«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Руководитель
______/Д.К.Мансурова/ руководителя по ВР МБОУ «СОШ №1»
Протокол №____ от МБОУ «СОШ №1» ______/Р.А.Фардеева/.
«___»_______2014__г. ______/А.М.Искандарова/. Приказ №______от
«___»________2014__г. «___»______2014__г.
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Альметьевска
Галлямовой Забиры Зуфаровны, 1 квалификационной категории
кружка «Юный географ»_9 класс
Альметьевск, 2014- 2015учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В целях формирования глубоких знаний в изучении школьного курса географии был создан кружок «Юный географ». Он учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, объясняются загадочные явления природы, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Также рассматриваются экологические проблемы. Изучаются сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Кинопутешествия, презентации, экскурсии, конкурсы позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность данной программы заключается в том, что у учащихся возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка. В кружке ребята получают не только ответы на свои вопросы, но и сами познают окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание уделяется вопросам изучения природы родного края и бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «
Юный географ» заключается не только в том, что это позволит полезно занять
свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию
окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации
программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими
проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится
строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся 8-9 класса.
Цели и задачи реализации
программы:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;
- создание условий для развития творческого потенциала и самореализации личности;
- формирование у юных географов основ научного мировоззрения, современного экологического мышления;
- совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышения уровня географических знаний;
- выявление познавательной активности, творческих способностей, исследовательских умений и навыков в процессе кружковой деятельности;
- более глубокое изучение отдельных вопросов физической и экономической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;
- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Темы индивидуальных и групповых проектных работ:
Структура и формы организации работы кружка «Юный географ».
Кружок «Юный географ» работает с сентября 2014 г. Кружок посещают учащиеся 9 класса МБОУ « СОШ №1».. Кружок работает по средам. Занятии кружка в основном проходят в кабинете географии. На кружке учащиеся знакомятся с новым материалом, интересными фактами, разрабатывают тесты, делают презентации. В работе кружка широко используются электронные диски. Также при проведении кружка используются такие формы занятий как: беседы за круглым столом, защита проекта, видео путешествия, практическое занятие, лекция, экскурсия.
Объем часов: 36 часов, теоретическая часть – 14 часов, практическая часть- 22 часа.
Содержание программы:
Тема 1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Юный географ». Инструктаж по технике безопасности.
.
Тема 2. Значение географических знаний. 5 часов. Выявить о чем могут сообщить географические названия. Найти родственников на карте. Определить города тезок и их описать по карте , написать презентацию.
Тема 3. Экология в России. 15 часов. Ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; повысить свой кругозор; применять компьютерные технологии в обучении; знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем, особо охраняемые природные территории республики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников. Экскурсия. Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой, повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Стихийные природные явления, способы поведения во время стихийных природных явлений и чрезвычайных ситуаций.
Тема 4. Имена из легенд. Загадочные явления природы. 8 часов. Презентации про выдающихся личностей – географов и имен, пришедших из легенд, описать загадочные географические объекты. Работа с различными источниками информации, посещение краеведческого музея, создание презентации. Просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Тема 5. Природа своего края.7 часов. Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.
При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как « географическое положение», «природные условия», «климат», « хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны , лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка
Планируемые
результаты кружковой работы «Юный географ»:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
-
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- формирование коммуникативных навыков.
Учебно-тематическое планирование кружка «Юный географ»:
№ |
Темы |
Всего часов |
Теоритические занятия |
Практические занятия |
1 |
Введение. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
|
2 |
Значение географических названий |
5 |
2 |
3 |
3 |
Экология в России |
15 |
6 |
9 |
4 |
Имена из легенд. Загадочные явления природы. |
8 |
2 |
6 |
5 |
Природа своего края |
7 |
3 |
4 |
всего |
|
36 |
14 |
22 |
Литература для
учителя:
1..Алексеева А.И. «Методическое пособие по экономической географии. 9 класс»,
М., «Просвещение», 2006г. 2.В.И.Сиротин «Программно-методические материалы»
География 6-9 классы. 3. Г.П.Пивоварова «По страницам занимательной географии».
4. Г.И.Немков «Историческая геология с элементами палеонталогии» Москва
«Просвещение». 5. «Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф.
Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия», 1988г. 6.«Энциклопедический словарь юного
географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.
7.В.И.Сивоглазов, Т.С.Сухова « Экология России». 8.Ю.П.Пармузин «Живая
география».
для учащихся:
Тематика кружковой работы в 9классе.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.