Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

  • Контроль знаний
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: проверка знаний текста, формирование алгоритма анализа художественного произведения. Задачи: • Привить интерес ученика к прочитанному тексту. • Развить индивидуальные аналитические способности учащихся. • Способствовать развитию коллективного творчества в классе. • Повысить самооценку каждого ученика. Общие требования к зачету-практикуму: • Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче зачета, то есть быть в равных условиях. • Зачет проводится в рамках учебного времени (2 урока после изучения произведения). • Для комментария к ответам обязательно используется первоисточник произведения. • Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе проведения зачета при возникновении трудностей.
Иконка файла материала Зачет-практикум по группам по роману.doc
Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Цель: проверка знаний текста, формирование алгоритма анализа художественного произведения. Задачи: Развить индивидуальные аналитические способности учащихся.  Привить интерес ученика к прочитанному тексту.   Способствовать развитию коллективного творчества в классе.  Повысить самооценку каждого ученика. Общие требования к зачету­практикуму:  Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче зачета, то есть быть в равных условиях.  Зачет проводится в рамках учебного времени (2 урока после изучения произведения).  Для комментария к ответам обязательно используется первоисточник произведения.  Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе проведения зачета при возникновении трудностей. Методика проведения зачета­практикума: зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту. Подготовка.        Учитель отбирает и готовит 4­х руководителей групп из учащихся класса; все вопросы зачета  распределяются между ними (предусматривается заблаговременная сдача материалов зачета­ практикума). Учитель за неделю до зачета знакомит учащихся класса с вопросами предстоящего урока. Класс делится на 4 группы. Каждая группа в ходе зачета последовательно переходит от руководителя к руководителю и отвечает  на соответствующие вопросы. Знания учащихся оцениваются по критериям, известным заранее (Приложение 1). В день проведения зачета­практикума на классной доске пишется график перехода групп от  руководителя к руководителю (Приложение 2). Руководители групп получают и заполняют оценочный лист в ходе зачета. Первая часть зачета­практикума: видеоигра «Путешествуя по Петербургу Достоевского» Первый вопрос: «Молодой человек вышел… в С­м переулке и отправился к К­ну мосту». Кто этот человек? Чей  это адрес?Второй вопрос: Зачем Раскольников подошел к этому дому? Кто здесь жил? «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на  канаву, а другой…»  Третий вопрос: С кем неожиданно встретился Раскольников на Сенной площади перед убийством старухи­ процентщицы? Сенная площадьЧетвертый вопрос: Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте? Екатерининский канал.  «Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса… Он пошёл к Неве по В­му проспекту…».  Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте?  Пятый вопрос: Что произошло на мосту? Что показалось Раскольникову? Вид на собор с Николаевского мостаВопросы для зачета­практикума по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 2­я часть зачета­практикума 1. Доказать, что раскаяние, т.е. переворот в душе Раскольникова происходит только в конце романа. 2. Совесть и разум Раскольникова. Почему разум так долго не сдается? 3. «В теории ошибочка небольшая вышла», – говорит Свидригайлов Раскольникову. Какая и почему? Уход  из жизни Свидригайлова. 4. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда­нибудь можно было пойти…» Что связывало  Мармеладова и Раскольникова? 5. «А с ними­то что будет?» – кто это говорит и почему? 6. Выбор Сони: «Оставьте меня! Оставьте меня одного!... Забудьте меня совсем… А теперь, когда любите  меня, откажитесь…» Почему Раскольников не выдерживает одиночества? 7. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил…» Почему  именно к такому покаянию призывает Соня Раскольникова? 8. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь счастлив был… Мне надо было  узнать тогда, и поскорей узнать…» Что надо было узнать Раскольникову? 9. Хотел иметь «… свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем  муравейником». Почему Раскольников так и не ощутил ни свободы, ни власти? 10. Бунт Раскольникова. Почему и против чего? Задание по развитию речи 1. Продолжить фразу: Угрызения совести… Воля сломлена, заповеди нарушены…    Мания превосходства и вседозволенности…  Разум и совесть Раскольникова … 2. Портретные характеристики героев. Чей это портрет?        «Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно …» «… это была скромно и даже бедно одетая девушка …» «… с прекрасными темными глазами, темно­рус, ростом выше средненго, тонок и строен …» «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками …» «Это был человек лет тридцати пяти росту ниже среднего, полный и даже с брюшком …» «… высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её …» «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой  лысиной, с отекшим … лицом…» «… лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих  лет …» 3. Распределите по номерам портретные характеристики героев: Алена Ивановна, Раскольников, Свидригайлов, Соня, Дуня, Мармеладов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Порфирий Петрович. Критерии оценки уровня знаний учащихся Приложение 1 1. Знание текста – сюжет, герои, факты, события и др. 2. Точность ответов на поставленный вопрос. 3. Понимание и полнота ответа. 4. Умение четко и грамотно строить речевое высказывание. Данные критерии оценки можно предложить руководителям групп в виде таблицы с 5 бальной оценкой. График перехода учащихся по номерам групп (на классной доске) Приложение 2 Время/руководител 20 20 20 20 ь минут минут минут минут 1 руководитель 2 руководитель 3 руководитель 4 руководитель 1 2 3 4 2 3 4 1 3 4 1 2 4 1 2 3