«Январь – году начало, а зиме середина».
Оценка 4.6

«Январь – году начало, а зиме середина».

Оценка 4.6
docx
16.01.2022
«Январь – году начало, а зиме середина».
январь середина зимы.docx

Тема: «Январь – году начало, а зиме середина».

 

Цель: развитие умений рассматривать изменения, происходящие в природе в январе.                                                                                                                         Задачи:                                                                                                                                                                    *систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;  

*развитие логического мышления, памяти, воображения, сравнения, сопоставления;                         *прививать любовь к природе, вырабатывать сопереживание ко всему живому.                                                           

Ход занятия

Организационный момент и эмоциональный настрой.                                                                             Вступительная беседа.                                                                                                                                                                                    Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы назовёте, отгадав загадку.

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой.)

После отгадывания загадки учитель открывает слайд 2.

– Я вас приглашаю в гости к Зиме.

Слайд 3.

– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

– Назовите, какой сейчас месяц.                                                                                                                                                                       ***                                                                                                                                                                                    Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь.)

После отгадывания загадки учитель открывает слайд 4.

Основная часть.

   Январь – второй зимний месяц – назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря в небе появлялись «проталины» – островки синего неба. Но славился январь и метелями, морозами. Именно поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и словаки – «леднем», сербы – «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь святого Василия Великого, день которого приходился на 1 января. В русских пословицах январь славится как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солнцестояния, 22 декабря, начинается поворот к лету).

Слайд 5.

– Вспомните приметы и поговорки про январь. Объясните их значение.

По каждому щелчку по слайду появляется надпись на слайде.

Ÿ Январь – году начало, зиме серёдка.

Ÿ Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.

Ÿ Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.

Ÿ Рано в январе начинает стучать дятел – к ранней весне.

Ÿ Если в январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший.

Ÿ Морозный январь – урожайный год.

 Беседа о зимних явлениях природы.

– Как вы думаете, когда наступает зима? (1 декабря.)

Слайд 6.

– Верно. По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день ниже поднимается на небе, чем в любой другой, а сам день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки – это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

– Что лежит на земле, на ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

После ответа учитель открывает слайд 7.

– Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Слайд 8.

– Рассмотрите разнообразные снежинки.

– Как образуется снег? Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. На земле капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки. А вот высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Но кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

– Все помнят, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о зимних явлениях природы.                                                                                                           ***

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь…

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь!

(Cнег.)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

(Мороз.)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела

Стала улица бела!

(Метель.)

Не снег и не лёд,

А серебром деревья уберёт.

(Иней.)

– Продолжите шуточное стихотворение Валентина Берестова.

Не идётся и не едется,

Потому что … (гололедица).

Но зато прекрасно падается…

Почему никто не радуется?!

– Итак, ребята, давайте ещё раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Снегопад, мороз, иней, метель, гололедица.)

Корр. упражнение: « Определение деревьев по силуэту кроны».

– Закройте глаза, представьте, что мы идём по зимнему лесу. Деревья стоят голые, запорошены снегом. Как узнать деревья зимой? Какие деревья легче всего узнать зимой? (Берёзу, дуб, ель, сосну.)

Слайд 9.

– По каким признакам мы узнаем берёзу?

Слайд 10.

– А дуб?

Слайд 11.

– Чем различаются ель и сосна? (У ели хвоинки короткие и растут по одной, а у сосны – длинные и растут по две. Шишки у ели длинные, с мягкими чешуйками, а у сосны короткие, округлые, с твердыми чешуйками.)

Слайд 12.

– Рассмотрите шишки на слайде и определите, с какого они дерева.

После отгадывания учитель щёлкает по слайду – появляются надписи.

– Какие деревья распознать труднее? (Ясень, рябину, клен, липу.)

Учитель работает с 13–16 слайдами:

слайд 13 – крылатки ясеня;

слайд 14 – крылатки клёна;

слайд 15 – орешки липы;

слайд 16 – ягоды рябины.

– Как же их распознать? (По плодам: ясень – жёлтые крылатки, клён – крылатки-пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышком, у рябины – ярко-красные ягоды.)

Щелчок по крестику – закрытие презентации.

Физкультминутка.

 Закрепление.

– Так по каким же признакам можно узнать деревья зимой?

– На какие группы можно разделить эти деревья?

http://doc4web.ru/uploads/files/74/75137/hello_html_m17ead598.png

Практическая работа.

Учащиеся ставят в воду срезанные веточки для проведения наблюдений.

Разгадайте кроссворд «Январь».

По горизонтали:

2. Обильное выпадение снега.

4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года.

6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.

8. Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрылось серебром.

По вертикали:

1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка изо льда. Это явление называется…

3. Шуба бела весь свет одела.

5. Сам бежит, а стоять не велит.

7. Снегопад при сильном ветре.

http://doc4web.ru/uploads/files/74/75137/hello_html_m6ab96548.png

Ответы: По горизонтали: 2. Снегопад. 4. Оттепель. 6. Изморозь. 8. Зима. По вертикали: 1. Гололедица. 3. Снег. 5. Мороз. 7. Метель.

Итог.


 

Тема: «Январь – году начало, а зиме середина»

Тема: «Январь – году начало, а зиме середина»

После ответа учитель открывает слайд 7

После ответа учитель открывает слайд 7

Как же их распознать? (По плодам: ясень – жёлтые крылатки, клён – крылатки-пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышком, у рябины – ярко-красные…

Как же их распознать? (По плодам: ясень – жёлтые крылатки, клён – крылатки-пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышком, у рябины – ярко-красные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022