Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Урок 58. Урокзачет
по теме «Синтаксис и пунктуация»
I. Вызванный к доске ученик заполняет таблицу «Роль союза и в предложении»
(таблица 11).
II. В это время остальные учащиеся выполняют проверочную работу. Цель работы
— проверка умения различать простые предложения с союзом и и сложносочиненные с
этим же союзом.
I. Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом и
(знаки препинания не проставлены).
1. Выплыло изза туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины.
3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.
4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.
6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер.
II. Найдите сложные предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.
(Е.Трутнева.)
2. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето.
3. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.
4. Листва сомкнулась и потемнел лес.
5. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку.
Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5; II. 2, 4, 5.
III. Вызванный к доске ученик работает с таблицей «Роль имени существительного
в предложении» (таблица 9). Он заполняет ее левую часть и устно подтверждает свой ответ
примерами. Затем вызывается другой ученик, который заполняет (письменно) правую часть
таблицы.
В это время остальные учащиеся работают над составлением схем предложений,
которые спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на листках. Работа
проводится в двух вариантах. (Предложения учащимися не записываются.) Знаки
препинания не проставлены.
I в а р и а н т II в а р и а н т
1. Зима будет холодной если 1. Солнце скрылось за гори
белка делает большие запасы. зонт потому что наступила ночь.
2. Море утихло и только из 2. Когда пришла осень птицы
редка глухо вздыхало. собрались на юг.
(К. Паустовский.)
3. Хороший паренек спросил 3. Федя посмотрел на облака и
капитан Енакиев. (В. Катаев.) сказал Гроза будет.
4. Капля по листику щелкнет 4. Гроза прошла и ветер белых
и сорвется лист. (Н. Сладков.) роз в окно мне дышит ароматом.
(А. Блок.)
5. Олени осенью перебираются 5. Я подставил ладони и на них
к югу где они находят больше корма. упало несколько невесомых иголо
1чек. (В. Солоухин.)
(Работы могут быть проверены помощникамиассистентами.)
Ответ ученика по таблице.
IV. На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора)
предложения. Учащиеся должны переделать их, сделав побудительными, затем записать,
выделив в них основу.
I в а р и а н т II в а р и а н т
1. Школьники принимают ак 1. Юннаты охраняют птиц.
тивное участие в озеленении улиц.
2. Ребята старательно изучают 2. Люди Земли борются за чи
грамматику. стоту воздуха, воды.
V. Проверочная работа.
Цель работы — проверка умения определять структуру сложного предложения.
I. Укажите предложение, соответствующее схеме (знаки препинания не
проставлены):
1. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей.
2. Изза кустов выглянул мальчик и тотчас исчез.
3. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны.
4. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку. (А. Гайдар.)
II. Укажите предложения, соответствующие схеме (знаки препинания не
проставлены):
Бианки.)
1. Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу.
2. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка. (Д. МаминСибиряк.)
3. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла. А. Чуркин.)
4. В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце. (В.
5. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода.
Контрольный листок: I. 4; II. 1, 2, 5.
VI. Составьте из двух простых предложений сложные (сложносочиненное и
сложноподчиненное).
I в а р и а н т II в а р и а н т
1. Взошло солнце. Ожил каж 1. Солнце поднялось. Вся ок
дый кустик. рестность озарилась светом.
2. Болота уже начинали замерзать. 2. Небо заволокло тучами. На
Первыми тронулись болотные птицы. чалась гроза.
VII. Составьте предложение, выполнив ряд действий:
1) из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять
сказуемое (опустились);
2) из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение (легкие);
3) добавить подлежащее предложения На щеках тают снежинки (снежинки);
24) взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении
Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном
падеже с предлогом на (на тропинки).
Допишите предложение, составив: I вариант — сложносочиненное; II вариант —
сложноподчиненное предложения.
VIII. Составьте и запишите предложения по данным схемам:
1.
2.
3.
4.
5.
В уроке могут быть также использованы карточки для индивидуального опроса.
К а р т о ч к а № 1
Дописать предложения, образуя сложное предложение и предложение с однородными
членами.
1. Выглянуло солнце и ... . 2. Прозвучал горн и ... . 3. Ракета взлетела и … .
Выписать номера только тех предложений, которые соответствуют схеме:
К а р т о ч к а № 2
(Знаки препинания не проставлены.)
1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин.) 2.
Войско в горы царь приводят и промеж высоких гор видит шелковый шатер. (А. Пушкин.) 3. Вдруг
раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. (А. Пушкин.) 4. Долго
Иванцаревич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу. 5. Подо льдами
крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег. (Е. Трутнева.)
К а р т о ч к а № 3
Сделать синтаксический разбор предложения, используя для ответа цифровой код:
подлежащее — № 1; сказуемое — № 2; дополнение — № 3; определение — № 4; обстоятельство —
№ 5.
1. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле. 2. Свежий
ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева.)
3Урок 59. Контрольный диктант
I в а р и а н т
Погода стала меняться. Изза далекого горизонта неслись и приближались низкие
облака. Солнце выглянуло изза туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело.
Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по
реке. «Дождь пойдет»,— проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал
камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда
сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце, редкие капли дождя падали на землю. Они
повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
(100 слов)
(По В. Астафьеву)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: графически объяснить написание
безударных гласных в корнях глаголов, пунктуацию двухтрех предложений (по указанию
учителя).
Задание дается после первого чтения текста диктанта, оно выполняется по мере
написания диктанта.
II в а р и а н т
Без пословицы речь не молвится.
Язык — богатство народа*. В метком и выразительном русском языке с давних
пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. В
коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ
отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение трудиться, смеется, над
жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.
Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи
на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.
А какие пословицы знаете вы, ребята?**
(92 слова)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е: подчеркнуть грамматические основы
предложений, отмеченных в тексте * и **:
I в а р и а н т II в а р и а н т
* **
4