Урок географии в 8 классе
Тема: Южные безлесные зоны
Цели: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изменения облика степей под влиянием разнообразной деятельности человека.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Проверка знаний и умений:
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью
нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать
новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего
задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), остальные работают
устно и пишем географический диктант.
Индивидуальная карточка №1.
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей
растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза,
мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.
Индивидуальная карточка № 2.
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей
животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь,
белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.
Индивидуальная карточка № 3.
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской
равнины?
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе
с сибирскими видами произрастают субтропические древесные и кустарниковые
породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии.
Индивидуальная карточка № 4.
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой
зоны?
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Рост оврагов, водная эрозия
т.к. преобладают ливневые осадки.
1. Устный опрос:
1.Вспомните, что такое природная зона? Какие природные зоны расположены в России?
2. Назвать характерные черты природных зон тундры, тайги,
широколиственных лесов
3. Показать на карте территорию России, занятой тайгой, смешанными и
широколиственными лесами.
4. Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири?
5.Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница?
6.Как лиственница приспособилась к условиям тайги?
7.Какую тайгу называют темнохвойной и светлохвойной?
8.Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?
2.
Географический диктант
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся
следующие признаки.
Признаки:
1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.
2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.
3. Средняя температура января достигает до -40С.
4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.
5. Почвы подзолистые.
6. В природной зоне деревья образуют один ярус.
7. Мало певчих птиц.
8. Деревья более холодоустойчивы
9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.
10. Древесина- главное богатство этой зоны.
11. В зоне много болот.
12. Условия почв более благоприятны для земледелия.
13.Эта зона отсутствует в Сибири.
14. Средняя температура января изменяется от -4С до -16С.
15. Хищник зоны – рысь, волк, росомаха, соболь, куница.
Ответы: (слайд) Взаимопроверка в парах.
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10,11,15
Смешанные и широколиственные лес-2,4 ,12,13,14
Итак, особенности каких природных зон мы повторили?
3. Изучение нового материала
Учитель: В южной части России нет лесов. Здесь расположены безлесные зоны
степей и полупустынь. Найдите на карте природных зон, где в России расположена
данная зона? В какой природной зоне находится большая часть Краснодарского
края?
Природная зона степей клином сужается к Западной Сибири, где она расположена к югу от тайги, смешанных лесов здесь нет, их заменили осиново-березовые колки. В Восточной Сибири степи занимают межгорные котловины (Минусинскую, Тувинскую), т.к. при достаточно теплом лете, здесь недостаточно выпадает осадков (хребты закрывают доступ влажному воздуху, да и сами котловины находятся в центре материка, удалены от океанов).
Переходим к климату: обращаемся к климатической карте: назовите основные черты климата степи. В каком климатическом поясе и его части расположена степь?
Определите осадки и увлажнение в зоне степи.(Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм. Испаряемость -500, 750 мм). Характерной чертой климата является превышение испаряемости над осадками, что создает дефицит влаги, т.е. К увл. меньше единицы-0,8-0,9, на севере – до 0,6, на юге – 0,3.Увлажнение недостаточное.
По долинам рек в степи, в балках можно встретить участки леса- дуб, ясень,
клен, липа.
Почему деревья растут в понижениях рельефа?
На растительность степей влияет климат, который характеризуется среднегодовой
температурой от+3С до +10С.
Выпишите себе в тетрадь растительный и животный мир степей. (слайды)
Закончите заполнение схемы: (учебник стр. 179)
Приспособление растений степной зоны к недостатку влаги:
- опушенность листьев
- восковой налет на листьях
- выделение эфирных масел
А какие здесь почвы? Чернозем называют «царем почв». Объясните причины высокого естественного плодородия черноземов. Заполните схему, используя словосочетания: «большое содержание гумуса (до 10%)», «ослабленный промыв почвы», «обильная травянистая растительность», «высокое естественное плодородие почв», «относительно небольшое количество осадков», «значительный по объему растительный опад».
Чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся)
Сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, а также арбузы, дыни, тыкву.
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Дайте определения этих явлений.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре.
Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой
почвы.
А теперь давайте подведем итоги и назовем основные признаки степей (схема
в учебнике (стр.182)
Мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь.
Примерные ответы учащихся, с опорой на схемы в учебнике и
слайды.
Полупустыни и пустыни:
1. Географическое положение: полупустыни - север Прикаспийской низменности,
восточное побережье Каспийского моря. Пустыни - юг Прикаспийской
низменности.
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом
+25С, зимой -10С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2 в
полупустыне, а в пустыне Кувл =0,1)
3. Почвы: в полупустыне -каштановые, бурые пустынно-степные. В пустыне –
сероземы, солонцы и солончаки.
4. Растительность: полынно-злаковая , полынь, солянка, саксаул. Верблюжья
колючка
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица,
змеи, грызуны.
6. Хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд.
Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.
Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем
отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и
пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как
используются человеком.
4.Закрепление:
1. Вспомним, «что такое, кто такой?» дать определения понятиям-
Саксаул, солонцы и солончаки, эфемеры, такыры, сайгак, солянка.
2.Определить, какие из перечисленных признаков соответствуют зоне степей, а какие – зоне пустынь и полупустынь:
- В азиатской части России природная зона отсутствует.
- Величина испаряемости более чем в три раза превышает годовое количество осадков,
- Типичные представители растительности – типчак и ковыль,
- Распространены плодородные черноземные почвы,
- Большинство животных ведет ночной образ жизни,
- Высокая плотность сельского населения.
- В этой зоне преобладают почвы сероземы.
3. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком
природных зон?
4. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухе?
5. Почему в степях не растут деревья?
6. Каков современный ландшафт степей?
5. Домашнее задание: «Какой из природных зон – степи или
полупустыне свойственно большее богатство и разнообразие бабочек»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.