Южные безлесные зоны
Оценка 4.6

Южные безлесные зоны

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Южные безлесные зоны
40.Южные безлесные зоны.docx

Урок географии в 8 классе

Тема: Южные безлесные зоны

Цели: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.

Ход  урока

1. Оргмомент 
2. Проверка знаний и умений:
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), остальные работают устно и пишем географический диктант. 
Индивидуальная карточка №1.
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

Индивидуальная карточка № 2. 
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги. 
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3. 
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? 
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают субтропические древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии.

Индивидуальная карточка № 4. 
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны? 
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Рост оврагов, водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

1.                                                Устный опрос:

1.Вспомните, что такое природная зона? Какие природные зоны расположены в России?

2. Назвать характерные черты природных зон тундры, тайги, широколиственных лесов
3. Показать на карте территорию России, занятой тайгой, смешанными и широколиственными лесами.

4. Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири?

5.Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?

6.Как лиственница приспособилась к условиям тайги?

7.Какую  тайгу называют  темнохвойной и светлохвойной?

8.Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?

2.                                                Географический диктант 
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки. 
Признаки: 
1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 
2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 
3. Средняя температура января достигает до -40С. 
4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. 
5. Почвы подзолистые. 
6. В природной зоне деревья образуют один ярус. 
7. Мало певчих птиц. 
8. Деревья более холодоустойчивы 
9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк. 
10. Древесина- главное богатство этой зоны.

11. В зоне много болот.

12. Условия почв более благоприятны для земледелия.

13.Эта зона отсутствует в Сибири.

14. Средняя температура января изменяется от -4С до -16С.

15. Хищник зоны – рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

Ответы: (слайд) Взаимопроверка в парах.
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15 
Смешанные и широколиственные лес-2,4 ,12,13,14

Итак, особенности каких природных зон мы повторили?

3. Изучение нового материала 
Учитель: В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны степей и полупустынь. Найдите на карте природных зон, где в России расположена данная зона? В какой природной зоне находится большая часть Краснодарского края?

Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т.к. при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов).

Переходим к климату:  обращаемся к климатической карте: назовите  основные черты климата степи. В каком климатическом поясе и его части расположена степь?

Определите осадки и увлажнение в зоне степи.(Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Испаряемость -500, 750 мм). Характерной чертой климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, т.е. К увл. меньше единицы-0,8-0,9, на севере – до 0,6, на юге – 0,3.Увлажнение недостаточное.


По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень, клен, липа.

Почему деревья растут в понижениях рельефа?
На растительность степей влияет климат, который характеризуется среднегодовой температурой от+3С до +10С.

Выпишите себе в тетрадь растительный и животный мир степей. (слайды)

Закончите заполнение схемы: (учебник стр. 179)

Приспособление растений степной зоны к недостатку влаги:

- опушенность листьев

            - восковой налет на листьях

            - выделение эфирных масел

А какие здесь почвы? Чернозем называют «царем почв». Объясните причины высокого естественного плодородия черноземов. Заполните схему, используя словосочетания: «большое содержание гумуса (до 10%)», «ослабленный промыв почвы», «обильная травянистая растительность», «высокое естественное плодородие почв», «относительно небольшое количество осадков», «значительный по объему растительный опад».

 Чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся)

 Сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, а также арбузы, дыни, тыкву.

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Дайте определения этих явлений.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре.

Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву. 
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы. 
А теперь давайте подведем итоги и назовем основные признаки степей (схема в учебнике (стр.182)

Мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. 

Примерные ответы учащихся, с опорой на схемы в учебнике и слайды.
Полупустыни и пустыни:
1. Географическое положение: полупустыни - север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. Пустыни - юг Прикаспийской низменности. 
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2 в полупустыне, а в пустыне  Кувл =0,1) 
3. Почвы:  в полупустыне -каштановые, бурые пустынно-степные. В пустыне – сероземы, солонцы и солончаки.
4. Растительность: полынно-злаковая , полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны. 
6. Хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся) 
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

4.Закрепление: 

1. Вспомним, «что такое, кто такой?» дать определения понятиям-

Саксаул, солонцы и солончаки, эфемеры, такыры, сайгак, солянка.

2.Определить, какие из перечисленных признаков соответствуют зоне степей, а какие – зоне пустынь и полупустынь:

- В азиатской части России природная зона отсутствует.

- Величина испаряемости более чем в три раза превышает годовое количество осадков,

- Типичные представители растительности – типчак и ковыль,

- Распространены плодородные черноземные почвы,

- Большинство животных ведет ночной образ жизни,

- Высокая плотность сельского населения.

- В этой зоне преобладают почвы сероземы.

3. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон? 
4. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухе? 
5. Почему в степях не растут деревья? 
6. Каков современный ландшафт степей? 
5. Домашнее задание:  «Какой из природных зон – степи или полупустыне свойственно большее богатство и разнообразие бабочек»?


 

Урок географии в 8 классе Тема:

Урок географии в 8 классе Тема:

По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень, клен, липа

По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень, клен, липа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021