45-летие первой в мире стыковки космических кораблей разных стран советского корабля "Союз-19" и американского "Apollo 18"
«У нас одна профессия, мы делаем великое дело для всего человечества.»
Министерство образования и науки Самарской области
Юго-Восточное территориальное управление
ГБОУ СОШ с. Богдановка
Морозова
Ирина Викторовна
учитель физики
ГБОУ СОШ с.Богдановка
Задолго до начала космической эры в научно-фантастической повести «Вне Земли» (1896 г.) К.Э. Циолковский описал ситуацию, в которой группа ученых разных национальностей (француз, англичанин, немец, американец, итальянец, русский) совместными усилиями построили космический корабль и отправились в путешествие сначала вокруг Земли, затем на Луну, и наконец, к Марсу. Во время перелетов они обсуждают вопросы жизни и работы в космосе.
Сегодня нас поражает удивительная прозорливость ученого, ведь спустя 80 лет представители разных стран встретились в космосе во имя мира и прогресса на Земле.
С момента осуществления совместного советско-американского полета по программе ЭПАС (Экспериментальный Полет «Аполлон»–«Союз») прошло 40 лет. Он вошел в историю пилотируемой космонавтики как важнейший шаг на пути освоения космического пространства совместными усилиями обеих стран. 15 июля 1975 года впервые космическим кораблям двух сверхдержав удалось произвести стыковку и выполнить ряд заранее запланированных экспериментов.
Инициатором проведения совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите выступило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, NASA). Эту идею высказал директор NASA Томас Пейн в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук (АН) СССР Мстиславом Келдышем.
ТАСС-ДОСЬЕ
Первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций состоялась в октябре 1970 года в Академии наук СССР в Москве. Американскую делегацию возглавлял директор Центра пилотируемых полетов имени Джонсона - доктор Р. Гилрут, советскую - председатель Совета по международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства «Интеркосмос» при Академии наук СССР - академик Б.Н. Петров
24 мая 1972 г. в Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки «О сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Соглашение предусматривало провести в течение 1975 г. стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.
Работы по проекту «Союз–Аполлон» с советской стороны было поручено возглавлять К.Д. Бушуеву, с американской стороны – доктору Гленну Лани.
Руководители полета - Алексей Елисеев (от СССР) и Питер Франк (от США)
Странами были созданы специальные модификации кораблей. "Союз" из трехместного корабля был переоборудован в двухместный и оснащен стыковочным узлом АПАС, разработанным конструктором Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ныне - Ракетно- космическая корпорация "Энергия" им С.П. Королева) Владимиром Сыромятниковым. Новая модификация корабля (7К-ТМ или "Союз-М") прошла летно-конструкторские испытания в двух беспилотных полетах в апреле и августе 1974 года и одном пилотируемом в декабре 1974 года (корабль получил название "Союз-16"; экипаж - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников). Apollo был дополнен стыковочно-шлюзовым переходным отсеком со стыковочным узлом советского производства. Стыковочный модуль (длина - более 3 метров, максимальный диаметр - 1,4 метра, масса - 2 тонны) был необходим для совмещения систем жизнеобеспечения кораблей, имеющих разные атмосферы. В Apollo астронавты дышали чистым кислородом под пониженным давлением (примерно 0,35 атмосферного), на "Союзе" поддерживалась атмосфера, по составу и давлению схожая с земной. Кроме того, пришлось заменить костюмы советских космонавтов, которые в атмосфере американского корабля становились пожароопасными. Их пошили из специальной ткани "Лола", для которой в СССР кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер.
К январю 1973 года были сформированы и официально объявлены американские экипажи по программе ЭПАС:
основной - Томас Стаффорд, Вэнс Бранд, Доналд Слейтон;
дублирующий - Алан Бин, Роналд Эванс, Джек Лаусма;
экипаж поддержки - Кэрол Бобко, Роберт Криппен, Роберт Овермайер, Ричард Трули.
Состав советских экипажей был сформирован и объявлен Академией наук СССР 25 мая 1973 года:
Алексей Архипович Леонов и Валерий Николаевич Кубасов;
Анатолий Васильевич Филипченко
и Николай Николаевич Рукавишников;
Владимир Александрович Джанибеков
и Борис Дмитриевич Андреев;
Юрий Викторович Романенко
и Александр Сергеевич Иванченков.
Подготовка к полету началась в мае 1973 года, первый экипаж в лице А.А. Леонова и В.Н. Кубасова готовился к выполнению основного полета и стыковки с «Аполлоном».
Первая совместная тренировка американского и советского космических экипажей состоялась летом 1973 года в центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне (штат Техас), а осенью этого же года советские космонавты принимали своих американских коллег в СССР.
Около четырех лет заняла подготовка первого в истории совместного советско-американского экспериментального полeта «Союз-Аполлон».
Учитывались все стороны организации и проведения совместных работ, в том числе был четко обозначен круг вопросов, которые предстояло совместно решать.
Была разработана общая система документации, и для нее принята удобная цифровая индексация, что значительно упростило общение специалистов, говорящих на разных языках.
Все надписи на кораблях были выполнены на русском и на английском языках.
В конце мая 1974 года принято решение запустить корабль «Союз-16» с экипажем в составе командира А.В. Филипченко и бортинженера Н.Н.
Рукавишникова.
Экспедиция была рассчитана на 6 суток.
Для отработки нового андрогинного периферийного агрегата стыковки (АПАС) на него было установлено стыковочное кольцо, имитирующее стыковочный узел «Аполлона».
Этот полёт также предоставил возможность проверки взаимодействий наземных служб СССР и США.
15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон» начался завершающий этап проекта.
В 15 часов 20 минут московского времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Архиповичем Леоновым и Валерием Николаевичем Кубасовым на борту.
Спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.
После проверки герметичности стыка Т. Стаффорд и Д. Слейтон перешли в стыковочный модуль, и через три часа открыли люк DM, а космонавты – люк «Союза».
Состоялось историческое рукопожатие в космосе, которое транслировалось на весь мир в прямом эфире через американский спутник ATS-6.
историческое рукопожатие в космосе
Надпись на доске гласит: «Союз–Аполлон».
Половины плакеты были выведены на орбиту на борту «Союза» и «Аполлона» и собраны в одно целое экипажами СССР и США, олицетворяя, таким образом, сотрудничество людей разных стран в космосе и на Земле.
Памятная плакета, собранная на борту «Союза-19».
В ходе совместных работ космонавты и астронавты выполнили эксперименты «Рост микроорганизмов», «Озонообразующие грибки», «Микробный обмен», завершили эксперимент «Универсальная печь», а также провели кино- и фотосъемки.
19 июля 1975 года в 12 часов 03 минуты 15 секунд состоялась расстыковка кораблей. При их расхождении до 200 м выполнялся эксперимент «Искусственное солнечное затмение».
Эксперимент заключался в том, что космический корабль «Союз» производил фотографирование солнечной короны, в то время как «Аполлон», находясь на линии визирования на Солнце, обеспечивал для «Союза» «солнечное затмение».
Фотометрическая обработка снимков, полученных при этом эксперименте, позволяла исследовать те области короны Солнца, которые являются практически недостижимыми для изучения другими методами.
В 15 часов 26 минут была проведена окончательная расстыковка кораблей. Затем в течение 3,5 часов корабли совершали совместный полет, сопровождающийся экспериментом «Ультрафиолетовое поглощение».
Эксперимент заключался в том, что из источника, установленного на космическом корабле «Аполлон», посылался сигнал на частотах атомарного кислорода и азота на один из трех уголковых отражателей, установленных на корабле «Союз», и после отражения возвращался на спектрометр «Аполлона». При этом проводились соответствующие измерения.
В ходе эксперимента изменялась концентрация атомарного кислорода и атомарного азота в атмосфере методом абсорбционной спектроскопии в ультрафиолетовой части спектра.
20 июля 1975 года на космическом корабле «Союз-19» были завершены астрогеофизические и биологические эксперименты. 21 июля 1975 года А.А. Леонов и В.Н. Кубасов благополучно вернулись на Землю.
Экипаж космического корабля «Аполлон» оставался на орбите еще трое суток. Астронавты проводили наблюдения и съемку Земли, выявили загрязнение вод в прибрежных районах Мирового океана, выполняли астрономические, медицинские и биологические эксперименты. 25 июля 1975 года командный модуль корабля «Аполлон» приводнился в Тихом океане.
Три книги К.Э. Циолковского (репринтные издания его прижизненных работ 1914 и 1929 годов): «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Космические ракетные поезда» и «Цели звездоплавания» были отправлены в космос во время реализации программы «Союз– Аполлон» в 1975 году.
Затем эти брошюры с автографами, выполненными на борту корабля Т. Стаффорда, В.Н. Кубасова и А.А. Леонова, были возвращены на землю и переданы на вечное хранение в Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Использовали :
http://tass.ru/info/2119056
https://ria.ru/20150715/1126405470.html
фотоматериалы из фондов Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского и Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.