Я-житель Ямала
Оценка 5

Я-житель Ямала

Оценка 5
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.04.2017
Я-житель Ямала
«Я - житель Ямала» Цель: Пробуждение интереса и любви к родному краю Задачи: • Образовательные: продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями. Познакомить с играми народов севера. Закрепить знания о природных богатствах родного края. • Развивающие: продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения. • Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой родине.
Я-житель Ямала.docx
Верна Наталия Ивановна Педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ, г. Новый Уренгой  «Я ­ житель Ямала»   Цель: Пробуждение интереса и любви к родному краю  Задачи:  • Образовательные: продолжать знакомить детей с символикой города, его  достопримечательностями. Познакомить с играми народов севера. Закрепить  знания о природных богатствах родного края.   • Развивающие: продолжать развивать мышление детей, способность  аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и  стремление изучать свой родной край, город. Закрепить умение участвовать в  совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и  трудового общения.  • Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и  любовь к малой родине.   Форма проведения – игра­ путешествие.   Методы и приемы: беседа, легенда, загадки.  поисковые вопросы,  использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, творческое задание. Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, презентация,  иллюстрации  со следами животных, фотографии объектов природы  (грибов,  ягод, рыб) . Предварительная работа:  1) Экскурсия в краеведческий музей ДДТ 2)Знакомство с культурой, традициями и обычаями народов Севера 3) Изготовление оберегов и сувениров 4) Занятия и беседы с детьми  «Мой родной город», «Животные тундры»,  «Ягоды  Ямала». «Наши достопримечательности», «Знакомство с флагом  города и округа».  5) Разучивание стихов, легенд, пословиц и поговорок о Северном крае. Методы и приемы: беседа, поисковые вопросы, использование  видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды,  прослушивание записи звуков природы, творческое задание. Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, магнитофон,  кассета со звуками природы (пение птиц, звуки дождя, вой ветра, шелест  листьев), иллюстрации  со следами животных, фотографии объектов природы  (грибов, ягод, рыб) . Ход мероприятия Педагог1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по  удивительному богатому северному   краю.  Это полуостров Ямал. А вы  знаете, географическое расположение  полуострова Ямал?  Правильно, он  расположен  на севере Западной Сибири, а на какой территории он находится? Правильно,  на территории Ямало­Ненецкого автономного округа.  Длина  полуострова 700 км, ширина до 240 км. Омывается Карским морем. На  полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа. Край богатый и загадочный  и  только дружба и душевная теплота помогут нам с вами,  друзья, открыть тайны Ямала.  Дорогие путешественники, вы готовы к новым  открытиям?  Чтобы наше путешествие было интересным, увлекательным и  незабываемым, нам необходимо разделиться на две команды. Предлагаю с  помощью жребия разделиться. Итак, команды у нас готовы. Название команд­  «Совы», «Лемминги» ­ Любая работа должна быть, удостоена внимания, оценена по заслугам.  За  каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Итог подведем по  количеству заработанных жетонов.   Итак,  с удовольствием представляю   членов нашего жюри:    I станция «Жители Ямала» Педагог2­Вот и незаметно для Вас мы прибыли к месту путешествия. Первая  станция «Жители Ямала».  Слово «Ямал» означает: «Я» ­ земля, «мал» ­ край, Ямал – значит край земли. ­ Итак, начнем наш конкурс. Готовность каждая  команда будет показывать поднятиям руки.  ­Какие  малочисленные  народности коренных жителей живут на нашей  ямальской земле? (Ханты, ненцы, селькупы) ­Правильность ваших ответов мы  можем проверить на экране. Внимание на экран.(слайды с фотографиями  северных жителей) ­А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды  деятельности коренных народов?  (Оленеводство,   рыболовство,  звероводство.)  ­ Как называется  жилище коренных народов севера?  (Чум – основное  жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО.  ­ Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)  ­  Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)  ­ Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? ( пимы)   Педагог1:  ­ Успешно прошла 1­ая часть нашего путешествия. Жюри  оценивает ваши ответы. Педагог1:  Ребята сегодня по дороге на работу, я  встретила умную девочку  по имени Айне. Она спешила к своему дедушке в тундру . С ее слов стало  понятно, что у них в тундре  неприятности, давайте выслушаем ее и  постараемся помочь ей.                                                           Легенда  « Щука» Нум создал все хорошее и полезное на земле. Нга делал все назло Нуму, чтобы досадить ему. Нум слепил  много рыбы для людей и отпустил ее в воду. Люди ловили рыбу и были сытыми. Нга решил создать щуку, которая уничтожит  создания Нума и оставит людей без пищи. Сделал он большую щуку, размером с гору. Вставил ей большие зубы, чтобы ей легче было хватать жертву. От  удовольствия Нга потирал руки, глядя на свое создание. Взял щуку и бросил  ее в море. Она оказалась такой же голодной и жадной, как и ее создатель. Все  ела на своем пути. Уже рыбы почти не осталось в реках, а щуке все мало.  Радуется Нга, что насолил своему брату Нуму. Пришел шаман к Нуму  жаловаться, что в реках убывает рыба. Рассердился Нум на своего брата Нга.  Позвал к себе помощника и сказал ему:  «Иди в море и убей щуку. Она может всю рыбу съесть. Ничего не оставит для людей».  Помощник пошел щуку  искать. Пришел к воде и ждет, когда выплывет щука. Прошло время, щука  поднялась со дна и давай гоняться  за рыбой. Помощник прицелился  и  выстрелил в щуку.  Стрела взвизгнула и вонзилась в щуку. Щука от боли  опустилась на дно моря. Нум взял свой посох и ударил им о землю. Щука  сразу уменьшилась в размерах. Нум вырвал огромные острые зубы и отдал их  шаману, чтоб они его оберегали от злых духов. А шаману  велел сделать  обереги для людей в виде рыбы, чтобы у них всегда был богатый улов и сытые семьи.  Педагог1:  Ребята, легенда гласить изготовить обереги.  Но  к сожалению у  нас время ограничено, поэтому мы изготовим обереги на наших занятиях.  Но  мы  с Айне приготовили  задание.  Каждая команда получает конверт.  Ваша  задача собрать картинку и приклеить. Чья команда быстрее это сделает, та и  победит.(музыка) Айне, мы справились с заданием. Ребята готовые картинки, мы отдадим Айне  для дедушки  в тундру, чтобы у них всегда был богатый улов и сытые семьи. II станция «Живая природа» Педагог1: Народы, проживающие на территории Ямала, особенно  внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их  повадки, образ жизни. Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны,  наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам  предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа» и заработать жетоны  для своих команд (ответы – слайды)  1.По ночам она летает,        Вкусных мышек промышляет.   Днем на кочке сидит,        С закрытыми глазами спит. (Сова) 2.По мхам он ходит и траве,   Носит лес на голове.    Рогами защищается ,              От врагов спасается. (Олень) 3.Ночью очень чутко спит,   Оленье стадо сторожит, Волков отгоняет,                    И на охоте помогает.  (Собака) 4.Ушки на макушке,        Хвостик как пушок, Очень симпатичный         Маленький зверек. (белка) 5.Кто в жестокую пургу,    Роет норку в снегу, В снежок зарывается,      От холода спасается? (куропатка)  6.Какой петух порою глух?      Сел на елку на сучок   Бороды торчит клочок,         Как летун он плоховат,  А порою – глуховат.  (глухарь) 7.Какую ягоду называют северным виноградом? ( голубика)  8.Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква) 9.Какая ягода на севере созревает самая первая? (морошка)  Педагог2­Послушайте внимательно поговорки и подумайте. Почему так  говорят? «Если пастух будет спать, то оленя ему не видать» «Худой сетью рыбы не наловишь» «Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть» Пока жюри работает, мы послушаем стихотворение Вы на карту посмотрите И Ямал на ней найдите, Потому что здесь наш дом: Мы на Севере живем. Будет день такой, что любо! Сразу тундра ожила. И спешат навстречу людям И заботы и дела. Пастухи поедут в стадо, Ладит снасти зверолов, А рыбацкая бригада Привезла большой улов. III станция «Карта Ямала» Педагог1: Вопрос для команды «Сов»: ­ Назовите важнейшие реки ЯНАО  (Обь, Таз,  Пур, Надым) Вопрос для  команды «Леммингов»:  ­ Назовите  городаЯНАО (Салехард,  Ноябрьск, Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Муравленко) Вопрос для всех  команд: ­ Назовите главный город нашего края (Салехард) Педагог2:  ­  Ребята, а вы знаете какой из городов старше, Салехард или  Новый Уренгой? Правильно, значит Новый Уренгой  моложе Салехарда?   Сколько лет городу  Новый Уренгой? – Какие самые главные улицы  нашего  города?  ­  За последние годы  в нашем молодом городе построено несколько  памятников. Какие памятники вы можете назвать? (слайды с фото  памятников  Педагог1: Условия игры. Сейчас я по очереди буду называть животных, птиц и рыб, что живут на нашей  Ямальской земле, например: ОЛЕНЬ! Участники  должны  выбрать то название, где, как они считают, живет это животное. В  нашем случае ­ «земля». Произнесу «утки»! Участники какое  название  выберут? «воздух», потому, что это птица. Игра понятна? Победит тот, кто ни разу не ошибется и раньше всех подымит руку и ответит на вопрос. Все  понятно? Тогда начнем: (ерш, песец, муксун, бурундук, нельма, гагары, кулик, лебедь, медведь, сырок, куропатка, лось, чебак, лиса, глухарь и т. Д.) . 4 остановка ­ «Игровая». Педагог1: Что­то заскучали гости у нас, устали, пора поразмяться в  смекалке, ловкости, да уме посостязаться. Ведь следующая остановка какая?  Ну, конечно же игровая!  С чего начнем? Да пожалуй с загадок. Любите загадки? (Да) Отгадайте их тогда. А в загадках есть секрет – Дайте правильный ответ. Медлить здесь совсем не нужно, Отвечайте быстро, дружно! 4. Кто зимою в белой шубке, Летом в серой бегать любит? Всеми признанный трусишка, Но любимчик мой зайчишка. 2. Вот заснеженной тропой Зверь крадется небольшой Серебристый черный мех, Он теплее шубок всех. Красота его особа. Он не кто­нибудь, а соболь. 3. В наших северных лесах Есть красавица в мехах Черно­серебристая Шубонька пушистая, Пышный хвост ее краса Черно­бурая лиса. 4. Кто не знает попрыгунью, Белогрудую летунью. Хвост роскошный, Ушки стрелки У лесной пушистой белки. 5. Будто кошка, но крупней Ох, опасна встреча с ней Прыгнет сверху – берегись! Потому что это рысь. 6. Любопытная картина: Строит хатку и плотины На реке без топора Трудится семья бобра. Педагог2: ­Наше  путешествие подходит к концу. И последняя остановка  итоговая  «Мой северный край». Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте  правильно  4 остановка ­ «Мой северный край».                                             Литература 1. Кто автор стихотворения «Первый день солнца»?  (Леонид Васильевич   Лапцуй) 2. Как называется краткое изречение, смысл которого применим к  различным случаям жизни? (Пословица) 3. На берегу, какого озера родился ненецкий поэт Леонид Васильевич  4. Как называется предание, вымысел, выдумка? (Легенда) Лапцуй? (озеро Ярото) Природа родного края 1. Как называется мох, основная пища северных оленей?  (Ягель) 2. Как называется плоская безлесная возвышенность?  (Тундра) 3. Самка северного оленя.  (Важенка) 4. Как называется незамерзшее или растаявшее место на ледяной  5. Вымершее доисторическое животное, жившее на Севере много веков  поверхности? (Полынья) назад. (Мамонт) 6. Какая ягода Ямала утоляет жажду?  (Водяника) Этнография 1. Как называется погонщик оленьей или собачей упряжки? (Каюр) 2. Как называется костер из сырых веток, травы, дающий много дыма,  отпугивающего мошкару и комаров? (Дымокур) 3. Длинная веревка для ловли оленя. (Аркан,  тынзян) 4. Как называется верхняя одежда из оленьих шкур, мехом внутрь?  (Малица) 5. Как называется меховая обувь?  (Кисы) 6. Шест для управления оленьей упряжкой.  (Хорей) 1. Полярный город, столица ЯНАО.  (Салехард) 2. Человек, ведущий кочевой образ жизни. (Кочевник) 3. Назовите животных, изображенных на гербе ЯНАО. (северный олень и  4. Какая птица изображена на гербе города Новый Уренгой? (полярная  Общие белые медведи) сова) 5. Какое животное считается священным для народа ханты? (Медведь) 6. Какой узор изображен на флаге ЯНАО?  (оленьи рога) Педагог: Пока наше жюри подсчитывает жетоны, мы с вами поиграем Ребята, а вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого. А какие основные  отличие (Ответы детей). Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы,  если гриб съедобный – вы хлопаете, а если ядовитый топаете. (поганка,  подберезовик, рыжик, сыроежки, белый гриб, мухомор, опята, ложные  опята, подосиновик, лисички, грузди) Слово для подведения итогов праздника предоставляется  жюри. (Выступление Жюри)  Педагог1: Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в  команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше  путешествие хочется опять же словами Л. Лапцуя:  Кто не бывал в тундре Ямала, Я приглашаю вас сюда. Сейчас она не снежная пустыня­ Полюбите наш край наверняка. Мы ждем, друзья! И вовсе не беда, Коль встретит нас неласковая вьюга, В любой зайдете чум – вас ждут всегда Гостеприимство и забота друга. Суров мой Север лишь на первый взгляд: Пусть ветры завывают за стеною,  Здесь каждый  будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою! До свидание!

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала

Я-житель Ямала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017