Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс «Юный филолог», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
юный филолог 3 класс.docx
Программа курса по русскому языку «Юный филолог» (в соответствии с ФГОС)
I. Пояснительная записка.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы
невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является
урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на
вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В
этом случае на помощь приходит курс «Юный филолог», являющийся закономерным
продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на
связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость
осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа курса «Юный филолог» позволяет показать обучающимся, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет
большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы
учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть
“волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у обучающихся стремление
расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных
предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная
деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них
чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут
реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников
этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на
всех занятиях. Кроме того, курс «Юный филолог» позволяет работать не только над
фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения данного курса содействуют приобретению и
закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского
языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому
языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях
обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
∙ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
∙ приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
∙ пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над
познанием родного языка;
∙ развитие мотивации к изучению русского языка;
∙ развитие творчества и обогащение словарного запаса; ∙ совершенствование общего языкового развития обучающихся;
∙ углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Развивающие:
∙ развивать смекалку и сообразительность;
∙ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
∙ развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
Воспитывающие:
∙ воспитание культуры обращения с книгой;
∙ формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
III. Организация деятельности обучающихся.
принципах
:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих
∙ занимательность;
∙ научность;
∙ сознательность и активность;
∙ наглядность;
∙ доступность;
∙ связь теории с практикой;
∙ индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому
школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся.
IV. Формы проведения занятий.
∙ лекции;
∙ практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
∙ анализ и просмотр текстов;
∙ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
∙ игровая;
∙ теоретическая;
∙ практическая.
V. Основные методы и технологии.
∙ технология разноуровневого обучения;
∙ развивающее обучение;
∙ технология обучения в сотрудничестве; ∙ ИКТ
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств обучающихся.
3й класс
Личностные результаты:
VI. Планируемые результаты.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других
людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
VII. Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3 го класса
Обучающиеся должны знать:
∙ Правила правописания слов с изученными орфограммами;
∙ Признаки согласных и гласных звуков;
∙ Состав слова;
∙ Грамматические значения слов, называющих предметы, признаки,
действия.
Обучающиеся должны уметь:
∙ Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно;
∙ Разбирать слова по составу;
∙ Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова;
Проверять написание безударных гласных в окончаниях слов, называющих предметы,
признаки, действия;
∙ Писать правильно слова с удвоенными согласными;
∙ Определять род, число, падеж у слов, называющих предметы и признаки;
∙ Определять число, время, лицо, род, тип спряжения у слов, называющих действия;
∙ Писать НЕ со словами – действиями;
∙ Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила;
∙ Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
VIII. Календарно тематическое планирование 3 класс (102 академич. ч.)
Дата
04.10.2016 Фонема.
Тема занятия
Количество
часов
06.10.
Для всех ли фонем есть буквы?
11.10.
«Ошибкоопасные» места.
13.10.
Тайны фонемы.
18.10.
Фонемы повелевают буквами.
20.10.
Опасные согласные.
25.10.
На сцене гласные.
27.10.
08.11.
Этимологические особенности слов с непроверяемыми
написаниями.
Правило о непроизносимых согласных «фонемное»!
10.11.
«Нефонемное» правило.
15.11.
Когда ь пишется, а когда не пишется? Мягкие фонемы.
17.11.
Волшебное средство – «самоинструкция»
22.11.
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
№
12
34
56
78
910
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526 2730
3132
3336
3740
4144
4546
4748
4950
5152
5354
5556
5758
5960
6162
6364
6566
6768
6970
7172
7374
7576
7778
24.11.
29.11.
01.12.
06.12.
08.12.
13.12.
15.12.
20.12.
22.12.
27.12.
Строительная работа морфем.
Где же хранятся слова?
Слова – «родственники».
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило.
«Пересаженные» корни (заимствованные слова).
Поговорим о всех приставках сразу.
К дедам, прадедам и пра, пра, пра. (Знакомство с
прародителями многих слов).
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
Добрые слова.
Новые слова в русском языке.
Занимательное слообразование.
Синонимы в русском языке.
Слова антонимы.
Слова омонимы.
Крылатые слова. Искусство красноречия.
Трудные слова.
Лингвистические игры.
Откуда пришли наши имена?
Окончание и другие части слова.
4
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 7980
8184
8588
8990
9194
9596
9798
99100
101102
Грамматика и жизнь.
Два способа определения падежа.
Проверка орфограмм в падежных окончаниях двумя
способами.
Проверка орфограмм в падежных окончаниях по
правилам, учитывающим тип склонения.
Определение типа спряжения слов двумя способами.
Определение типа спряжения слов с приставками.
Случаи нарушения правил спряжения.
Разноспрягаемые слова.
Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч».
2
4
4
2
4
2
2
2
2
IX. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по
системе Д. Б. Эльконина –В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 2003 г.;
2. Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся начальных
классов. М., Просвещение, 2001;
3. Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф. Современное русское письмо М.: Просвещение,
2004;
4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.;
5. Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. М., Просвещение,2005;
6. Журнал: “Начальная школа»;
7. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 2004;
8. Рождественский Н.С. Методика грамматики и орфографии в
начальных классах. М.: Просвещение, 2001;
9. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2008 г.
X. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
1. Сайт «Завучинфо».
2. Социальная сеть работников образования.
3. «Инфоурок».
4. Сайт «Продлёнка».
"Юный филолог" (3 класс)
"Юный филолог" (3 класс)
"Юный филолог" (3 класс)
"Юный филолог" (3 класс)
"Юный филолог" (3 класс)
"Юный филолог" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.