Язык как универсальная знаковая система
Оценка 5

Язык как универсальная знаковая система

Оценка 5
docx
10.05.2022
Язык как универсальная знаковая система
Язык как универсальная знаковая система.docx

Язык как универсальная знаковая система

 

1.     Понятие о языке.

2.     Система языка.

3.     Функции языка.

4.     Невербальное общение и искусственные знаковые системы.

5.     Язык и речь.

6.     Факторы, определяющие современную речевую ситуацию.

 

 

1.     Понятие о языке

Роль языка в жизни каждого общества огромна, поскольку возникновение и существование человека и его языка неразрывно связаны.

Язык – это естественная универсальная система знаков и способов их соединения, существующая в сознании человека и служащая не только важнейшим средством общения людей, но и средством познания мира и усвоения культуры.

 

2.     Система языка

Язык состоит из следующих единиц: звук, морфема, слово, фразеологическая единица, словосочетание, предложение, текст. Языковые единицы образуют уровни, каждый из которых имеет свою языковую единицу, каждому уровню соответствуют разделы науки о языке.

 

Уровни языка

Языковые единицы

Разделы науки о языке

 

Фонетический

 

Звук (фонема)

 

Фонетика и фонология,

 

Орфография, орфоэпия, графика

 

Морфемный

 

Часть слова (морфема)

 

Морфемика, словообразование,

Морфологический

Часть речи

морфология

 

Лексико-семантический

 

Слово

 

Лексикология, лексикография, фразеология

 

Синтаксический

 

Синтаксическая конструкция (словосочетание, предложение)

 

Синтаксис, пунктуация

 

3.     Функции языка

Язык по своей природе полифункционален. Выделяют следующие функции языка:

1) коммуникативную (язык служит средством общения);

2) мыслительную (язык служит средством выражения человеческой мысли, оформленной в понятиях и суждениях);

3) эмотивную (язык служит одним из средств выражения чувств и эмоций);

4) познавательную, или когнитивную (язык служит основной формой отражения окружающей человека действительности, а также средством получения нового знания о ней);

5) аккумулятивную (язык служит средством хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания);

6) эстетическую (язык служит средством создания художественных образов, рождая чувство эстетического переживания);

7) фатическую (язык служит средством установления контакта);

8) функцию воздействия (язык служит средством убеждения адресата, побуждения к каким-либо действиям).

 

4.     Невербальное общение и искусственные знаковые системы

Невербальное общение (от лат. verbus – слово) – несловесное, при котором системой знаков служит сочетание поз, жестов, мимики.

Жестикуляция (от фр. gesticuler) – это значимые телодвижения. Жесты делятся на эмоциональные, изобразительные, указательные, регулирующие, жесты-символы.

Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – это значимые движения мышц лица.

Наука, изучающая невербальные средства общения и связанную с ними невербальную коммуникацию, называется паралингвистикой.

Искусственные знаковые системы были специально созданы людьми для более удобной передачи информации в определенной сфере деятельности. К ним относятся символические языки науки (математики, химии, физики и др.); воинские знаки отличия; знаки дорожного движения и др.

В отличие от искусственных знаковых систем, слова языка могут передавать сообщения любых типов. Такое свойство языка называется универсальностью.

 

5.                 Язык и речь

Язык – это совокупность средств общения людей; язык проявляется, отражается в речи.

Речь – это использование языковых средств в общении людей. Речь – способ функционирования, существования языка. Понятие «речь» связано с понятием «деятельность»: речевая деятельность (ср.: игровая, учебная, трудовая деятельность).

Язык и речь – взаимосвязанные явления, которые не могут существовать друг без друга. При этом они имеют противоположные особенности:

1. язык – это средство общения; речь – это реализация языка;

2. язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней конкретизуется все, что есть в языке;

3. язык стабилен, статичен; речь активна и динамична;

4. язык является достоянием общества, в нем отражаются особенности народа, говорящего на нем; речь индивидуальна, она отражает особенности отдельного человека;

5. язык имеет уровневую организацию, которая отражает иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6. язык независим от ситуации, речь ситуативно обусловлена;

7. язык и речь соотносятся как общее и частное; общий (язык) выражается в частичном (речи), частное же (речь) есть форма реализации общего (языка).

С точки зрения культуры речи нам важен тот факт, что речь является показателем особенностей человека.

 

6.     Факторы, определяющие современную речевую ситуацию

1. Резко расширился состав участников массовой коммуникации: к роли ораторов приобщаются новые слои населения.

2. В средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура.

3. Возрастает личностное начало в речи. Безликая и безадресная речь сменяется речью личной, приобретает конкретного адресата. Возрастает диалогичность речи.

4. Расширяется сфера спонтанного общения людей, дикторы не читают заранее написанные тексты, а говорят.

5. Меняются параметры протекания речи: создается возможность непосредственного обращения говорящего к слушающим и обратной связи.

6. Меняются ситуации и жанры общения, рождается много новых жанров устной публичной речи; сухой диктор радио и телевидения сменяется ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

7. Возрастает психологическое непринятие бюрократического языка прошлого.

8. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым.

9. Наблюдается возрождение наименований тех явлений, которые были запрещены в эпоху тоталитаризма.

Названные факторы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, свою речь могут широко продемонстрировать широкие народные массы, появилась свобода, демократия, большие речевые возможности, но, с другой стороны, языковая среда загрязняется, языковой вкус снижается.

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий по теме

 

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе.

 

Морфемика – это учение о значимых частях слова (приставках, корнях, суффиксах, аффиксах и т.д.)

 

Морфология – это (от греч. morphe – форма + logos – учение) грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.

 

Синтаксис – это (греч. syntaxis составление) раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.

 

Лексика – это (от греч. lexikos словесный, словарный).

1. Словарный состав языка.

2. Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Разговорно-бытовая лексика. Лексика книжно-письменной речи. Общественно-публицистическая лексика. Научная лексика. Производственно-техническая лексика. Официально-деловая лексика. Военная лексика. Общеупотребительная лексика. Диалектная лексика. Профессиональная лексика. Терминологическая лексика. Арготическая лексика (жаргонная лексика). Экзотическая лексика. Активная лексика. Пассивная лексика. Устаревшая лексика.

3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. Исконно русская лексика. Восточнославянская лексика. Заимствованная лексика. Интернациональнаял лексика.

4. Один из стилистических пластов в словарном составе языка. Нейтральная лексика. Эмоциональная лексика. Экспрессивная лексика. Возвышенная лексика. Поэтическая лексика. Просторечная лексика. Вульгарная лексика. Фамильярная лексика.

5. Совокупность слов, характерных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя. Романтическая лексика. Лексика «Евгения Онегина», лексика Тургенева.


 

 

Вопросы для самоконтроля по теме 1

1.       Что такое словесный язык и чем он отличается от невербальных средств общения?

2.       При помощи каких функций языка удовлетворяются социальные потребности человека?

3.     Какие уровни выделяются в системе языка?

4.     Разграничьте понятия языка и речи.

5.     Какие особенности человека отражает речь?

6.     Охарактеризуйте современную речевую ситуацию.

 


 

Язык как универсальная знаковая система 1

Язык как универсальная знаковая система 1

Невербальное общение и искусственные знаковые системы

Невербальное общение и искусственные знаковые системы

С точки зрения культуры речи нам важен тот факт, что речь является показателем особенностей человека

С точки зрения культуры речи нам важен тот факт, что речь является показателем особенностей человека

Глоссарий по теме Фонетика – это раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны…

Глоссарий по теме Фонетика – это раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны…

Вопросы для самоконтроля по теме 1 1

Вопросы для самоконтроля по теме 1 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022