Язык как универсальная знаковая система
1. Понятие о языке.
2. Система языка.
3. Функции языка.
4. Невербальное общение и искусственные знаковые системы.
5. Язык и речь.
6. Факторы, определяющие современную речевую ситуацию.
1. Понятие о языке
Роль языка в жизни каждого общества огромна, поскольку возникновение и существование человека и его языка неразрывно связаны.
Язык – это естественная универсальная система знаков и способов их соединения, существующая в сознании человека и служащая не только важнейшим средством общения людей, но и средством познания мира и усвоения культуры.
2. Система языка
Язык состоит из следующих единиц: звук, морфема, слово, фразеологическая единица, словосочетание, предложение, текст. Языковые единицы образуют уровни, каждый из которых имеет свою языковую единицу, каждому уровню соответствуют разделы науки о языке.
Уровни языка |
Языковые единицы |
Разделы науки о языке |
Фонетический |
Звук (фонема) |
Фонетика и фонология,
Орфография, орфоэпия, графика |
Морфемный |
Часть слова (морфема) |
Морфемика, словообразование, |
Морфологический |
Часть речи |
морфология |
Лексико-семантический |
Слово |
Лексикология, лексикография, фразеология |
Синтаксический |
Синтаксическая конструкция (словосочетание, предложение) |
Синтаксис, пунктуация |
3. Функции языка
Язык по своей природе полифункционален. Выделяют следующие функции языка:
1) коммуникативную (язык служит средством общения);
2) мыслительную (язык служит средством выражения человеческой мысли, оформленной в понятиях и суждениях);
3) эмотивную (язык служит одним из средств выражения чувств и эмоций);
4) познавательную, или когнитивную (язык служит основной формой отражения окружающей человека действительности, а также средством получения нового знания о ней);
5) аккумулятивную (язык служит средством хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания);
6) эстетическую (язык служит средством создания художественных образов, рождая чувство эстетического переживания);
7) фатическую (язык служит средством установления контакта);
8) функцию воздействия (язык служит средством убеждения адресата, побуждения к каким-либо действиям).
4. Невербальное общение и искусственные знаковые системы
Невербальное общение (от лат. verbus – слово) – несловесное, при котором системой знаков служит сочетание поз, жестов, мимики.
Жестикуляция (от фр. gesticuler) – это значимые телодвижения. Жесты делятся на эмоциональные, изобразительные, указательные, регулирующие, жесты-символы.
Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – это значимые движения мышц лица.
Наука, изучающая невербальные средства общения и связанную с ними невербальную коммуникацию, называется паралингвистикой.
Искусственные знаковые системы были специально созданы людьми для более удобной передачи информации в определенной сфере деятельности. К ним относятся символические языки науки (математики, химии, физики и др.); воинские знаки отличия; знаки дорожного движения и др.
В отличие от искусственных знаковых систем, слова языка могут передавать сообщения любых типов. Такое свойство языка называется универсальностью.
5. Язык и речь
Язык – это совокупность средств общения людей; язык проявляется, отражается в речи.
Речь – это использование языковых средств в общении людей. Речь – способ функционирования, существования языка. Понятие «речь» связано с понятием «деятельность»: речевая деятельность (ср.: игровая, учебная, трудовая деятельность).
Язык и речь – взаимосвязанные явления, которые не могут существовать друг без друга. При этом они имеют противоположные особенности:
1. язык – это средство общения; речь – это реализация языка;
2. язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней конкретизуется все, что есть в языке;
3. язык стабилен, статичен; речь активна и динамична;
4. язык является достоянием общества, в нем отражаются особенности народа, говорящего на нем; речь индивидуальна, она отражает особенности отдельного человека;
5. язык имеет уровневую организацию, которая отражает иерархические отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;
6. язык независим от ситуации, речь ситуативно обусловлена;
7. язык и речь соотносятся как общее и частное; общий (язык) выражается в частичном (речи), частное же (речь) есть форма реализации общего (языка).
С точки зрения культуры речи нам важен тот факт, что речь является показателем особенностей человека.
6. Факторы, определяющие современную речевую ситуацию
1. Резко расширился состав участников массовой коммуникации: к роли ораторов приобщаются новые слои населения.
2. В средствах массовой информации резко ослабляются цензура и автоцензура.
3. Возрастает личностное начало в речи. Безликая и безадресная речь сменяется речью личной, приобретает конкретного адресата. Возрастает диалогичность речи.
4. Расширяется сфера спонтанного общения людей, дикторы не читают заранее написанные тексты, а говорят.
5. Меняются параметры протекания речи: создается возможность непосредственного обращения говорящего к слушающим и обратной связи.
6. Меняются ситуации и жанры общения, рождается много новых жанров устной публичной речи; сухой диктор радио и телевидения сменяется ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.
7. Возрастает психологическое непринятие бюрократического языка прошлого.
8. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым.
9. Наблюдается возрождение наименований тех явлений, которые были запрещены в эпоху тоталитаризма.
Названные факторы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, свою речь могут широко продемонстрировать широкие народные массы, появилась свобода, демократия, большие речевые возможности, но, с другой стороны, языковая среда загрязняется, языковой вкус снижается.
Глоссарий по теме
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий на материале различных языков теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе.
Морфемика – это учение о значимых частях слова (приставках, корнях, суффиксах, аффиксах и т.д.)
Морфология – это (от греч. morphe – форма + logos – учение) грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику.
Синтаксис – это (греч. syntaxis – составление) – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения.
Лексика – это (от греч. lexikos – словесный, словарный).
1. Словарный состав языка.
2. Совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика устной речи. Разговорно-бытовая лексика. Лексика книжно-письменной речи. Общественно-публицистическая лексика. Научная лексика. Производственно-техническая лексика. Официально-деловая лексика. Военная лексика. Общеупотребительная лексика. Диалектная лексика. Профессиональная лексика. Терминологическая лексика. Арготическая лексика (жаргонная лексика). Экзотическая лексика. Активная лексика. Пассивная лексика. Устаревшая лексика.
3. Совокупность слов, связанных с их происхождением. Исконно русская лексика. Восточнославянская лексика. Заимствованная лексика. Интернациональнаял лексика.
4. Один из стилистических пластов в словарном составе языка. Нейтральная лексика. Эмоциональная лексика. Экспрессивная лексика. Возвышенная лексика. Поэтическая лексика. Просторечная лексика. Вульгарная лексика. Фамильярная лексика.
5. Совокупность слов, характерных для какого-либо литературного направления, словарный состав отдельного художественного произведения, словарь языка того или иного писателя. Романтическая лексика. Лексика «Евгения Онегина», лексика Тургенева.
Вопросы для самоконтроля по теме 1
1. Что такое словесный язык и чем он отличается от невербальных средств общения?
2. При помощи каких функций языка удовлетворяются социальные потребности человека?
3. Какие уровни выделяются в системе языка?
4. Разграничьте понятия языка и речи.
5. Какие особенности человека отражает речь?
6. Охарактеризуйте современную речевую ситуацию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.