Возможности робототехники в постановке ключевых компетенций обучающихся.
Наша система образования достаточно продолжительный период времени основывалась на освоении обучающимися системы знаний, умений и навыков. Такой подход обеспечивал высокий уровень развития наших выпускников по сравнению с большинством стран мира. Это подтверждено также результатами не только анализа качества образования, проводимыми в нашей стране, но также и международными сравнительными мониторинговыми исследованиями.
Но время стремительно меняет всё в окружающем нас пространстве. Активно развивается вслед за ним и российское образование, которое разрабатывает новые государственные стандарты общего образования, а также предполагает создание инновационных педагогических технологий. Новые подходы к современному образованию стимулируют создание единой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также помогают получить опыт практической деятельности и формируют личную ответственность обучающихся, то есть важнейшие компетенции, определяющие такое качество содержания образования, которое требует современное общество. Введение новых стандартов предусматривает, в том числе и организацию деятельности обучающихся с целью развития их познавательных интересов. Способствуя этому, педагог тем самым помогает самореализации и развитию своих подопечных. Всё более прочное место занимают информационные технологии, которые способствуют проникновению в процесс обучения такого элемента как конструирование и робототехника. Без сомнения эти ресурсы способны внести в обучение не только элемент новизны, но и усилить познавательный компонент в образовании, сделать его более интересным и развивающим. Кроме того, значимость этой деятельности можно подтвердить всё большим использованием машин-роботов в таких ситуациях, которые могут угрожать здоровью и даже жизни человека. Роботы могут реально помогать и в обучении людей с ограниченными возможностями здоровья. Это, несомненно, не может заинтересовать нас преподавателей. Кроме того, нашему обществу нужна личность, способная самостоятельно формулировать цель, разрабатывать направления её реализации, следить за своими достижениями, работать с необходимыми источниками и на этой основе формировать собственные суждения. Всё больше учебных заведений становиться в нашей стране, в которых обучающиеся привлекаются, например, к проектированию робототехнических устройств и к работе с промышленными роботами. Есть очень большая вероятность, что в обозримом будущем все учебные заведения получат такую возможность.
Образовательные учреждения уже не могут активно развиваться без использования информационных технологий, потому что без них уже нельзя представить себе современное общество. В государстве наблюдается нехватка инженеров и техников, которые способны без особых проблем работать со сложным автоматическим оборудованием. Их необходимо подготовить, а для этого нужно создать условия и оснастить учебные заведения необходимой техникой. Ведь именно технология образовательной робототехники актуальна сегодня как никогда, потому что именно она является средством развития у обучающихся навыков технического творчества и основ инженерного мастерства. Современный рабочий и инженер должны обладать личностными качествами, которые позволяли бы быстро и профессионально ориентироваться в стремительно меняющемся мире, где техника устаревает значительно быстрее, чем сам человек. Эти ключевые компетенции предполагают развитие способностей наших обучающихся самостоятельно действовать в ситуациях, позволяющих формировать собственный практический опыт работы. Таким образом, происходит формирование компетентности, которая проявляется в умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Конечно, здорово иметь современную технику, чтобы показывать сложные процессы и опыты. К сожалению, не всегда мы можем воспользоваться такими передовыми технологиями. Но необходимо готовиться к внедрению этих технологий, совершенствуя своё образование. Поэтому большинство из педагогов прибегают пока к помощи компьютера и интернета. Здесь можно найти и лабораторные эксперименты, и демонстрационные модели. В учебном процессе для развития технических навыков сейчас широко используются, например, конструкторы. Всем хорошо знакомы Лего-конструкторы. На уроках физики Лего-конструкторы могли бы помогать изучать простые механизмы, в частности, в разделе «Механика»: блоки, рычаги, виды движения, преобразование энергии, законы сохранения (Закон сохранения энергии и Закон сохранения импульса); в «Молекулярной физике»: свойства газов, реальные газы, в разделе «Элементы квантовой физики», например, фотоэффект. Такая среда программирования Лего-конструкторов как RoboLab позволяет, например, визуальными средствами конструировать программы для роботов, т. е. обучающиеся могут буквально «потрогать руками» абстрактные понятия информатики. Обучающиеся получают возможность создавать модели роботов, работать исследователями, создавать собственные проекты. В этой работе, конечно, активно используется и программа Microsoft Power Point, а, особенно, создание анимированных презентаций. Учитель же должен обеспечить переход от передачи знаний и пассивного усвоения информации к условиям, которые способствуют активному познанию и получению обучающимися собственного практического опыта.
Робототехника это наука практическая, основанная на разработке автоматизированных технических систем, это конструирование таких разнообразных и очень интеллектуальных механизмов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Робототехника является перспективным направлением развития образования, как в России, так и во всём мире. Она, без сомнения, начинает интегрироваться в учебный процесс и опирается на такие предметы как информатика, спецтехнология, физика, химия, биология. Робототехника способствует активизации учебно – познавательной компетентности обучающихся, умению использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической деятельности, формирует способность организовывать свою работу с пользой, то есть не просто запомнить, выучить и накопить знания, но и умело их применять.
Образовательная робототехника в наше время стала всё чаще рассматриваться как образовательный ресурс, а отдача от него непосредственно зависит от вложений в его материально – техническую базу. Как только организуется среда для развития, которая сможет облегчить процесс познания, появится и новое умное образованное поколение, способное к творческому раскрытию собственного потенциала. Оно уже зарождается. Об этом свидетельствуют недавние победы нашей молодёжи в Международном конкурсе молодых профессионалов WorldSkills.
Наши студенты, к сожалению, не имеют возможности непосредственно заниматься робототехникой в учебном заведении. Чтобы как-то компенсировать это мы предлагаем им провести работу над исследовательским проектом по робототехнике, в рамках которого изучить теоретическую информацию по выбранной теме и, возможно с использованием конструктора создать своего уникального робота. Например, можно предложить обучающимися поработать над такими темами: «Десять самых современных российских роботов», «Роботы в твоей профессии», «Роботы – это тренд современности», «Идеальный класс робототехники» и другие. Иногда тему может предложить сами студенты, исходя из своих интересов по этому вопросу. Эта работа поможет им сблизиться с увлекательным миром роботов и конструирования. Ведь без сомнения, за робототехникой не только будущее, но и уже современность. Но при этом мы пытаемся достигнуть со студентами понимания того, что человек остаётся самым разумным созданием на Земле. Ведь именно он создал роботов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.