Ярмарка интеллектуальных игр,
забав и развлечений
Ярмарка интеллектуальных игр, забав и развлечений, как показывает опыт, – это одно из самых любимых дел ребят любого возраста. Любят это дело и взрослые. Ярмарка помогает взрослым вспомнить те интеллектуальные игры, в которые они когда-то играли в детстве и передать этот игровой опыт современным детям. Ярмарка помогает ввести современных детей в удивительный мир знаний. Мы намеренно представляем данную модель как модель игровую, включающую в себя разнообразие локальных игровых моделей, которые могут работать в рамках образовательного учреждения как модели постоянные, системные, развивающиеся. Потому что игра – это то, что сегодня крайне необходимо современным детям и подросткам в виде педагогической, психологической и психотерапевтической поддержки. Именно игра будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей воспитанников школы, восстановлению различных сил ребенка, его социализации, его умению жить в мире и согласии с самим собой и другими людьми. Мы даем примерное содержание Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений. За вами, уважаемые коллеги, шаг следующий и последующий и никогда не прекращающийся. Потому что без игры нет и не может быть полноценного детства. Нет и не может быть полноценного развития человека, личности. Будем помнить всегда об этом. Напомним и родителям ваших воспитанников о важности и значимости игровой деятельности ребенка, вспомним вместе с ними свой игровой опыт, освоим новые интеллектуальные игры и забавы, подготовим и проведем первую Ярмарку интеллектуальных игр, забав и развлечений вместе с воспитанниками, чтобы следующую они подготовили и провели уже сами.
По всей школе оргкомитет сообщает идею о проведении Ярмарки и возможные задания для разработки и решения. Для реализации КТД «Ярмарка интеллектуальных игр, забав и развлечений» создаются творческие группы воспитанников, учителей, выпускников школы и родителей. Творческие группы получают, а еще лучше выбирают задания, идеи темы для проектирования содержания и оформления своего учреждения, которое будет работать на Ярмарке.
Возможные направления деятельности
учащихся начальных классов в рамках Ярмарки
интеллектуальных игр, забав и развлечений
«Банк всезнаек». В Банке всезнаек хранятся знания про все на свете. Сюда каждый участник Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений может вложить все, что он знает о природе, о животных, о спорте, о своей стране и других странах, о себе самом, о любой области знаний, изучаемых в школе. Здесь же хранятся разные конкурсы, кроссворды, интересные и умные вопросы. Их ищут, придумывают сами и вкладывают в банк как взрослые, так и дети. Здесь всегда можно найти ответ на любой интересующий тебя вопрос, а значит, стать богаче, чем ты был вчера. Ведь знания – это великое богатство, которое накопило человечество за все время своего существования.
«В гостях у Кроссворда Кроссвордовича». Побывав в гостях у Кроссворда Кроссвордовича, каждый сможет показать свои знания и умения в разгадывании кроссвордов на самые разные темы. А еще здесь можно научиться самим составлять кроссворды.
«В стране Слов». В этой удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира, ребята с удовольствием поиграют в словесные игры.
«Загадочный лабиринт». Из Загадочного лабиринта можно выбраться только тогда, когда отгадаешь все загадки, притаившиеся в нем.
«Заповедник матушки Природы». Детям нравится разгадывать всякие тайны. Но нет интереснее тайн, чем тайны природы, среди которой мы живем. Некоторые из этих тайн и предлагается разгадать ребятам в Заповеднике матушки Природы. Тайны матушки Природы можно раскрывать с помощью загадок, викторин, ребусов и кроссвордов, видеосюжетов и т. д. Что и будут делать дети, попав в «заповедник» и встретившись там с матушкой Природой и ее детьми: растениями, животными, птицами, рыбами, насекомыми.
«Заповедный сад». В Заповедном саду растет Цветик-семицветик, на лепестках которого написаны вопросы, на которые необходимо ответить. На Ромашковом лугу растут ромашки-почемучки, предлагающие ответить на их сто тысяч «почему?». На Загадочном дереве «растут» загадки, которые нужно разгадать.
«Зоопарк». Здесь ребятам предлагается:
– ответить на вопросы викторины «О братьях наших меньших»;
– отгадать загадки о животных, обитающих в зоопарке;
– разгадать кроссворды, посвященные животным;
– вспомнить сказки, где главными героями являются звери;
– взяв фигурку животного, живущего в нашем зоопарке, рассказать о нем все, что знаешь. и т. д.
Кафе «Умные ребята». Это необычное кафе, потому что меню в нем состоит не только из сладостей, которые так любят дети. Сладости там подаются на десерт. А основное меню составляют:
– «Разминочный завтрак для умников и умниц»;
– «Алфавитный обед»;
– «Загадочный полдник»;
– «Сказочный ужин».
Помимо этого здесь можно заказать:
– «Загадочное фирменное блюдо»;
– «Математическое ассорти»;
– «Словарный винегрет»;
– «Волшебный коктейль»;
– «Музыкальное ассорти» и другие интеллектуальные блюда.
Клуб «почемучек» и «потомучек». Сотрудники клуба предложат ребятам ответить на вопросы, которые начинаются со слова «почему?», и из самых активных и знающих ребят соберут команду «потомучек». Остальные ребята войдут в команду «почемучек». И тогда начнется новая игра. Задача команды «почемучек» – придумать свои «почему?» и спросить об этом команду «потомучек». Задача «потомучек» – правильно ответить на все заданные «почему?». Потом можно поменяться ролями, и тогда «почемучки» станут «потомучками», а «потомучки» – «почемучками».
«Лото-клуб». В этом клубе, конечно же, все играют в лото. А лото может быть разным: сказочным и литературным, музыкальным и загадочным, ботаническим и зоологическим, школьным и космическим и т. д. и т. п.
Правила игры в лото просты:
а) вытаскивайте из мешка кубик и вспоминайте слова, которые начинаются на эту букву;
б) вытаскивайте из мешка кубики, на которых написаны слова, относящиеся к школе, природе, «братьям нашим меньшим», сказкам, музыке, детским литературным произведениям, и составляйте «Азбуку человеческих знаний», рассказывая все, что вы знаете по теме, заданной лото.
Общество «Сами с усами». Это очень веселое общество ребят и взрослых, которые знают историю возникновения фразеологизмов, умеют объяснить значение каждого фразеологизма, умеют фантазировать и сочинять.
«Палата ума» – это такая палата, где каждый может доказать, что он самый умный на свете. Если он, конечно, вложит свой ум в копилку Палаты ума, ответив на самые разные умные вопросы, отгадает самые умные на свете загадки, решит самые умные на свете кроссворды и т. д.
«Полянка чудес» – почти что знаменитое телевизионное «Поле чудес». Только гораздо проще и интереснее. Чудеса состоят в том, что каждый на этой полянке может почувствовать себя самым умным, самым смекалистым, самым эрудированным человеком на свете.
Сказочная страна «Лукоморье». Все дети и все взрослые любят сказки. Многие из них знают очень много сказок, а некоторые даже хотят подражать сказочным героям и даже на время не прочь превратиться в кого-нибудь из этих героев. В нашей сказочной стране «Лукоморье» все возможно. Поэтому всем на радость в ней сегодня можно:
– отгадывать и загадывать сказочные загадки;
– отвечать на вопросы сказочной викторины;
– разгадывать сказочные кроссворды;
– участвовать в сказочных эстафетах, которые проводят сказочные герои. и т. д. и т. п.
Возможные
направления деятельности учащихся
средних и старших классов в рамках Ярмарки
интеллектуальных игр, забав и развлечений
«Вертушка». Ребята и взрослые, желающие принять участие в работе «Вертушки», делятся на две команды. Каждый участник (участница) команды по кругу задает команде-сопернице вопросы, на которые необходимо дать ответы. Сначала задает вопросы одна команда, затем другая.
«Игродром для умников и умниц». Здесь располагаются различные игровые «точки», где ребята могут показать свои знания в различных областях. Например, такими «точками» могут стать: «Городок умных аттракционов», «Культурологический центр», «Спорткомплекс для умников и умниц» с футбольным полем, хоккейной и волейбольной площадками, на которых проходят матчи по интеллектуальному футболу, волейболу, баскетболу и хоккею.
«Интеллектуальная игротека» – это игротека, созданная самими ребятами и взрослыми. Здесь собраны всевозможные настольные и настенные игры. В эти игры не только интересно играть, но и с их помощью проверять свои знания, узнавать что-то новое, соревноваться с другими в знаниях, смекалке и эрудиции. На Ярмарке интеллектуальных игр, забав и развлечений «Интеллектуальная игротека» пользуется особым спросом.
«Интеллектуальные забеги». Интеллектуальные забеги отличаются от обычных спортивных забегов тем, что во время преодоления определенной дистанции нужно еще по ходу вписывать в тексты пропущенные буквы, решать несложные примеры и задачи, исправлять ошибки в текстах, отгадывать загадки, решать кроссворды и т. п.
«Интеллектуальное казино». Интеллектуальное казино – это хорошая форма проведения свободного времени для старших подростков и старшеклассников не только на ярмарке интеллектуальных игр, забав и развлечений. Ведь именно здесь можно позаботиться о том, чтобы ваши мозги не ржавели от безделья, а наоборот, развивались как можно успешнее. Этому помогут самые разные интеллектуальные игры, забавы и развлечения. Где такие игры взять? Их можно придумать и изготовить самим, их можно найти и ввести в компьютеры, без которых сегодня просто нельзя будет обойтись в таком интеллектуальном казино, как наше. Интеллектуальные игры можно найти на книжных полках в любой библиотеке, в том числе домашней и школьной.
1-я подсказка. В рамках «казино» из структурных подразделений могут работать: игротеки (математическая, искусствоведческая, спортивная, историческая, экологическая, на самопроверку, настольные игры-соревнования, загадочная игротека и др.); «Игровое КБ (конструкторское бюро)», «Полигон остроумия» и др.
2-я подсказка. Традиционными может стать проведение сотрудниками «казино» таких КТД (коллективных творческих дел), как: «Эрудит-круиз»; «Интеллектуальные состязания умников и умниц»; «Интеллектуальный марафон» для воспитанников школы, учителей и родителей; «Интеллектуальная эпопея»; «Интеллектуальные бои местного значения»; турнир всезнаек; блицтурниры, интеллектуальные игры по параллелям, в которых определяются «самые умные ребята», «самые находчивые ребята», «самые дружные ребята» и др.
«Интеллектуальный ринг». В огороженной площадке «ринга» вслед за ударом гонга на «ринг» выходят представители двух или четырех команд, которые за определенное время должны ответить на 5 вопросов, которые им зададут противники. Жюри выставляет оценки за качество и красоту вопросов и ответов. Жюри также может снять некорректные вопросы.
«Источник мудрости». У Источника мудрости каждый может поразмышлять о значении знаний в жизни человека, поговорить на темы школьной жизни, найти советы на все случаи этой жизни, встретиться с мудрецами, открыть страницы мудрых книг, стать самим себе философами и т. д. и т. п. Мы приглашаем всех вас, дорогие друзья, к Источнику мудрости и очень надеемся на то, что пребывание у необычного «источника» пойдет нам всем на пользу.
Кафе «За семью печатями». Чтобы попасть в «кафе», нужно выполнить семь заданий интеллектуального характера. Семь печатей – семь столиков, которые выбирают посетители «кафе». И на каждом столике не только угощение, но и свои задания. Съесть угощение можно только тогда, когда выполнишь все задания.
Клуб веселых и находчивых предложит свои мини-программы для посетителей Ярмарки. В программе ярмарочного КВНа должны быть несложные задания, чтобы их можно было выполнять быстро и в режиме экспромта.
Клуб знатоков аналогичен телевизионному клубу знатоков.
«Культурологический центр». Здесь необходимо показать свои знания в области культуры нашего народа и мировой художественной культуры. Возможные отделы Культурологического центра:
· «Бюро экскурсий и путешествий по родной стране и миру». Здесь каждый может выступить в роли гидов-экскурсоводов и даже гидов-экскурсоводов-переводчиков, так как экскурсии и путешествия могут быть проведены для иностранных гостей и в плане проверки знаний воспитанниками иностранных языков. На экране проецируются виды городов, поселков, сел и деревень, архитектурные и природные памятники, скульптурные композиции малой родины, страны и мира. Ребята, выступающие в роли гидов-экскурсоводов, по очереди дают свой авторский текст, а жюри или слушатели отмечают, чем интересно было каждое выступление. Экскурсия ведется на русском или иностранном языке, слушатели соответственно на этих языках задают вопросы. Возможные варианты экскурсий для гидов:
– «Поэзия родного города (села, поселка, родной деревни, деревеньки моей)»;
– «История по улицам идет»;
– «Они прославили наш город (край родной, село, поселок)»;
– «Родной земли прекрасный уголок»;
– «История, застывшая в камне»;
– «Тайны скверов, домов и улиц» и др.
· «Художественный музей». Здесь проводятся очно-заочные экскурсии по залам знаменитых музеев страны и мира. В помещении музея вывешиваются на стенах или экране репродукции картин, и экскурсоводы дают пояснительный текст по описанной ранее технологии.
· «Музыкальный салон». Здесь звучат отрывки из популярных музыкальных произведений. «Сотрудники» Музыкального салона задают вопросы посетителям, выясняя их знания, рассказывают о композиторе и самом прозвучавшем произведении, а посетители «салона» во время слушания и сразу же после него описывают свои впечатления, настроение, ощущения, рисуют рисунки, пишут стихи. Здесь можно также узнать историю музыкальных инструментов, встретиться с музыкантами и т. д.
Лабиринты игр и головоломок. Слово «лабиринт» говорит само за себя. Здесь каждый найдет интересную интеллектуальную забаву для себя и своих друзей. Лабиринтов может быть несколько. Какие? Подсказку находим в книге «В лабиринтах игр и головоломок» (сост. В. Н. Белов. СПб. : Лениздат, 1992):
– «Перекресток стратегий»;
– «Лингвистическая метаморфоза»;
– «Галерея образов»;
– «Встреча с волшебником»;
– «Тайничок с секретом».
«Литературно-музыкальная гостиная». Все участники Ярмарки, приходящие в Литературно-музыкальную гостиную, пишут «Школьный роман» в прозе, песнях, гимнах, стихах и рисунках. Главы «Школьного романа» могут быть самыми разными: «Школа, в которой учим и учимся мы», «О нашей школе и о нас всерьез и с улыбкой», «О школярах», «Наши учителя – самые-самые!», «Самый классный Классный – это Классный наш!», «Азбука школьной жизни», «Жалобный угол», «Проблемы школы серьезные и не очень», «Школа в моей жизни» (страничка для выпускников), «Наши Звездочки и Звезды» и др. Помимо этого каждая встреча в Литературно-музыкальной гостиной может происходить без всякого плана, по велению души. Просто собираются близкие по духу люди, чтобы провести время красиво и интересно. А может быть, инициативная группа воспитанников школы и взрослых сначала придумает названия и возможное сопровождение этих встреч, а затем уже по плану будет готовиться к этим удивительным вечерам, которые могут составить целое событие в жизни многих людей. И тогда может быть выстроена целая гирлянда таких вечеров:
– «Удивительные события в жизни замечательных людей».
– «Я к Вам пишу, чего же боле…».
– Вечер любимых стихотворений.
– «Поэтическая дуэль».
– «По страницам любимых книг».
– Вечера портретов поэтов, писателей, композиторов и музыкантов России.
– Вечера памяти поэтов, писателей, художников.
– Вечер старинной русской песни «Лейся, песня русская, раздольная!» (колыбельные, хороводные, исторические, календарные, свадебные песни, песни о любви, семейной жизни, авторские песни, ставшие народными и др.).
– Вечер романса «Романса трепетные звуки».
– «Русский романс в диалоге с цыганской песней».
– Старинный бал.
– «Бал в старой Самаре».
– «Пушкинский бал».
– «Бал литературных героев».
– Музыкальный показ мод.
– Вечер вальса «Никогда не состарится вальс».
– Католическая и христианская духовная музыка.
– Вечер классической музыки.
– Вечер лирической песни.
– Вечер патриотической песни.
– Вечер военной песни «Фронтовые песни не сдаются, не уходят песни те в запас» (совместно с ветеранами).
– Вечер оперетты.
– Вечер бардовской песни.
– Вечер детской песни.
– Вечер артековской и орлятской песни.
– Ретро-вечер «У каждого времени свои песни» (совместно с родными воспитанников и учителей, жителями микрорайона разных поколений).
– Музыкальные вечера «Музыка для ума», «Музыка для сердца и души», «Музыка для тела и здоровья» и др.
«Мастерская профессора Головоломки». В этой «мастерской» придется поломать голову над задачами, проявить свою ловкость, смекалку, находчивость. Но чего уж здесь точно делать не придется – так это скучать!
«Мастерская пасьянса». В мастерскую пасьянса приглашаются все любители карт. Но предупреждаем, что поклонники примитивного «дурака» будут разочарованы, так как пасьянс (что значит «терпение») рассчитан на одного человека. Во время болезни или дождливым вечером вы никогда не будете чувствовать себя одиноким, если с вами будет ваш приятель-пасьянс. Терпение, расчет, остроумие, прогнозирование – вот те качества, которые воспитывает пасьянс. Раскладыванием пасьянса увлекались Мария Стюарт, Наполеон, А. С. Пушкин, наши прабабушки и прадедушки…
«Математическая остериада» (участники сами придумывают задачи).
«Поле чудес» – аналог телевизионной передачи «Поле чудес».
«Полоса препятствий». Участникам Полосы препятствий дается в руки клубок. Наматывая нитку на клубок, они доходят до первого препятствия, где находят конверт с вопросами викторины. Ответив на вопросы викторины, участники полосы препятствий движутся дальше, не забывая наматывать нитку на клубок. Так они доходят до следующего препятствия в виде кроссворда, который необходимо разгадать, прежде чем двигаться дальше. На следующих этапах Полосы препятствий, возможно, ребятам встретятся задания следующего характера: разгадать загадки, сложить пословицы, нарисовать портрет сказочного или литературного героя, вспомнить исторические события, изображенные на фотографиях или картинах и т. п. Победителем становится участник, первым прошедший Полосу препятствий и правильно выполнивший все задания.
«Стихоплетная мастерская». Все, кто рискнул заглянуть в эту мастерскую, пусть рискнут заняться стихоплетством, то есть составят стихотворения с рифмами:
• шляпа – растяпа;
• кеды – беды;
• смех – успех;
• зефир – кефир;
• дыра – ура.
Центр «Рекордсмен». Принять участие в соревнованиях на звание «Рекордсмен Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений» и навечно вписать свое имя в «Школьную Книгу рекордов Гиннеса» может каждый ученик и взрослый. Для этого нужно записаться в лист учета, получить задание, выполнить его и получить подтверждение судейской группы. Желающим принять участие в побитии рекордов вручается карта-схема расположения рекордных пунктов. Возможные пункты Центра «Рекордсмен»:
– пункт «Рекордные дорожки» (проводятся интеллектуальные забеги по разным предметам, изучаемым и не изучаемым в школе);
– пункт скоростного решения задач различной степени сложности;
– пункт «Скороговорения» (проводится конкурс на лучшего скороговорщика; победителями станут те, кто быстрее всех по времени и без ошибок расскажет по тексту скороговорку, а потом сделает то же самое по памяти);
– пункт «Скорочтения» (участникам состязания дается текст, который необходимо прочитать как можно быстрее, не допуская при этом ошибок);
– пункт «Переводчик» (ставится задача: перевести на русский язык как можно больше иностранных слов);
– пункт «Пояснялки» (пояснить значение понятий из русского и иностранных словарей);
– пункт «Знатоков истории Отечества» (написать как можно больше знаменательных дат и событий из истории России);
– пункт «Компьютер-спринт» (напечатать текст на компьютере на скорость и без ошибок) и др.
Школа «Учись учиться». Известно, что наш ум, наша память, внимание, наблюдательность тоже нуждаются в тренировке. Пусть же для вас такими тренировками станут занятия в школе «Учись учиться».
«Учись учиться» – это школа в школе. Это стремление стать эрудированнее, а возможно, стать звездой в учебе.
На занятиях школы «Учись учиться» сначала бывает «разминка». Ребята делают учебную гимнастику, решают занимательные задачи, ломают головы над головоломками, разгадывают ребусы. Основные темы занятий очень серьезные: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», «Как лучше учить уроки?», «Как развить мощную память», «Использование знаний в занятиях любимым делом» и др. В школе «Учись учиться» много спорят, дискутируют, самостоятельно работают с книгами, справочниками. Все это расширяет кругозор и помогает учиться лучше.
Эрудит-клуб. В этот клуб, конечно же, заглянут эрудиты, то есть люди, которые про все на свете знают. Эрудитам предстоит сдать экзамен на подтверждение своего звания. На столе раскладываются билеты, а в них – самые разные вопросы на самые разные темы. Побеждает тот, кто ответит на все или хотя бы на большее количество вопросов.
Примечания:
1. Как вы поняли, уважаемые коллеги и ребята, многие службы и учреждения Ярмарки интеллектуальных игр, забав и развлечений могут получить прописку в школе как самостоятельные системные модели.
2. Помимо обозначенных учреждений Ярмарки учителя-предметники совместно с ребятами, любящими и знающими их предметы, могут организовать свои учреждения, где посетителям Ярмарки будут предложены свои интеллектуальные программы, игры и конкурсы.
3. По итогам Ярмарки может быть оформлено «Звездное небо (или аллея) Знания», где появляются звездочки и звезды, зажженные воспитанниками разного возраста в различных областях знаний. Важно, чтобы на этом небе или в этой аллее нашлось место каждому, кто принял участие в Ярмарке и, возможно, впервые открыл в себе талант знайки и всезнайки, знатока и эрудита, философа и мудреца в той или иной области знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.