МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
для обучающихся по адаптированным образовательным программам
«Магаданский областной центр образования № 1»
ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«Ярмарка педагогических идей»
в рамках педагогического совета
«Оптимальное занятие: его особенности, используемые методы и формы. Технологии подготовки»
«Особенности организации
учебно-образовательного процесса
в центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Псковской области»
Подготовила:
Малышева Елена Анатольевна
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Магадан, 2013 год
В ЦЛП принимаются дети и подростки с тяжелыми и множественными нарушениями развития:
· Тяжелые опорно-двигательные нарушения (полная или частичная зависимость от посторонней помощи в передвижении). У этой категории учащихся тяжесть УО колеблется от легкой до тяжелой.
· Тяжелые нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения + тяжелая УО.
· Расстройства аутистического спектра различной тяжести + тяжелая УО.
· Нарушения общей моторики, но передвигающиеся самостоятельно + тяжелая УО.
Цель обучения и воспитания в ЦЛП:
Обеспечение образования детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития в процессе их воспитания и обучения, направленного на социальную адаптацию, самореализацию обучающихся и включение их в жизнь общества.
Распределение по ступеням школьного отделения:
Iступень (младшая) – 6-9 лет
II ступень (средняя) – 10-13 лет
III ступень (старшая) – 14-16 лет
IVступень (трудовая подготовка) – 16-18 лет
Выпускники получают «Свидетельство об окончании курса обучения в ЦЛП».
В классе 5 учеников: из них не более 2-х с ДЦП тяжелой формы (колясочники), не более 2-х – аутисты, 1 – имеющий нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения, или нарушения моторных функций, но передвигающийся самостоятельно. Работают с воспитанниками 2 взрослых: учитель и воспитатель.
Во всех классах обязательным является наличие «мягкого уголка» (кроме ступени трудового обучения). Дети, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, через определенный промежуток времени выкладываются в горизонтальное положения. Это прописано в их медицинских заключениях. Но часто случается, что и у передвигающихся самостоятельно учащихся появляется потребность отдохнуть (метеовлияние, соматический дискомфорт).
Ковролиновые доски – обязательны в каждом классе. Занимают очень много места, т.к. вся система работы построена на использовании пиктограмм, которые крепятся к доске при помощи контактной ленты (липучки). Доски зонированы, так же контактной лентой.
Во время «утреннего круга» дети и взрослые здороваются и составляют расписания на день: общее и индивидуальное на каждого ученика.
Занятия проводятся с учетом типологических, индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. Так, например, Артур (аутист) освоил некоторые разделы программы и, чтоб не было застоя, а еще хуже отката – мальчик на определенные виды занятий ходит в старшие классы. Занятия по изодеятельности, ознакомлению с окружающим с ним проводятся на I ступени (в своем классе), на математику ребенок пойдет в класс II ступени, а на занятие по развитию речи – в класс III ступени.
Система оценок и поощрений: за день ученик должен набрать 5 ромбиков, которые в последствие складываются в звездочку. Ромбики даются за хорошее поведение, за успехи в учебе, за аккуратный прием пищи и т.д. В конце учебного дня, если звездочка сложилась, ребенку дается цельная звездочка домой, где он получит поощрение. Это может быть любимый мультфильм, полчаса у компьютера, банан, шоколад, звуковая игрушка, книга – в зависимости от так называемых пристрастий ребенка.
И поощрение в каком-то определенном варианте ребенок получает только за достигнутые успехи. Больше нигде, никогда, ни при каких условиях ребенок не получит шоколад, игрушку, пока не заработает.
Система поощрений обязательна и в учебном процессе. Выполнил определенное количество заданий – получи игрушку на 3-5 минут, но не более, что не было перенасыщения, и хотелось еще получить поощрение.
Вся работа в ЦЛП построена на использовании пиктограмм, коммуникативных досок и альбомов. Пиктограмму «ТИХО» я уже внедрила в воспитательный процесс, и она успешно «работает».
Мнемотехнические приемы – «рисуночное письмо» используется для облегчения процесса запоминания, составления рассказов по темам.
Карточки глобального чтения широко используются в работе с детьми в ЦЛП.
Мои предложения на «Ярмарке педагогических идей»
Ввести в образовательный процесс:
· Таблицы глобального чтения (по темам)
· Пиктограммы
· Мнемотаблицы для заучивания песен, стихотворений и составления рассказов (по темам).
· Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.