"Зачем творить добро?"
Оценка 4.8

"Зачем творить добро?"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
3 кл
03.06.2019
"Зачем творить добро?"
"Зачем творить добро?" Конспект урока по курсу Основы Религиозных культур и Светской Этики (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А. В. , изд-во Просвещение, 2010 г. Урок № 21
ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО.docx
«Зачем творить добро?» Конспект урока по курсу ОРКСЭ (Модуль «Основы православной культуры») Класс: 4. Тема урока: Зачем творить добро? Учитель: Горчакова Г. М., МАОУ «СШ «Земля родная» УМК: А. В. Кураев «Основы православной культуры» Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний . Цель: формирование представлений о добре, как категории православной культуры. Задачи:  • Актуализировать собственный опыт и сформировать представления о мотивах доброделания православных христиан; Раскрыть   содержание   понятий   «добро»,   «святость»,   «самоотверженность»;   показать   проявление   добра   и   самоотверженности   в • православных традициях. На примерах литературных произведений; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек; Развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова. • Формируемые УУД: Личностные УУД: Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате просмотра видеосюжетов ,обсуждения, наблюдения           Регулятивные: умение определять важность выполнения задания в учебном процессе; умение определять тему, цель, делать выводы. Познавательные УУД: Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, самостоятельно определять значение новых слов.         Коммуникативные УУД: Умение оформлять свою мысль устно и письменно, слушать и понимать речь других, умение работать в группе, договариваться, общаться Оборудование урока: Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры. 4 класс, М.Просвещение,2015г, Обернихина Г. А. Рабочая тетрадь. 4 класс, М.Просвещение,2018г. I. Организационный момент. Приветствие детей.   ­ Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. Учитель: Послушайте стихотворение. Подумайте, о чем оно. Доскажите последнее слово в нем, и узнаете, о чем мы сегодня будем говорить. Слово ­ это  серьёзное, Главное, важное, То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти вновь и вновь. Это качество В сердце у многих живёт И о боли других Позабыть не даёт.                                                            И оно поважней,                                                        Чем лица красота.                                                   Догадались, что это?  Сердец … (доброта)!                II. Актуализация знаний. Послушайте  притчу         В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.  «В больнице». ­ Что там видно в окне? — как­то спросил тот, кто лежал у двери. — О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке…        Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.        В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»       Однажды,  лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели. Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель,  помогла  ему   перелечь  на  противоположную  кровать   и,  убедившись,   что  больному  удобно,   направилась   к  двери.  Вдруг   её остановил удивлённый возглас больного: — Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?  Медсестра печально улыбнулась: — Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым. — Но зачем же он?… Зачем же он рассказывала мне всё это? — Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить…» Проверка понимания притчи.  ­ О чем эта притча?   ­ Какие чувства у вас вызвала эта притча? ­  А как вы оцениваете поступок  слепого человека? ­ Кто в данной притче делал добро?  ­ Как вы думаете, он получил радость от того, что он рассказывал о том, что он «видит» за окном?  ­ Он изменил жизнь соседа по палате?  ­ А что же помешало соседу у стены нажать на кнопку вызова?   ­ Что он нарушил?  (Заповедь – не завидуй) ­ Получил ли он счастье от того, что его переложили к окну?   III.Объявление темы урока ­ Как вы думаете, о чем сегодня у нас будет идти речь? (О доброте, о добре и зле) ­ Как же обрести счастье? (Делать добро, независимо от того выгодно это тебе или нет) ­ А зачем творить добро?  Это мы узнаем на уроке. Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?  Тема  урока  «Зачем  творить  добро?» ­ Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы? (с. 68 уч.) (Дети читают рубрику «Вы узнаете») Постановка учебных задач. ­ На уроке мы рассмотрим причины, побуждающие творить добро; ­ Узнаем, что такое самоотверженность; ­ Порассуждаем над тем, кого в православии называют святыми. IV Открытие новых знаний. ­ Как звучит «Золотое правило этики?» («Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними). Запишите его в Рабочей тетради (с. 79) ­ Кто произнес эти слова? (Христос в Нагорной проповеди) ­ Как оно может звучать по­другому? (Не делай другим того, чего не хотел бы для себя) ­ Почему о некоторых людях говорят: « У него доброе имя, доброе сердце»? (Этот человек прославил свое имя добрыми делами.   Он не делает зла и в его сердце живет добро и любовь) ­ Думаю, вы согласитесь, что, в зависимости от того, какие поступки совершает человек, он творит добро или зло. ­ Можем ли мы творить добро, не рассчитывая на что­то взамен? ­ Зачем  христиане  творят добро?  « У христиан есть особые причины для того, чтобы  не быть эгоистами…»  Работа с учебником (с. 99) Словарная работа. ­ Кто такие эгоисты? Эгоисты ­ себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет. ЭГОИЗМ ­ Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.  ­У христиан есть особые  причины для того, чтобы творить добро. Прочтите первую причину.    (Благодарность за подвиг Христа.) Благодарность ­  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? (Благо, дарить) Благо – это то, без чего человек не может жить в радости. Бл гоаа ­ Прочитайте древнюю легенду о том, как апостол Пётр пришел в Рим.  (Чтение вслух) с. 99­100  — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.    ­Почему апостол Петр покинул Рим? (Ответы учеников). Надо   добавить,   что   покинуть   Рим   апостолу   Петру   было   нелегко,   но   об   этом   его   попросили   ученики,   для   продолжения   проповедей христианства ­Какие чувства он испытывал, когда покидал Рим? (Страх перед возможностью совершить предательство) ­Почему? Ведь он знал – Христос простит. (Нельзя беззастенчиво пользоваться любовью тех, кого любишь) ­Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос) ­Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?) ­Что ответил Христос? ( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.) ­Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? (Мы знаем, что однажды он уже отрекся от своего учителя.  Теперь он бросал ещё и своих учеников.) ­ Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся  в  город) ­Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? (Укрепить их дух, уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их, хотя знает, что может погибнуть. Он подражает Христу, потому что любит его) ­Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро? Возможно даже рискуя своей жизнью. ( Христос и Пётр.) ­Что говорил Христос, найдите в учебнике.   Прочитайте. (с. 100)   ( Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.) ­ Выполните задания 3, 4 в Рабочей тетради. ­ Что обозначает слово «благодарность»? (Благо дарить, т.е. добро дарить) ­ Значит, как люди должны относиться друг к другу, если они благодарны Христу за его жертву? (Если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям) ­ Итак, какова же первая причина у христиан для того, чтобы творить добро?                           (Первая причина – благодарность за подвиг Христа) ­ Ученики Христа, подражая его жертве, стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово? (Самоотверженность – это осознанная жертва собой. То есть желание ущемить свои интересы во имя интересов других и высоких целей.   Самоотверженность представляет собой преодоленный эгоизм. Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага – это самоотверженность). ­ Можно ли  поступок слепого из притчи назвать самоотверженным? (Да. Он был при смерти, но хотел, чтобы другому было лучше. Он не думал о себе) О второй причине, по которой христиане стремятся творить добро, мы узнаем из текста на стр.100. ­ Кто такой апостол Андрей? Где он проповедовал? (Апостол Андрей брат апостола Петра проповедовал на северных   границах Римской империи, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне) ­ Почему апостола Андрея всегда почитали на Руси?  (По Днепру он дошел до Киевских гор и предсказал появление великого города. Апостол Андрей просил распять его на косом кресте «Х».)  ­ Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой Андреевский    крест изображен на Военно­морском флаге России. Еще его называют Андреевский стяг. (Выполнение заданий 5,6 в Рабочей тетради) ­Учитель: Что же лежит  в основе добра? (В основе добра лежит самоотверженность)     У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. Что такое духовная радость для христианина?  Это, когда душа человека здорова: ни   в  унынии, ни в печали, ни в гнева. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся творить добро. Вторая причина: Переживание духовной радости  .   ­ Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя) Физминутка «Станем мы деревьями». Станем мы деревьями сильными, большими. (Ноги на ширине плеч) Ноги – это корни, их поставим шире. Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой.) (Наклоняются, складывают ладони чашечкой) Из глубин подземных воду доставали. Наше тело – ствол могучий, (Проводят ладонями вдоль тела вниз) Он чуть­чуть качается. (Покачиваются из стороны в сторону) И своей верхушкой острой (Складывают ладони шалашиком) В небо упирается. (Поднимают соединённые руки над головой) Наши руки – ветки, крону образуют. (Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.) Вместе им не страшно, если ветры дуют. (Качают головой. Качают поднятыми руками ) Чтение древней церковной притчи. (Учебник,  с.101­102) Некий   дикарь   спас   тонущего   в   реке   царя.   Благодарный   царь   привёл   своего   спасителя   в   сокровищницу   и   дал   ему   целый   мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести. ­Как вы понимаете эту притчу? Авторы учебника объясняют нам смысл этой притчи. (В этой притче золото – это заповеди. Дикарь – это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте золото не блестит. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, все заповеди становятся дороги и понятны. Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.) V. Закрепление изученного материала. Работа   в   группе.  Составление   кластера   со   словом   «добро»       (добро,   доброта,   добросовестный,   добродетель,   доброжелательный, добропорядочный, добронравный, добродушный и др. ) Составление «Цветка доброты». ­ Приходилось ли вам совершать добрые дела? ­ Перед вами на партах лежат лепестки. Предлагаю каждому из вас написать, какие добрые поступки вам приходилось совершать и приклейте  их к сердцевине нашего цветка «Добрых дел» VI. Подведение итога урока. Рефлексия. ­ Давайте вернемся к поставленным в начале урока вопросам. Сумели мы на них ответить? Нужно ли сегодня, в наши дни, самоотвержение? ­ Зачем же творить добро с точки зрения христиан? (Христианин, который делает добрые дела, подражает самому Христу, он не теряет, а приобретает гораздо больше, а также получает огромную духовную радость, творя добрые дела.) VI. Домашнее задание. Напишите сочинение­размышление на тему «Что важнее для меня – получать или дарить? Почему?» (Рт с. 81 зад. 7)

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"

"Зачем творить добро?"
Скачать файл