В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) начальных классов учителям или воспитателями учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией. В системе оздоровительных мероприятий значительное место занимает диспансеризация. Осмотр детей осуществляется врачами основных специальностей. Полученные результаты должны быть известны педагогам и родителям.
Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и родителей.
В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и
содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении
профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми,
санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы,
секции (объединения) начальных классов учителям или воспитателями
учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед
родительской или детской аудиторией. В системе оздоровительных
мероприятий значительное место занимает диспансеризация. Осмотр детей
осуществляется врачами основных специальностей. Полученные результаты
должны быть известны педагогам и родителям. В этом случае
диспансеризация дает оздоровительный эффект,
легче вылечить
обнаруженные заболевания,
легче выполнять специальный режим,
необходимый школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.
Нужно отметить, что с каждым годом лучше выявляются начальные стадии
заболевания, отклонения в состоянии здоровья, на которые раньше не умели
обращать внимание. При обследовании выявляются дети, нуждающиеся в
лечебных и оздоровительных мероприятиях. Но при этом решается и другая
важная задача: определение способности каждого школьника полноценно
выполнять социальные функции. Эта способность (к выполнению школьной
программы, участию в общественной жизни, общественно полезном труде,
физической культуре и т.п.) определяется уровнем достигнутого учащимися
развития, психического и физического, нормальной деятельностью органов и
систем органов, приспособляемостью к условиям занятий, к окружающей
среде. При этом грубое деление детей на здоровых и больных неправомерно,
так как важно обратить внимание даже на небольшие отклонения в состоянии
здоровья ребенка, предболезненные состояния, чтобы принять своевременные
меры, предупредить развитие болезни. Учитель может оказать большую
помощь в получении материалов для оценки здоровья учащихся. Одним из
наиболее удачных способов практической реализации результатов
диспансеризации являются специальные вкладыши в классные журналы –
“листовки здоровья”, где содержатся рекомендации врача по рассаживанию
учащихся в классе, индивидуальному режиму для отдельных школьников,
ограничения в занятиях физической культурой. Тесный контакт врачей,
медицинских сестер с учителями позволяет решать две взаимосвязанные
проблемы: проблему воспитания здорового школьника и проблему
успеваемости. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт.
Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов и медиков. Учитель
должен быть лично знаком с доктором,
медицинской сестрой,
обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными
нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснитьнекоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать
индивидуальный режим для них.
В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и
профессиональной школы” сказано, что “повышение эффективности
воспитания в большей степени зависит от согласованности усилий и единства
требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых
коллективов”. Наша задача состоит в том, чтобы убедить родителей в
необходимости затратить энергию и время на то, чтобы у ребенка рабочее
место соответствовало рекомендуемым нормам, ежедневно потратить 56
минут на целенаправленное закаливание и личную гигиену ребенка, 1015
минут на его физическое совершенствование, 23 минуты на формирование
правильной посадки… Ведь даже если провести небольшой подсчет времени,
то небрежное отношение к здоровью ребенка обернется куда большей
затратой времени – хождение к врачам, лечение, а потом “догнать”
пропущенные занятия. Во время обучения в школе основным средством
гигиенической подготовки родителей служат родительские собрания. Во
многих школах родителей младших школьников сначала собирают вместе для
общей беседы, а затем родители расходятся по классам. В некоторых школах
можно наблюдать хорошо организованные родительские лектории, для чтения
лекций приглашаются высокой квалификации специалисты: ревматологи,
нефрологи и др. Специалист, например, подробно рассказывает о ревматизме,
дает очень дельные советы. Но это важно лишь для небольшой группы
родителей, вот для них и нужно проводить такую углубленную беседу.
Индивидуальная беседа при посещении родителями школы или при
знакомстве учителя с домашними условиями ребенка имеет неоценимое
значение. Учитель может дать конкретные советы по устройству рабочего
места школьника, организации закаливания, физического воспитания. При
такой беседе учитель и родители могут легче найти решение того или иного
трудного вопроса по режиму дня, созданию гигиенических условий в семье и
т.п. Весьма эффективной формой достижения единства требований школы и
семьи в воспитании здорового ребенка является информация родителей о
прошедшем уроке или беседе, посвященной вопросам гигиенического
воспитания, и о требованиях учителя.