Явление тяготения. Сила тяжести

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести. Цели урока: 1. Образовательные - формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести; - формировать умение анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку; - показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела. 2. Развивающие: - развивать такие информационные умения, как работа с текстом, с рисунком; - развивать умения анализировать, выделять главное; - прививать навыки исследовательской деятельности; - развитие интереса к наблюдаемым явлениям;
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести. Цели урока: 1. Образовательные ­ формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести; ­   формировать   умение   анализировать   факты   и   давать   им   обоснованную   научную оценку; ­ показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела. 2. Развивающие: ­ развивать такие информационные умения, как работа с текстом, с рисунком; ­ развивать умения анализировать, выделять главное; ­ прививать навыки исследовательской деятельности; ­ развитие интереса к наблюдаемым явлениям; 3. Воспитательные: ­ воспитывать умение высказывать свои мысли, выслушивать другое мнение; ­ формирование чувства гордости за мудрый родной народ; ­ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; Оборудование: теннисные   шарики,   штативы,   шарики   на   нити,   стаканы   с   водой; компьютер,  видеофрагмент из фильма «Морозко», компьютерная презентация «Сила тяжести. Всемирное тяготение» Ход урока. I Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.  – Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным  человеком. ( портрет  И. Ньютона ) Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп, (Англия) в семье мелкого  фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был  недоношенным; бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную  рукавицу. Когда ребенку исполнилось три года,  его мать вторично вышла замуж и  уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос  болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни.Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно  избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...  – Ребята, предлагаю вам подумать и закончить это предложение. Предположения и высказывания ребят. английским   физиком, …выделиться   успехами   в   учебе. Упорной   работой   он   добился   того,   что   стал великим   астрономом.  Сэр   Исаак   Ньютон.   Вся   его   жизнь   –   это   напряженное   научное   творчество,   ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:   математиком   и           знаменитый  закон всемирного тяготения;  сформулировал основные законы механики;  впервые объяснил движения и формы планет;  пути комет, приливы и отливы океана;  первый исследовал разнообразие световых лучей;  сконструировал один из первых термометров;  впервые построил отражательный телескоп  – Ребята, скажите,  что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?   Предположения и высказывания ребят. – Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные  усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил. Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. II Актуализация знаний. Фронтальный опрос:  игра «Дешифратор». Учащиеся выбирают карточки с  вопросами. С обратной стороны написана буква. Запись на доске Сила….Явление… Вместо точек дети ставят букву 1. В результате чего может меняться скорость тела? ( Т ) 22. Что такое сила? (Я) 3. Сила, как и скорость, является величиной … (векторной). (Ж) 4. Что означает векторная величина? Е) 5. От чего еще зависит результат действия силы? (С) 6. Как на чертеже обозначают силу? (Т) 7. В каких единицах измеряют сил? (И) Учитель: Скоро наступит новый год, а за ним – зимние каникулы. И очень часто по телевизору в это время показывают одну из самых новогодних сказок – «Морозко». Давай те и мы посмотрим небольшой фрагмент. (Просмотр фрагмента видео фильма «Морозко», где Иван – вдовий сын проезжает через лес и на него нападают разбойники. Он отбирает у них дубинки и забрасывает далеко   вверх.   Они   улетают,   скрываясь   с   глаз,   а   Иван   говорит:   «Ничего,   к   зиме вернуться».   И,   когда   он   вместе   с   Настенькой,   проезжает   через   этот   лес   зимой, дубинки действительно возвращаются и «каждая находит голову своего хозяина»). Обсуждение:   заставило дубинки изменить свою скорость и вернуться назад?   Иван   подействовал   на   дубинки   с   силой   и   направил   их   вверх,   а   что Ученики: другая сила, притяжение со стороны Земли. О каком явлении здесь идет речь? III Изучение  нового материала. Учитель: теперь, я думаю, что вы поняли цель нашего урока, что мы будем изучать сегодня? (Мы  познакомимся  с силой  притяжения   или  силой  тяжести   и явлением тяготения). Сказки. Сказки, созданные авторами, чьи имена затерялись в глубине времен, в гуще народной, отшлифованные сотнями поколений, они несут в себе заряд мудрости и доброты,   столь   необходимые   людям.   Они   не   просто   интересно   повествуют   нам различные   истории,   но   и   объясняют   явления   природы.   Простые,   необразованные люди   путём   точных   наблюдений   за   изменениями   в   окружающем   мире,   делали правильные выводы, предположения. По некоторым сказкам можно изучать законы физики. Поэтому и не устают люди удивляться мудрости народной. 3Целеполагание. Каковы же цели нашего урока? Ученики: 1.Познакомиться с явлением тяготения. 2.Узнать что такое сила тяжести. 3. Как она обозначается? 4. В каких единицах измеряется? 5.Как её изобразить графически? Учитель. Мы познакомились с вами с методами изучения физических явлений. Что является источником физических знаний? Ученики: наблюдения и опыты. Учитель: вот   и   мы   проведем   с   вами   опыты,   которые   должны   подтвердить   наши предположения (Экспериментальное исследование) Ученики проводят опыты по: 1. Движению теннисного шарика брошенного вверх. 2. Движению теннисного шарика, брошенного горизонтально. 3. Падению металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити. Вопрос: Что   является   причиной   изменения   скорости   движения   шарика   в   этих случаях? Ответ:  Другое тело.  Земля.   Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?  Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.   Разбирают рисунки 61­63 учебника. Учитель: Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п. А как вы думаете, только ли Земля обладает свойством притягивать другие тела? 4Ученики. Нет. Например Солнце притягивает планеты.  Учитель. Поэтому мы поговорим о всемирном тяготении.( рассказ учителя) Проявлением всемирного тяготения на Земле является сила тяжести. Прочтите определение этой силы на стр. 58 Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести. Она обозначается буквой F c индексом Fтяж. и направлена к центру Земли. Закрепление. Учитель: перелейте воду из одного стакана в другой. Почему это возможно? (проводят эксперимент и пытаются его объяснить). Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Благодаря силе тяжести облик нашей   планеты   непрерывно   меняется:   сходят   с   гор   лавины,   движутся   ледники, обрушиваются   камнепады,   выпадают   дожди,   текут   реки   с   холмов   на   равнины, образуются водопады и т.д. ­   Все   живые   существа   на   земле   чувствуют   ее   притяжение.   Растения   также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из­за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх. А вы, чувствуете притяжение Земли?  Ученик читает шуточное стихотворение: Я с детства падал столько раз. С болью и ушибами подчас. И у меня уж нет сомнения, Что это сила притяжения. Давайте попытаемся побороться с силой притяжения.  Динамическая пауза: Мы в ракету дружно сели, (дети приседают) В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх) С притяжением Земли Мы бороться не смогли. Шлём вам всем большой привет, (помахать руками) Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту). Продолжим наши исследования: 51. бросают развернутый лист бумаги одновременно с ластиком (Наблюдают и делают свои выводы). 2. затем лист бумаги сминают в комок и повторяют опыт Вывод ребят: сила притяжения зависит от массы тела. Учитель: про тело с большей массой говорят: оно тяжелее. Тело с меньшей массой будет легче. Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе. Многие   наблюдали   падение   тел   на   Землю.   Но   все   же   сформулировал   закон притяжения тел – великий английский ученый Исаак Ньютон. Давайте послушаем легенду об этом открытии. Выступление ученика: Ньютон под яблоней сидел. Вот­вот должна прийти идея. А плод над ним уже созрел, К Земле всей массой тяготея. Умолкли птицы. Тишина. Зажглись далекие светила. И спелым яблоком Луна Повисла в небе и светила. Он мыслил, а Луна, кружась, С Землёю Солнце огибала. Вещей невидимая связь В ту ночь яснее проступала. Ньютон взглянул на небосвод… Но ветка дрогнула – и вот На землю яблоко упало… И может быть, самый великий закон ­ Всеобщий закон тяготенья: 6Вращенье планет объясняет нам он И яблок румяных паденье! Учитель: Значит не только Земля притягивает к себе тела? ­ Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются   в   океанах   и   морях   дважды   в   сутки   на   высоту   нескольких   метров. Поэтому  взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением Согласно этому закону, установленному И.Ньютоном: силы притяжения между телами тем больше, тем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними. IV Закрепление материала. Проблемный   эксперимент:   вертикальной плоскости. Проверьте на опыте и объясните, почему так происходит.   известно,   что   авторучка   «отказывается»   писать   на (Под действием силы притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки). Миром правит тяготенье, И ему подчинены Тел свободное паденье И прилив морской волны. В окружающей Вселенной От молекул до планет Всё подвластно притяженью. Неужели, даже свет? Почитай, три с лишним века Как понятен и знаком, Верно служит человеку Притяжения закон. 7Вечной пеленой окутан, спит туманный Альбион. Здесь покоится сэр Ньютон, Но живет его закон! V Рефлексия. Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу,  поставив в таблице «+», если вы это делали и « », если нет. ─ Сегодня на уроке я Приводил факты (примеры) Выдвигал предположения Обосновывал предположение Приводил доказательство Проводил экспериментальное доказательство (опыты) VI Домашнее задание.  §23,24. Приготовить пять пословиц и поговорок о силе. Творческое задание Перед вами портрет великого ученого Исаака Ньютона.   За что бы вы сказали ему слава благодарности?  «Сэр, я хочу Вас поблагодарить за то, что…»       …закончите предложение. А я в свою очередь благодарю вас за отличную работу на уроке и каждому дарю это  пожелание. 8