"Юный краевед""

  • docx
  • 15.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конкурс гнеушева.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

 

 

 

                                   

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа краеведческого направления детское объединение «Юный краевед»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна

 

на 2022-2023 учебный год

 


Аннотация

Данный материал посвящен проблемам воспитания туристско-краеведческого направления. Данная дополнительная общеобразовательная программа  адресована педагогам дополнительного образоваения. Автор-составитель раскрывает секреты педагогического мастерства, делится собственным профессиональным опытом, накопленным в процессе работы.

Источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций разработан на основе работы педагога дополнительного образования и детского объединения «Юный краевед» МБОУ СОШ №3. Данная дополнительная общеобразовательная  программа может быть использована в таких областях гуманитарного знания как: обществознание, краеведение, история, литературоведение.

Пояснительная записка

“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прпекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образыродного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в провессе познавательной активности обучающиеся получают жизненно неорбходимые знания.

В данной работе поднимаются вопросы краеведческоц деятельности обучающихся в системе дополнительного образования в области исследовательскоц работы, музейного краеведения и туристской деятельности.Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению  обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы  детского объединения «Юный краевед». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации детей, формированию у них готовности жить и трудиться в своём родном селе, посёлке, районе,городе, области.

На мой взгляд, данная тема очень актуальна. Особенно сейчас, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно  содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии, работа в музее и архивах.

Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа” нацелены на воспитание любви, уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку, как к малой родине.

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою      фамилию, историю своей семьи, как части народа.

Школьники  получают наиболее полное представление о Ростовской области, её городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Каменского района, беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.Данная программа реализуется в МБОУ СОШ №3 и  базируется на принципах проектной деятельности.

 

Цели и задачи:

·         Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;

·         развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;

·         Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;

·         Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе;

·         Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;

·         Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Ожидаемые результаты: показать систему краеведческой работы , взаимосвязь её разных направлений, поделиться опытом работы.

Новизна предлагаемой работы заключается в том, что в ней отражается  важность краеведческой работы в системе дополнительного образования, а именно: охарактеризованы основные направления краеведческой деятельности, проанализирована исследовательская работа по изучению истории родного края.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Принципы построения программы:

·         Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

·         Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций

·         Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

·         Принцип интеграции и дифференциации обучения

·         Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

·         Практические

·         рассказ педагога и рассказы детей

·         беседы

·         Дискуссии

·         Встречи с интересными людьми

·         Мини сочинения

·         Походы, экскурсии

·         Конкурсы, викторины

·         Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

·         Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

·         Составлять доклады, рефераты

·         Оформлять дневник похода

·         Применять полученные знания на практике

·         Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

·         Практиковаться в умении проводить экскурсии

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Юный краевед» разработана на 34 часа: 1 час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3 на 2021-2022 учебный год .

Содержание программы.

1.  Вводная беседа:

·        Задачи, содержание программы на новый учебный год.

2.  Изучение Ростовской области

2.1  География Ростовской области

·         Географическое положение, границы, территория

·         Полезные ископаемые

·         Реки, озёра

·         Каналы, водохранилища.

Практические задания:

·         Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области

·         Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей

·         Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

2.2  Города и районы области

·         Большие и малые города области

·         Ростов – на - Дону – областной центр

·         Таганрог – город великого прошлого и большого будущего

·         Азов город казачьей доблести

·         Малые города

·         Районные центры

Практические занятия:

·         Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”

·         Оформление альбомов о городах Ростовской области

·         Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и п. Орловском

3.  История Донского казачества:

3.1.  Краткое описание Земли Донской

3.2.  Наш край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

Практические занятия:

Виртуальные экскурсии в Танаис, Саркел.

3.3.  Зарождение Донского казачества:

·         Славная битва на Куликовом поле

·         Покорение Сибири Ермаком

·         Михаил Романов и казаки

·         Азовское сидение

Практические занятия:

Виртуальные экскурсии в Азов, Новочеркасск.

Выпуск презентаций в Power Point об истории Донского казачества.

3.4.  Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года.

·         Матвей Иванович Платов

·         Бородинское сражение

·         Ратная служба

·         Крымская война

Практические занятия:

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г Ростова – на -Дону, конкурс “Что? Где? Когда?”

3.5.  Культурные традиции Донского казачества

·         Православие в жизни казаков

·         Одежда, быт, нравы казаков

·         Дон литературный

·         Наши земляки - художники

·         Старинный и современный фольклор

Практические занятия:

Виртуальная экскурсия по чеховским местам г. Таганрога, сбор фольклорного материала в прилегающих хуторах. Выпуск презентаций о культурных традициях казачества.

4.  Экология:

·        Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе

·        Охрана рек, родников, водоёмов

·        Охрана птиц и животных

·        Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся

·        Красная книга

Практические занятия:

Поход выходного дня Экологический субботник

Учебно-познавательная игра “Учись, играя”

5.  Школьный музей.

·        Результаты поисковых работ обработать и пополнить  музей МБОУ СОШ №3;

·        Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества;

·        Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись  поискового движения;

Практические занятия:

Разработка текстов экскурсий – обзорных и тематических; организация поиска по   направлению «Летопись моей школы» ; посещение школьного краеведческого музея Донского казачества и Каменского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

6.  Загадки Тихого Дона.

Изучение материала о необычных объектах, явлениях природы

Практические занятия:

Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.

7.  Каменский район.

География Каменского  района, природные достопримечательности. Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.

Практические занятия: Работа в школьном краеведческом музее Донского казачества, а так же посещение Каменского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

8.  Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих  мероприятиях.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя и учащихся

1.  Донская история в вопросах и ответах/ под ред Е.И.Дулимова.- Изд-во ДЮИ: Ростов н/Д, 1997.

2.  Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.

3.  СамаринаН.В., Витюк О.Г. История Донского края XVII-XIX век .- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2006.

4.  Кислицын С.А. История Донского края XX век. - Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.

5.  Александровская Л.П.Истории строки : ист. очерки Орловского района. Ростов н/Д:Ростиздат, 2004.

6.  Оленченко Н.В. Школа №3 и ее обитатели.

Учебно-методическое обеспечение

1.  Методические рекомендации по созданию региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов от 25.06.2020.

2.Ивлиева, О.В. Тесты по комплексному краеведению Ростовской области аннотациями)/ Г.П. Долженко, О.В. Трунникова, Южный федеральный университет, О.В. Ивлиева .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2013.

3.   Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие Воронеж, 2006.



 

Скачано с www.znanio.ru