10-11 лет до 14-15 лет.
Круг «От сердца к сердцу»
– Молодцы, сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая посвящена человеку. Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно!
Сейчас прошу вас завершить фразу, которая начинается такими словами: «Я – человек, я мыслитель, поэтому я …»
Я – человек, Я – мыслитель.docx
Цель урока: расширить знания учащихся о предназначении человека;
раскрывать учащимся представления о том, что «человек – мыслящее и
потому разумное, ответственное существо»; развивать умение анализировать
и рассуждать.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой.
Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», толковые словари,
шаблон с силуэтом человека, бумажные ладошки (для всех учеников).
Круг радости
– Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг радости и поприветствуем
друг друга так, как вам больше всего нравится.
Побеседуем
– Что вы заметили, приветствуя друг друга?
– Действительно, каждый из вас выбрал свой подход, свой способ
приветствия. У когото приветствия совпали, у когото нет. Но все равно у
каждого из вас приветствие отличалось особой интонацией, выражением лица,
жестами.
– А знаете, почему? Потому что мы – люди – все разные. В чемто мы
можем быть похожими, но на Земле проживают миллиарды людей, и нет среди
таких, которые были бы точной копией другого человека. Каждый человек
неповторим, уникален, и поэтому так интересно жить среди людей.
Человек – это часть природы, самое разумное творение Вселенной.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности…
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
(Д. Голубков)
– У каждого человека есть чтото общее с другими обитателями
Вселенной, а есть и неповторимое, свойственное только человеку.
Упражнение
– Предлагаю выполнить упражнение.
Вы будете размышлять вслух, а я – запишу на доске особые
характеристики, которые свойственны только человеку. На доске – силуэт человека и надписи:
ЧЕЛОВЕК:
УМЕЕТ__________________________________________________
СПОСОБЕН______________________________________________
ЖЕЛАЕТ_________________________________________________
ДЕЛАЕТ__________________________________________________
МОЖЕТ__________________________________________________
Учитель записывает ответы детей рядом со словами, записанными на
доске. По ходу учителем даются разъяснения.
Работа с хрестоматией
Ы. Алтынсарин «Чистый родник»
– Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения
трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему.
По ходу рассказа учитель вывешивает на доске изречение: «Путник,
будь чистым, как этот родник».
Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из
каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого
затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела,
как стекло. У самого источника ктото положил камень с котёл величиной,
просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись:
«Путник, будь чистым, как этот родник».
Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись,
то один из них, повидимому, купец, сказал:
–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не
переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше
вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую
реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая,
работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь
поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот
о чём говорит эта надпись, как я разумею.
Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:
– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы
предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому
он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от
кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь
комуто добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот
о чём говорит эта надпись.
Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи
спросили его, что думает он. Юноша ответил так: – Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и
мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и
днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то
смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь,
как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник,
держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, помоему,
говорит эта надпись.
– Как вы поняли, в чем смысл этой притчи?
– Скажите, позиция кого из трех путников вам ближе и почему?
– Когда юноша говорил о чистоте души и тела, что он имел в виду?
– Как вы думаете, размышления людей зависят от их возраста?
Рассуждения детей.
Работа в тетради
Учитель записывает на доске слово «человек».
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «человек»?
Записывает на доске словасиномимы.
Задание 1.
– Продолжите предложение: «Человек – это …». Например, «Человек –
это мыслитель», «Человек – это мужчина и женщина», «Человек – это
взрослый и ребенок», «Человек – это не животное» и т.д.
– Старайтесь излагать свои мысли кратко, лаконично.
Дети зачитывают получившиеся предложения и обсуждают
правильность того или иного высказывания.
Задание 2.
– Дайте определение понятию «человек».
Прочитайте. Сравните ваше определение слова «человек» с определением,
данным в толковом словаре: «Человек – общественное существо, обладающее
сознанием, разумом».
Творческая работа
Детям раздаются бумажные ладошки.
Задание
– Напишите на ладошках вопросы, которые вас волнуют, но вы еще не
знаете на них ответы. Прикрепите ваши вопросы вокруг силуэта человека.
Прочитайте их, и мы узнаем, что же нас, людей, интересует, волнует, зовет к
открытиям нового.
Домашнее задание
– Выполните в тетради упражнение «Что интересно человеку?» (задание
3). – Заполните таблицу, отвечая на вопрос, что, на ваш взгляд, больше всего
интересует ребенка, подростка?
Для сведения:
Ребенок – это человек в возрасте от рождения до окончания начальной
школы.
Подросток – это человек в возрасте от 1011 лет до 1415 лет.
Круг «От сердца к сердцу»
– Молодцы, сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая
посвящена человеку. Я думаю, что главное в жизни каждого человека
заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и
самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек
может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть
разные путидороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам
жить, потому что мы действуем разумно!
Сейчас прошу вас завершить фразу, которая начинается такими словами:
«Я – человек, я мыслитель, поэтому я …»
Я – человек, Я – мыслитель
Я – человек, Я – мыслитель
Я – человек, Я – мыслитель
Я – человек, Я – мыслитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.