зачет по теме "Синтаксис и пунктуация. 5 класс"

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания). Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А. В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД. Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
Иконка файла материала 5 кл ря.doc
Урок 58. Урок­зачет по теме «Синтаксис и пунктуация» I.  Вызванный к доске ученик заполняет таблицу «Роль союза  и  в предложении» (таблица 11). II. В это время остальные учащиеся выполняют проверочную работу. Цель работы — проверка умения различать простые предложения с союзом  и  и сложносочиненные с этим же союзом. I. Найдите простые предложения с однородными членами, связанными союзом  и (знаки препинания не проставлены). 1. Выплыло из­за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. 2. Распустилась черемуха и над самой водой позеленели кусты смородины. 3. Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья. 4. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце. 5. Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам. 6. Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошел ветер. II. Найдите сложные предложения (знаки препинания не проставлены). 1.   Семечко   клена   с   ветки   сорвалось   и   на   быстрых   крыльях   быстро   понеслось. (Е.Трутнева.) 2. Кончается светлая лесная весна и начинается лесное тенистое лето. 3. Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман. 4. Листва сомкнулась и потемнел лес. 5. Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку. Контрольный листок учителя: I. 1, 3, 5;    II. 2, 4, 5. III. Вызванный к доске ученик работает с таблицей «Роль имени существительного в предложении» (таблица 9). Он заполняет ее левую часть и устно подтверждает свой ответ примерами. Затем вызывается другой ученик, который заполняет (письменно) правую часть таблицы. В это время остальные учащиеся работают над составлением схем предложений, которые спроецированы с помощью графопроектора или отпечатаны на листках. Работа проводится   в   двух   вариантах.   (Предложения   учащимися   не   записываются.)   Знаки препинания не проставлены.            I   в а р и а н т                                                     II   в а р и а н т 1. Зима будет холодной если                             1. Солнце скрылось за гори­ белка делает большие запасы.                           зонт потому что наступила ночь. 2. Море утихло и только из­                               2. Когда пришла осень птицы редка глухо вздыхало.                                         собрались на юг.                      (К. Паустовский.) 3. Хороший паренек спросил                             3. Федя посмотрел на облака и капитан Енакиев. (В. Катаев.)                            сказал Гроза будет. 4. Капля по листику щелкнет                             4. Гроза прошла и ветер белых и сорвется лист. (Н. Сладков.)                            роз в окно мне дышит ароматом.                                                                                                                     (А. Блок.) 5. Олени осенью перебираются                         5. Я подставил ладони и на них к югу где они находят больше корма.               упало несколько невесомых иголо 1чек.  (В. Солоухин.) (Работы могут быть проверены помощниками­ассистентами.)  Ответ ученика по таблице. IV.  На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора) предложения. Учащиеся должны переделать их, сделав побудительными, затем записать, выделив в них основу.             I   в а р и а н т                                              II   в а р и а н т 1. Школьники принимают ак­                      1. Юннаты охраняют птиц. тивное участие в озеленении улиц. 2. Ребята старательно изучают                     2. Люди Земли борются за чи­ грамматику.                                                     стоту воздуха, воды. V. Проверочная работа. Цель работы — проверка умения определять структуру сложного предложения. I.   Укажите   предложение,   соответствующее   схеме   (знаки   препинания   не проставлены): 1. Целый день трудится и поет жаворонок чтобы люди работали веселей. 2. Из­за кустов выглянул мальчик и тотчас исчез. 3. Днем и ночью шумят и бьются о скалы морские волны. 4. Поезд пролетел через мост и Натка загляделась на реку. (А. Гайдар.) II.   Укажите   предложения,   соответствующие   схеме   (знаки   препинания   не проставлены): Бианки.) 1. Солнце уже скрывалось за горизонтом когда девочка нашла дорогу к селу. 2. Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка. (Д. Мамин­Сибиряк.) 3. Синели звезды на рассвете и над землей редела мгла. А. Чуркин.) 4. В воздухе стоял аромат душистых трав а с неба глядело ласковое летнее солнце. (В. 5. Летом будет высокий урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. Контрольный листок:   I. 4;    II. 1, 2, 5. VI.  Составьте   из   двух   простых   предложений   сложные   (сложносочиненное   и сложноподчиненное).            I   в а р и а н т                                          II   в а р и а н т 1. Взошло солнце. Ожил каж­                 1. Солнце поднялось. Вся ок­ дый кустик.                                                рестность озарилась светом. 2. Болота уже начинали замерзать.         2. Небо заволокло тучами. На­ Первыми тронулись болотные птицы.    чалась гроза. VII. Составьте предложение, выполнив ряд действий: 1)   из   предложения  Парашютисты   опустились   в   центре   стадиона  взять сказуемое (опустились); 2) из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение (легкие); 3) добавить подлежащее предложения На щеках тают снежинки (снежинки); 24)   взять   существительное,   выступающее   в   роли   дополнения   в   предложении Тропинки в саду засыпали листья. Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на (на тропинки). Допишите предложение, составив:  I  вариант — сложносочиненное; II вариант — сложноподчиненное предложения. VIII. Составьте и запишите предложения по данным схемам:          1.  2.  3.  4.  5.  В уроке могут быть также использованы карточки для индивидуального опроса. К а р т о ч к а   № 1 Дописать   предложения,   образуя   сложное   предложение   и   предложение   с   однородными членами. 1. Выглянуло солнце и ... . 2. Прозвучал горн и ... . 3. Ракета взлетела и … . Выписать номера только тех предложений, которые соответствуют схеме: К а р т о ч к а  № 2 (Знаки препинания не проставлены.) 1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. (А. Пушкин.) 2. Войско в горы царь приводят и промеж высоких гор видит шелковый шатер. (А. Пушкин.) 3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. (А. Пушкин.) 4. Долго Иван­царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу. 5. Подо льдами крепкими дремлют воды рек белыми сугробами лег на крыши снег. (Е. Трутнева.) К а р т о ч к а   № 3 Сделать   синтаксический   разбор   предложения,   используя   для   ответа   цифровой   код: подлежащее — № 1; сказуемое — № 2; дополнение — № 3; определение — № 4; обстоятельство — № 5. 1. Солнце теперь встает рано, ложится поздно и усердно светит людям на земле. 2. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева.) 3Урок 59. Контрольный диктант I   в а р и а н т Погода стала меняться. Из­за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из­за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет»,— проговорила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: Бежим, ребята!» Но вот ветер утих, появилось солнце, редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов) (По В. Астафьеву) Г р а м м а т и ч е с к о е     з а д а н и е: графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов, пунктуацию двух­трех предложений (по указанию учителя). Задание дается после первого чтения текста диктанта, оно выполняется по мере написания диктанта. II   в а р и а н т Без пословицы речь не молвится. Язык — богатство народа*. В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о людях. В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение трудиться, смеется, над жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний. Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой. А какие пословицы знаете вы, ребята?** (92 слова) Г р а м м а т и ч е с к о е     з а д а н и е: подчеркнуть грамматические основы предложений, отмеченных в тексте * и **:            I   в а р и а н т                              II   в а р и а н т                    *                                                   ** 4

Посмотрите также