муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа краеведческого направления детское объединение «Юный краевед»
Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна
на 2022-2023 учебный год
Аннотация
Данный материал посвящен проблемам воспитания туристско-краеведческого направления. Данная дополнительная общеобразовательная программа адресована педагогам дополнительного образоваения. Автор-составитель раскрывает секреты педагогического мастерства, делится собственным профессиональным опытом, накопленным в процессе работы.
Источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций разработан на основе работы педагога дополнительного образования и детского объединения «Юный краевед» МБОУ СОШ №3. Данная дополнительная общеобразовательная программа может быть использована в таких областях гуманитарного знания как: обществознание, краеведение, история, литературоведение.
Пояснительная записка
“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прпекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образыродного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в провессе познавательной активности обучающиеся получают жизненно неорбходимые знания.
В данной работе поднимаются вопросы краеведческоц деятельности обучающихся в системе дополнительного образования в области исследовательскоц работы, музейного краеведения и туристской деятельности.Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы детского объединения «Юный краевед». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации детей, формированию у них готовности жить и трудиться в своём родном селе, посёлке, районе,городе, области.
На мой взгляд, данная тема очень актуальна. Особенно сейчас, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.
Представленная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии, работа в музее и архивах.
Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа” нацелены на воспитание любви, уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку, как к малой родине.
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи, как части народа.
Школьники получают наиболее полное представление о Ростовской области, её городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Каменского района, беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.Данная программа реализуется в МБОУ СОШ №3 и базируется на принципах проектной деятельности.
· Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;
· развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;
· Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;
· Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе;
· Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;
· Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Ожидаемые результаты: показать систему краеведческой работы , взаимосвязь её разных направлений, поделиться опытом работы.
Новизна предлагаемой работы заключается в том, что в ней отражается важность краеведческой работы в системе дополнительного образования, а именно: охарактеризованы основные направления краеведческой деятельности, проанализирована исследовательская работа по изучению истории родного края.
· Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
· Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций
· Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
· Принцип интеграции и дифференциации обучения
· Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
· Практические
· рассказ педагога и рассказы детей
· беседы
· Дискуссии
· Встречи с интересными людьми
· Мини сочинения
· Походы, экскурсии
· Конкурсы, викторины
· Составление презентаций Power Point
· Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
· Составлять доклады, рефераты
· Оформлять дневник похода
· Применять полученные знания на практике
· Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
· Практиковаться в умении проводить экскурсии
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Юный краевед» разработана на 34 часа: 1 час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3 на 2021-2022 учебный год .
1. Вводная беседа:
· Задачи, содержание программы на новый учебный год.
2.1 География Ростовской области
· Географическое положение, границы, территория
· Полезные ископаемые
· Реки, озёра
· Каналы, водохранилища.
· Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области
· Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
· Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.
· Большие и малые города области
· Ростов – на - Дону – областной центр
· Таганрог – город великого прошлого и большого будущего
· Азов – город казачьей доблести
· Малые города
· Районные центры
· Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
· Оформление альбомов о городах Ростовской области
· Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и п. Орловском
3.1. Краткое описание Земли Донской
Виртуальные экскурсии в Танаис, Саркел.
· Славная битва на Куликовом поле
· Покорение Сибири Ермаком
· Михаил Романов и казаки
· Азовское сидение
Виртуальные экскурсии в Азов, Новочеркасск.
Выпуск презентаций в Power Point об истории Донского казачества.
· Матвей Иванович Платов
· Бородинское сражение
· Ратная служба
· Крымская война
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г Ростова – на -Дону, конкурс “Что? Где? Когда?”
· Православие в жизни казаков
· Одежда, быт, нравы казаков
· Дон литературный
· Наши земляки - художники
· Старинный и современный фольклор
Виртуальная экскурсия по чеховским местам г. Таганрога, сбор фольклорного материала в прилегающих хуторах. Выпуск презентаций о культурных традициях казачества.
· Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
· Охрана рек, родников, водоёмов
· Охрана птиц и животных
· Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся
· Красная книга
Поход выходного дня Экологический субботник
Учебно-познавательная игра – “Учись, играя”
· Результаты поисковых работ обработать и пополнить музей МБОУ СОШ №3;
· Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества;
· Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения;
Изучение материала о необычных объектах, явлениях природы
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.
География Каменского района, природные достопримечательности. Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.
Литература для учителя и учащихся
1. Донская история в вопросах и ответах/ под ред Е.И.Дулимова.- Изд-во ДЮИ: Ростов н/Д, 1997.
2. Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.
3. СамаринаН.В., Витюк О.Г. История Донского края XVII-XIX век .- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2006.
4. Кислицын С.А. История Донского края XX век. - Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.
5. Александровская Л.П.Истории строки : ист. очерки Орловского района. Ростов н/Д:Ростиздат, 2004.
6. Оленченко Н.В. Школа №3 и ее обитатели.
1. Методические рекомендации по созданию региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов от 25.06.2020.
2.Ивлиева, О.В. Тесты по комплексному краеведению Ростовской области (с аннотациями)/ Г.П. Долженко, О.В. Трунникова, Южный федеральный университет, О.В. Ивлиева .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2013.
3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие – Воронеж, 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.