Я – человек, Я – мыслитель
Оценка 4.7

Я – человек, Я – мыслитель

Оценка 4.7
Научные работы
docx
естествознание
4 кл
30.11.2017
Я – человек, Я – мыслитель
Цель урока: расширить знания учащихся о предназначении человека; раскрывать учащимся представления о том, что «человек – мыслящее и потому разумное, ответственное существо»; развивать умение анализировать и рассуждать. Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой. Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», толковые словари, шаблон с силуэтом человека, бумажные ладошки (для всех учеников). Круг радости – Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг радости и поприветствуем друг друга так, как вам больше всего нравится. Побеседуем – Что вы заметили, приветствуя друг друга? – Действительно, каждый из вас выбрал свой подход, свой способ приветствия. У кого-то приветствия совпали, у кого-то нет. Но все равно у каждого из вас приветствие отличалось особой интонацией, выражением лица, жестами. – А знаете, почему? Потому что мы – люди – все разные. В чем-то мы можем быть похожими, но на Земле проживают миллиарды людей, и нет среди таких, которые были бы точной копией другого человека. Каждый человек неповторим, уникален, и поэтому так интересно жить среди людей. Человек – это часть природы, самое разумное творение Вселенной. Человек, как звезда, рождается Средь неясной, Туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности… Поколеньями созидается Век за веком Земля нетленная. Человек, как звезда, рождается – Чтоб светлее стала вселенная. (Д. Голубков) – У каждого человека есть что-то общее с другими обитателями Вселенной, а есть и неповторимое, свойственное только человеку. Упражнение – Предлагаю выполнить упражнение. Вы будете размышлять вслух, а я – запишу на доске особые характеристики, которые свойственны только человеку. На доске – силуэт человека и надписи: ЧЕЛОВЕК: УМЕЕТ__________________________________________________ СПОСОБЕН______________________________________________ ЖЕЛАЕТ_________________________________________________ ДЕЛАЕТ__________________________________________________ МОЖЕТ__________________________________________________ Учитель записывает ответы детей рядом со словами, записанными на доске. По ходу учителем даются разъяснения. Работа с хрестоматией Ы. Алтынсарин «Чистый родник» – Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему. По ходу рассказа учитель вывешивает на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник». Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал: –Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею. Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал: – Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись. Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так: – Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись. – Как вы поняли, в чем смысл этой притчи? – Скажите, позиция кого из трех путников вам ближе и почему? – Когда юноша говорил о чистоте души и тела, что он имел в виду? – Как вы думаете, размышления людей зависят от их возраста? Рассуждения детей. Работа в тетради Учитель записывает на доске слово «человек». – Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «человек»? Записывает на доске слова-синомимы. Задание 1. – Продолжите предложение: «Человек – это …». Например, «Человек – это мыслитель», «Человек – это мужчина и женщина», «Человек – это взрослый и ребенок», «Человек – это не животное» и т.д. – Старайтесь излагать свои мысли кратко, лаконично. Дети зачитывают получившиеся предложения и обсуждают правильность того или иного высказывания. Задание 2. – Дайте определение понятию «человек». Прочитайте. Сравните ваше определение слова «человек» с определением, данным в толковом словаре: «Человек – общественное существо, обладающее сознанием, разумом». Творческая работа Детям раздаются бумажные ладошки. Задание – Напишите на ладошках вопросы, которые вас волнуют, но вы еще не знаете на них ответы. Прикрепите ваши вопросы вокруг силуэта человека. Прочитайте их, и мы узнаем, что же нас, людей, интересует, волнует, зовет к открытиям нового. Домашнее задание – Выполните в тетради упражнение «Что интересно человеку?» (задание 3). – Заполните таблицу, отвечая на вопрос, что, на ваш взгляд, больше всего интересует ребенка, подростка? Для сведения: Ребенок – это человек в возрасте от рождения до окончания начальной школы. Подросток – это человек в возрасте от 10-11 лет до 14-15 лет. Круг «От сердца к сердцу» – Молодцы, сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая посвящена человеку. Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно! Сейчас прошу вас завершить фразу, которая начинается такими словами: «Я – человек, я мыслитель, поэтому я …»
Я – человек, Я – мыслитель.docx
Цель урока: расширить знания учащихся о предназначении человека;  раскрывать учащимся представления о том, что «человек – мыслящее и  потому разумное, ответственное существо»; развивать умение анализировать  и рассуждать. Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа с книгой. Ресурсы: хрестоматия,   тетрадь   «Моя   помощница»,   толковые   словари, шаблон с силуэтом человека, бумажные ладошки (для всех учеников).   Круг радости – Добрый день, ребята! Давайте встанем в круг радости и поприветствуем друг друга так, как вам больше всего нравится.   Побеседуем – Что вы заметили, приветствуя друг друга? –   Действительно,   каждый   из   вас   выбрал   свой   подход,   свой   способ приветствия. У кого­то приветствия совпали, у кого­то нет. Но все равно у каждого из вас приветствие отличалось особой интонацией, выражением лица, жестами. – А знаете, почему? Потому что мы – люди – все разные. В чем­то мы можем быть похожими, но на Земле проживают миллиарды людей, и нет среди таких, которые были бы точной копией другого человека. Каждый человек неповторим, уникален, и поэтому так интересно жить среди людей. Человек – это часть природы, самое разумное творение Вселенной. Человек, как звезда, рождается Средь неясной, Туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности…   Поколеньями созидается Век за веком Земля нетленная. Человек, как звезда, рождается – Чтоб светлее стала вселенная. (Д. Голубков) –   У   каждого   человека   есть   что­то   общее   с   другими   обитателями Вселенной, а есть и неповторимое, свойственное только человеку.   Упражнение – Предлагаю выполнить упражнение. Вы   будете   размышлять   вслух,   а   я   –   запишу   на   доске   особые характеристики, которые свойственны только человеку. На доске – силуэт человека и надписи:   ЧЕЛОВЕК: УМЕЕТ__________________________________________________ СПОСОБЕН______________________________________________ ЖЕЛАЕТ_________________________________________________ ДЕЛАЕТ__________________________________________________ МОЖЕТ__________________________________________________ Учитель записывает ответы детей рядом со словами, записанными на доске. По ходу учителем даются разъяснения.   Работа с хрестоматией Ы. Алтынсарин «Чистый родник» – Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему. По   ходу   рассказа   учитель   вывешивает   на   доске   изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник».   Три   путника   встретились   у   одного   родника.   Родник   вытекал   из каменистого   места.   Вокруг   него   рос   густой   лес,   ветви,   листья   которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто­то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по­видимому, купец, сказал: –Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку.   Из   этого   следует   такой   вывод:   «Ты,   человек,   тоже,   не   переставая, работай,   никогда   не   останавливайся   и   не   предавайся   лени;   если   будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею. Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал: – Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому­то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись. Третий   путник,   стройный   красивый   юноша,   стоял   молча.   Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так: – Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и  мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и  днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то  смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь,  как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник,  держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по­моему,  говорит эта надпись.   – Как вы поняли, в чем смысл этой притчи? – Скажите, позиция кого из трех путников вам ближе и почему? – Когда юноша говорил о чистоте души и тела, что он имел в виду? – Как вы думаете, размышления людей зависят от их возраста? Рассуждения детей.   Работа в тетради Учитель записывает на доске слово «человек». – Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «человек»? Записывает на доске слова­синомимы. Задание 1. – Продолжите предложение: «Человек – это …». Например, «Человек –  это мыслитель», «Человек – это мужчина и женщина», «Человек – это  взрослый и ребенок», «Человек – это не животное» и т.д. – Старайтесь излагать свои мысли кратко, лаконично. Дети зачитывают получившиеся предложения и обсуждают  правильность того или иного высказывания. Задание 2. – Дайте определение понятию «человек». Прочитайте. Сравните ваше определение слова «человек» с определением,  данным в толковом словаре: «Человек – общественное существо, обладающее  сознанием, разумом».   Творческая работа Детям раздаются бумажные ладошки. Задание – Напишите на ладошках вопросы, которые вас волнуют, но вы еще не  знаете на них ответы. Прикрепите ваши вопросы вокруг силуэта человека.  Прочитайте их, и мы узнаем, что же нас, людей, интересует, волнует, зовет к  открытиям нового.   Домашнее задание – Выполните в тетради упражнение «Что интересно человеку?» (задание  3). – Заполните таблицу, отвечая на вопрос, что, на ваш взгляд, больше всего интересует ребенка, подростка? Для сведения: Ребенок – это человек в возрасте от рождения до окончания начальной школы. Подросток – это человек в возрасте от 10­11 лет до 14­15 лет.   Круг «От сердца к сердцу» – Молодцы, сегодня мы начали обсуждение интересной темы, которая  посвящена человеку. Я думаю, что главное в жизни каждого человека  заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и  самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек  может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть  разные пути­дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно! Сейчас прошу вас завершить фразу, которая начинается такими словами:  «Я – человек, я мыслитель, поэтому я …»

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель

Я – человек, Я – мыслитель
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017