Технологическая карта урока окружающего мира
«Явления природы. Термометр»
УМК «Школа России»
(2 класс)
Павина А.В,
учитель начальных классов,
2017
Цели урока Образовательная: познакомить с понятием «явления природы», «сезонные явления», с различными
видами термометров и правилами пользования ими; научить измерять и записывать температуру
воздуха;
Развивающая: развитие и совершенствование базовых знаний и умений по теме; осознание значимости
использования термометра человеком;
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные: иметь представление о явлениях природы, в том числе сезонных; ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт; знать разные виды термометров; записывать результаты измерений температуры.
Регулятивные умения: определять цель учебной деятельности; работать по предложенному учителем учебному плану;
контролировать выполнение задания; делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные умения: участвовать в диалоге, в паре, группе; сотрудничать, договариваться; слушать, не перебивая, собеседника и понимать речь других; доказывать свою точку зрения, подбирая аргументы для объяснения;
конструировать небольшие устные речевые высказывания.
Личностные: определять личностный смысл изучения темы; проявлять навыки адаптации к природным условиям (климат, погода)
Тип урока: изучение нового материала; урок решения практических задач.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно иллюстративный, словесный.
Форма урока: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах и группах.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация урока; термометры, модульная система
Технологическая карта урока
Этап урока |
Используемые технологии, методы и приёмы, учебно-лабораторное оборудование |
Действия учителя |
Содержание урока |
Действия ученика |
I.Организаци-онный этап |
Словесный метод |
Организует ситуацию, позволяющую настроится на положительные эмоции, проверить готовность к уроку.
|
- А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5». |
Проверяют готовность к уроку. |
II.Актуализация знаний и мотивация (целеполагание).
|
Объяснительно – иллюстративный метод; Презентация «Природные явления»
Презентация «Времена года: лето, осень, зима, весна».
|
Организует совместную деятельность, предлагает сформулировать тему урока
Предлагает ознакомиться с текстом и иллюстрациями в учебнике
Организует работу в группах
|
- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. - Что вы видите на фотографиях? (Слайды презентации «Природные явления»). - Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался? - И так тема нашего урока «Явления природы» (Слайд презентации на доске). - Какие задачи будем решать на уроке? - Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи? - Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. - Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям.
- Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. - Сколько времен года вы знаете?
- Сейчас вы разобьетесь на 4 группы по временам года. Каждая группа выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе характеристику? (Слайды презентации «Времена года: лето, осень, зима, весна»). - А какое время года сейчас? - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? |
Учащиеся комментируют иллюстрации ( дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель).
Называют тему урока (Явления природы)
Высказывания учащихся
Читают текст (с.28), рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы.
Работают в группах: по одному подходят к столу учителя и вытягивают картинку; дают краткую характеристику временам года. |
III. Изучение нового материала
|
Презентация «Виды термометров»
Документ – камера; объяснительно – иллюстративный метод
|
Направляет учащихся к изучению нового материала
Объясняет и показывает устройство термометра.
|
- В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться? - Температуру воздуха измеряют специальным прибором - термометром. Устройство термометра - Сейчас посмотрим, как устроен термометр. Давайте его рассмотрим. - Назовите части термометра. - Из какого материала выполнен термометр? - Что находится под стеклянной трубкой? - Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 - количество градусов холода. Правила работы с термометром |
С помощью учителя знакомятся с новым понятием «термометр».
Рассматривают его устройство.
Формулируют правила пользования термометром |
IV. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Измерение температуры воздуха
|
Частично – поисковый метод; Модульная система экспериментов PROLog (цифровой модуль для измерения температуры). |
Настраивает учащихся на выполнение лабораторной работы
Знакомит учащихся с порядком проведения работы и техникой безопасности.
Организует лабораторную работу в парах.
Помогает учащимся при выполнении работы.
Организует проверку предположений, сделанных в начале лабораторной работы.
Организует обсуждение результатов работы |
- А сейчас мы побываем с вами в нашей лаборатории, научимся определять температуру с помощью нашего цифрового термометра. - Температура воздуха - важная характеристика погоды. Температуру воздуха можно измерить разными способами. Иногда достаточно наших собственных ощущений. Но для точного измерения температуры мы используем термометр. Порядок проведения работы Техника безопасности - Соблюдайте все правила безопасности при работе с компьютером. Подготовка эксперимента - Ребята, ответьте на мои вопрос и запишите свои предположения в тетрадь. - Как вы думаете, где температура воздуха выше – в комнате или на улице? С каким мнением вы согласны? а) Я думаю, что температура воздуха выше в комнате. б) Я думаю, что температура воздуха выше на улице. в) Я думаю, что температура воздуха одинаковая и в комнате и на улице.
- Ребята, в ходе нашей работы мы измерим температуру в комнате, на улице и сравним полученные измерения. Итак 1. Изучите отчётную таблицу в Листе наблюдений. 2. Вместе соберите комплект модулей. Исследование и измерение Таблица. Измерение температуры воздуха
Часть I. Измерение температуры воздуха в помещении. Запись результата в отчётную таблицу в графу «Температура воздуха в помещении» Часть II. Измерение температуры воздуха на улице. Запись результата в отчётную таблицу в графу «Температура воздуха на улице». Анализ результатов лабораторной работы -Сравните полученные результаты. Контрольные вопросы 1. Где температура выше в классе или на улице? 2. Подтвердились ли ваши предположения? Вывод: Температура в классе выше, чем на улице. |
Готовятся к проведению лабораторной работы.
Знакомятся с порядком проведения лабораторной работы и техникой безопасности.
Дают предварительные прогнозы результатов предстоящей работы
Выполняют практическую работу в парах под руководством учителя, проводят исследования и измерения, записывают температуру с помощью знаков, читают знаково-символическую запись
Сравнивают результаты лабораторной работы по парам.
Участвуют в обсуждении результатов работы, делают вывод. |
V. Диагностика качества освоения темы (тестирование) |
Частично – поисковый метод обучения; Система PROClass. |
Предлагает оценить свои знания по теме урока с помощью вопросов |
- На мои вопросы отвечайте с помощью пульта 1. Как по-другому можно назвать понятия: заморозки, молния, увядание растений? а) климат б) неживая природа в) природные явления г) деятельность человека 2. Что не относится к явлениям природы? а) буран б) ледостав в) полив растений г) осадки 3. Какой признак относится к неживой природе? а) умирание б) рождение в) дыхание г) восход солнца 4. Какое явление природы связано с изменением сезона? а) половодье б) прилив в) цунами г) закат 5. Что мощно измерять с помощью термометра? а) длину б) глубину в) высоту г) температуру 6. Для чего нужна шкала делений? Чтобы измерять: а) температуру б) количество калорий в) количество воды 7. Какая цифра является границей тепла и холода? а) 10 б) 0 в) 5 |
Дают ответы на вопросы по теме урока с помощью пультов. |
VI. Рефлексия учебной деятельности
|
Словесный метод обучения |
Организует самооценку учебной деятельности. Дает советы по анализу своих собственных достижений, неудач, по поиску способов решения проблем.
|
- Что нового вы сегодня узнали? - На какие вопросы получили ответы? - Какие остались? - Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? - Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? - Какой вывод сделали? - Какую работу мы сегодня выполнили? - Чему научились? - Кто или что вам помогло справиться? - Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец». Дети отвечают на вопросы |
Соотносят полученный результат с поставленной целью. Оценивают результаты своей деятельности.
|
VII. Домашнее задание |
Словесный и объяснительно – иллюстративный метод обучения; Документ – камера. |
Проводит разбор домашнего задания, дает дополнительные пояснения к заданию. |
- Дома каждый из вас продолжит работу с термометром и измерит температуру воздуха в комнате и на улице, холодной воды и теплой, а также температуру своего тела. По учебнику с. 28 – 31. |
Записывают домашнее задание, задают вопросы |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.