Забота о других людях — основная обязанность в жизни каждого.
двум-трем детям, у которых больше всего проблем в школе, выйти из класса. Остальные дети делятся на две-три группы, и педагог поручает им весь день заботиться об одном из тех, кто вышел из класса. Можно обсудить с детьми, какая помощь больше всего нужна этим детям.
ЗАБОТА О ДРУГИХ
Забота о других людях — основная
обязанность в жизни каждого.
Вильсон Вудро
Игра «Учимся заботиться»
Педагог предлагает двум-трем детям, у которых больше всего проблем в школе,
выйти из класса. Остальные дети делятся на две-три группы, и педагог поручает им
весь день заботиться об одном из тех, кто вышел из класса. Можно обсудить с
детьми, какая помощь больше всего нужна этим детям. В конце дня дети, о которых
заботились, рассказывают, что они чувствовали в течение дня. Затем все вместе дети
обсуждают, какой группе лучше удалось помочь своим одноклассникам, и почему.
БЕСЕДА
Вопросы и задания для беседы:
• Расскажите, кто в вашей семье самый заботливый.
• Как вы думаете, забота родителей нужна только маленьким детям или взрослым
тоже?
• Расскажите, как вы можете заботиться друг о друге, чтобы вашим одноклассникам
было радостно идти в школу.
Прочитайте сказку:
А ЗАЙЦЫ ПЛАВАЮТ?
Н.Абрамцева
В лес пришла ночь. Уснули грибы и цветы, зайцы, белки, ежи и даже сороки. Но разве
можно спать все
му лесу? Мало ли что может случиться. Вот и придумал лес на всякий случай птиц, у
которых день и ночь местами поменялись. Совы. Днем они спят, а как только
стемнеет, просыпаются: все видят, все замечают.
В эту ночь, как обычно, совенок Шууфка летел по знакомому лесу. И вдруг слышит,
кто-то воет. Волк, наверное. Кто же еще в лесу выть может? Но совенку показалось —
странно воет волк. Не кровожадно, как
ему положено, а, скорее, обиженно, растерянно. И тихо полетел разузнать, в чем
дело. Вот крохотная лесная пичушка. А возле нее тот, который воет. Ну и волк...
Просто — заяц. Заяц, а никакой не волк, сидел, печально свесив уши чуть не до
самого хвостика, и выл. От удивления совенок так и повис в воздухе, не шевелившись.
И как же тут не удивиться? Зайцы не воют — всем известно. А этот!.. Шууфка хлопнул
желтыми глазищами, сел на гибкую ветку кустарника, что рос над самой водой, и
очень вежливо спросил:
Уважаемый Заяц, извините, пожалуйста, но почему вы... воете?А тот и не смотрит на совенка. И вообще, грустный совсем.
- Ответьте же мне. Заяц! Грустный заяц вздохнул.
- Ах, совенок, я вою от горя. Но ты меня не поймешь.
Подождите, — разволновался Шууфка, — не войте, пожалуйста! Может быть, я все-
таки пойму и смогу
- А ты не станешь смеяться? — Заяц недоверчиво скосил и без того раскосые глаза.
Шууфка так решительно замотал головой, что тоненькая веточка, на которой он
сидел, запрыгала под гго лапками и подбросила совенка в воздух.
Если так, я тебе скажу. Видишь ли, Шууфка, мне 'пень хочется научиться плавать.
Смешно, да?
- Смешно? Почему же смешно? Просто немножко не понятно. Заяц согласно закивал:
- Конечно, конечно. Я же говорил, ты не поймешь.
- Простите, Заяц, — возмутился совенок, но это не я не понимаю, а вы не умеете
объяснить. Скажите, почему вам хочется плавать ночью, когда спят все, кто может
научить, - и лягушки, и рыбы?
Усевшись на толстой и прочной ветке старой ели, совенок задумчиво посмотрел на
спящую воду.
— Потому что днем... Понимаешь ли... — Заяц ему смущенно оглянулся. - Неудобно
днем: смеяться будут... — Заяц передразнил того, кто будет смеяться: — «Ой- ой-ой!
Заяц плывет! Ха-ха-ха!»
— Вон оно что, — вздохнул Шууфка, — раз вы такой стеснительный, будем плавать
сначала ночью, а потом посмотрим.
— Неужели ты меня научишь?
— Видите ли, — засмеялся совенок и поднял перышки на макушке, — я совенок. А
совята и даже взрослые совы никогда не плавают. Мы летаем. Но у меня есть
приятель — лягушонок Лашка. Латка вас научит. Правда, придется его разбудить.
Сонный лягушонок сначала никак не мог понять, почему среди ночи он должен учить
плавать незнакомого ему зайца.
- Да потому, что он хороший Заяц! И потому, что он хочет плавать! И не умеет! А ты
умеешь! И потому, что я!.. И потому, что ты!.. — Совенок захлопал глазами, крыльями,
завертел головой, запутался в словах.
— Ну что ты! Что ты! — Лашка выпрыгнул из своего домика под старой корягой. — Я
не против. Просто я не сразу проснулся. Где твой Заяц?
Заяц ждал. И уже боялся, что совенок не вернется, и лягушонка не приведет, и
плавать его никто не научит... И ему снова захотелось выть.
— Добрый день! В смысле — ночь! В смысле здравствуйте! — проквакал, выскочив из
травы, лягушонок. — Я — Лашка.
— - Да, это он, — подтвердил совенок, устраиваясь на старой елке.— - Ой! — Заяц сжался в комочек. Теперь ему было страшно, потому что знал:
придется лезть в воду.
— Не волнуйтесь, пожалуйста, — успокаивал лягушонок. — У вас все получится. Вы
ведь хотите плавать?
- Очень! — Заяц кивнул так энергично, что уши его слегка стукнули Лашку по голове.
— Ой, простите, я не хотел. — Заяц вздрогнул и отскочил.
Лягушонок посмотрел на зайца, посмотрел на воду и задумался: «Как же можно
научить его плавать?!»
Но не научить было нельзя, потому что заяц ждал и смотрел на лягушонка с такой
надеждой, что Лашка даже немного завоображал.
Так, — сказал он и потрогал лапкой воду, — вода хорошая. Заяц, пожалуйста,
внимательно следите за мной. — Лашка прыгнул в воду.
Лягушонок очень тщательно проделывал все плавательные движения, объясняя, что
для чего нужно. Заяц смотрел и не дышал. Лашка выпрыгнул на берег.
Вот, — сказал он зайцу, — теперь давайте вместе. Прыгнем! Прыгнули. Лягушонок в
воду. Заяц тоже очень хорошо, отлично прыгнул, высоко, легко. Вот только опустился
не в воду, а туда же, откуда прыгал. И очень удивился. Потому что хотел прыгнуть в
воду.
Заяц! — Лягушонок выпрыгнул на берег. — Вы раздумали плавать?
Лашка даже расстроился. Ему и самому уже хотелось научить зайца плавать.
Не мог Заяц раздумать! — Это совенок слетел со своей ветки. — Вы, наверное, просто
боитесь, Заяц!
- Боюсь, — признался заяц.
- Ничего, — сказал лягушонок. — Я придумал. В воду вам. Заяц, окунуться все-таки
придется. Без этого никак нельзя плавать. Но, — Лашка важно прохаживался, —
чтобы вам не было так страшно, вы будете держаться за лапки Шууфки, а ты,
Шууфка, спрячь когти и лети над самой водой. Сможешь?
Смогу. — Совенок показал, как он уберет когти.
- А я, — лягушонок подскочил к зайцу, я буду поддерживать вас за хвостик. Вы не
возражаете?
Нисколько! — обрадовался заяц. Он медленно вошел в воду. Вода еле-еле доходила
ему до живота и была теплой и спокойной. Вот и «поплыли» они имеете: заяц в воде,
Латка — под водой и Шууфка сверху. Плывут. А вода выше не поднимается, и ничего
удивительного в этом нет. Ведь речка называлась речкой только для лягушат, а на
самом деле была маленьким лесным ручейком. Совсем маленьким. Заяц убедился в
том, что вода, а вернее, дно ручейка держит его надежно, и совсем перестал бояться.
Отпустил лапки совенка, осторожно стряхнул с хвостика лягушонка и запрыгал в
воде.
— Плыву?! Плыву!! — завизжал заяц. — Вы видите? Ну конечно же, и совенок, и
лягушонок видели, и им тоже показалось, что заяц плывет замечательно. Он
«плавал», «плавал», пока не расплескал половину ручейка, выбрался на берег,
отряхнулся и удивленно спросил:— Это я плавал?
— Конечно, конечно, вы очень хорошо плавали. Заяц!
Лашка и Шууфка были довольны не меньше его самого. И только старая елка, что
росла у ручья, поняла, что заяц просто прыгал, а совсем не плавал. Но она никому об
этом не скажет — пусть думают, что плавал. Раз так хочется и зайцу, и совенку, и
лягушонку.
Вопросы и задания к сказке:
• Придумайте и расскажите, о ком еще позаботился совенок во время своего ночного
дозора.
• Как заяц отблагодарит совенка и лягушонка за их помощь?
• Что может случиться ночью в лесу, если в нем не будет хорошего сторожа?
• Как бы вы научили зайчонка плавать?
Творческое задание «Забота о близких»
Попросите детей написать два списка из пяти обязанностей, которые они считают
главными в жизни своих родителей и в своей жизни. Обсудите с детьми, какие
обязанности им выполнят!, легко, а какие — трудно; и как научиться с радостью
заботиться о своих близких.
Письменная работа
Запишите пословицу: «У заботливого садовника всякое деревце плоды приносит.»
Напишите, как чья-то забота помогла вам чему-либо научиться.