"Юный краевед""
Оценка 4.6

"Юный краевед""

Оценка 4.6
docx
15.01.2023
"Юный краевед""
конкурс гнеушева.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 города Каменск-Шахтинский

 

 

 

                                   

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа краеведческого направления детское объединение «Юный краевед»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Гнеушева Елена Юрьевна

 

на 2022-2023 учебный год

 


Аннотация

Данный материал посвящен проблемам воспитания туристско-краеведческого направления. Данная дополнительная общеобразовательная программа  адресована педагогам дополнительного образоваения. Автор-составитель раскрывает секреты педагогического мастерства, делится собственным профессиональным опытом, накопленным в процессе работы.

Источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций разработан на основе работы педагога дополнительного образования и детского объединения «Юный краевед» МБОУ СОШ №3. Данная дополнительная общеобразовательная  программа может быть использована в таких областях гуманитарного знания как: обществознание, краеведение, история, литературоведение.

Пояснительная записка

“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прпекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образыродного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении: в провессе познавательной активности обучающиеся получают жизненно неорбходимые знания.

В данной работе поднимаются вопросы краеведческоц деятельности обучающихся в системе дополнительного образования в области исследовательскоц работы, музейного краеведения и туристской деятельности.Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению  обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы  детского объединения «Юный краевед». Краеведение способствует решению задач социальной адаптации детей, формированию у них готовности жить и трудиться в своём родном селе, посёлке, районе,городе, области.

На мой взгляд, данная тема очень актуальна. Особенно сейчас, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий, способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно  содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Представленная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии, работа в музее и архивах.

Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа” нацелены на воспитание любви, уважения к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку, как к малой родине.

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою      фамилию, историю своей семьи, как части народа.

Школьники  получают наиболее полное представление о Ростовской области, её городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Обучающиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место занимает изучение истории Каменского района, беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы, затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.Данная программа реализуется в МБОУ СОШ №3 и  базируется на принципах проектной деятельности.

 

Цели и задачи:

·         Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;

·         развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;

·         Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;

·         Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе;

·         Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;

·         Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Ожидаемые результаты: показать систему краеведческой работы , взаимосвязь её разных направлений, поделиться опытом работы.

Новизна предлагаемой работы заключается в том, что в ней отражается  важность краеведческой работы в системе дополнительного образования, а именно: охарактеризованы основные направления краеведческой деятельности, проанализирована исследовательская работа по изучению истории родного края.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы. Принципы построения программы:

·         Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

·         Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций

·         Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

·         Принцип интеграции и дифференциации обучения

·         Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

·         Практические

·         рассказ педагога и рассказы детей

·         беседы

·         Дискуссии

·         Встречи с интересными людьми

·         Мини сочинения

·         Походы, экскурсии

·         Конкурсы, викторины

·         Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

·         Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания

·         Составлять доклады, рефераты

·         Оформлять дневник похода

·         Применять полученные знания на практике

·         Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний

·         Практиковаться в умении проводить экскурсии

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Юный краевед» разработана на 34 часа: 1 час в неделю. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3 на 2021-2022 учебный год .

Содержание программы.

1.  Вводная беседа:

·        Задачи, содержание программы на новый учебный год.

2.  Изучение Ростовской области

2.1  География Ростовской области

·         Географическое положение, границы, территория

·         Полезные ископаемые

·         Реки, озёра

·         Каналы, водохранилища.

Практические задания:

·         Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области

·         Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей

·         Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

2.2  Города и районы области

·         Большие и малые города области

·         Ростов – на - Дону – областной центр

·         Таганрог – город великого прошлого и большого будущего

·         Азов город казачьей доблести

·         Малые города

·         Районные центры

Практические занятия:

·         Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”

·         Оформление альбомов о городах Ростовской области

·         Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и п. Орловском

3.  История Донского казачества:

3.1.  Краткое описание Земли Донской

3.2.  Наш край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

Практические занятия:

Виртуальные экскурсии в Танаис, Саркел.

3.3.  Зарождение Донского казачества:

·         Славная битва на Куликовом поле

·         Покорение Сибири Ермаком

·         Михаил Романов и казаки

·         Азовское сидение

Практические занятия:

Виртуальные экскурсии в Азов, Новочеркасск.

Выпуск презентаций в Power Point об истории Донского казачества.

3.4.  Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года.

·         Матвей Иванович Платов

·         Бородинское сражение

·         Ратная служба

·         Крымская война

Практические занятия:

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей г Ростова – на -Дону, конкурс “Что? Где? Когда?”

3.5.  Культурные традиции Донского казачества

·         Православие в жизни казаков

·         Одежда, быт, нравы казаков

·         Дон литературный

·         Наши земляки - художники

·         Старинный и современный фольклор

Практические занятия:

Виртуальная экскурсия по чеховским местам г. Таганрога, сбор фольклорного материала в прилегающих хуторах. Выпуск презентаций о культурных традициях казачества.

4.  Экология:

·        Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе

·        Охрана рек, родников, водоёмов

·        Охрана птиц и животных

·        Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся

·        Красная книга

Практические занятия:

Поход выходного дня Экологический субботник

Учебно-познавательная игра “Учись, играя”

5.  Школьный музей.

·        Результаты поисковых работ обработать и пополнить  музей МБОУ СОШ №3;

·        Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества;

·        Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись  поискового движения;

Практические занятия:

Разработка текстов экскурсий – обзорных и тематических; организация поиска по   направлению «Летопись моей школы» ; посещение школьного краеведческого музея Донского казачества и Каменского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

6.  Загадки Тихого Дона.

Изучение материала о необычных объектах, явлениях природы

Практические занятия:

Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.

7.  Каменский район.

География Каменского  района, природные достопримечательности. Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.

Практические занятия: Работа в школьном краеведческом музее Донского казачества, а так же посещение Каменского музея декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

8.  Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих  мероприятиях.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя и учащихся

1.  Донская история в вопросах и ответах/ под ред Е.И.Дулимова.- Изд-во ДЮИ: Ростов н/Д, 1997.

2.  Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца XVI века. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.

3.  СамаринаН.В., Витюк О.Г. История Донского края XVII-XIX век .- Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2006.

4.  Кислицын С.А. История Донского края XX век. - Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2004.

5.  Александровская Л.П.Истории строки : ист. очерки Орловского района. Ростов н/Д:Ростиздат, 2004.

6.  Оленченко Н.В. Школа №3 и ее обитатели.

Учебно-методическое обеспечение

1.  Методические рекомендации по созданию региональной сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской местности и малых городов от 25.06.2020.

2.Ивлиева, О.В. Тесты по комплексному краеведению Ростовской области аннотациями)/ Г.П. Долженко, О.В. Трунникова, Южный федеральный университет, О.В. Ивлиева .— Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2013.

3.   Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие Воронеж, 2006.



 

Скачано с www.znanio.ru

Каменск-Шахтинский

Каменск-Шахтинский

Аннотация Данный материал посвящен проблемам воспитания туристско-краеведческого направления

Аннотация Данный материал посвящен проблемам воспитания туристско-краеведческого направления

Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы детского объединения «Юный краевед»

Большое внимание уделяется всестороннему информационному обеспечению обучающихся средствами краеведения на основе опыта работы детского объединения «Юный краевед»

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю

Цели и задачи: ·

Цели и задачи: ·

Принцип интеграции и дифференциации обучения ·

Принцип интеграции и дифференциации обучения ·

Полезные ископаемые ·

Полезные ископаемые ·

Покорение Сибири Ермаком ·

Покорение Сибири Ермаком ·

Охрана рек, родников, водоёмов ·

Охрана рек, родников, водоёмов ·

Каменский район. География

Каменский район. География

Литература для учителя и учащихся 1

Литература для учителя и учащихся 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023