Цель: проверка знаний текста, формирование алгоритма анализа художественного произведения.
Задачи:
• Привить интерес ученика к прочитанному тексту.
• Развить индивидуальные аналитические способности учащихся.
• Способствовать развитию коллективного творчества в классе.
• Повысить самооценку каждого ученика.
Общие требования к зачету-практикуму:
• Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче зачета, то есть быть в равных условиях.
• Зачет проводится в рамках учебного времени (2 урока после изучения произведения).
• Для комментария к ответам обязательно используется первоисточник произведения.
• Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе проведения зачета при возникновении трудностей.
Зачет-практикум по группам по роману Ф.М.
Достоевского "Преступление и наказание"
Цель: проверка знаний текста, формирование алгоритма анализа художественного произведения.
Задачи:
Развить индивидуальные аналитические способности учащихся.
Привить интерес ученика к прочитанному тексту.
Способствовать развитию коллективного творчества в классе.
Повысить самооценку каждого ученика.
Общие требования к зачетупрактикуму:
Все учащиеся класса должны участвовать в сдаче зачета, то есть быть в равных условиях.
Зачет проводится в рамках учебного времени (2 урока после изучения произведения).
Для комментария к ответам обязательно используется первоисточник произведения.
Учитель осуществляет помощь учащимся в ходе проведения зачета при возникновении трудностей.
Методика проведения зачетапрактикума: зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту.
Подготовка.
Учитель отбирает и готовит 4х руководителей групп из учащихся класса; все вопросы зачета
распределяются между ними (предусматривается заблаговременная сдача материалов зачета
практикума).
Учитель за неделю до зачета знакомит учащихся класса с вопросами предстоящего урока.
Класс делится на 4 группы.
Каждая группа в ходе зачета последовательно переходит от руководителя к руководителю и отвечает
на соответствующие вопросы.
Знания учащихся оцениваются по критериям, известным заранее (Приложение 1).
В день проведения зачетапрактикума на классной доске пишется график перехода групп от
руководителя к руководителю (Приложение 2).
Руководители групп получают и заполняют оценочный лист в ходе зачета.
Первая часть зачетапрактикума: видеоигра «Путешествуя по Петербургу Достоевского»
Первый вопрос: «Молодой человек вышел… в См переулке и отправился к Кну мосту». Кто этот человек? Чей
это адрес?Второй вопрос: Зачем Раскольников подошел к этому дому? Кто здесь жил?
«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одной стеной на
канаву, а другой…»
Третий вопрос: С кем неожиданно встретился Раскольников на Сенной площади перед убийством старухи
процентщицы? Сенная площадьЧетвертый вопрос: Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте? Екатерининский канал.
«Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса… Он пошёл к Неве по Вму проспекту…».
Что решил спрятать Раскольников в одном из дворов на проспекте?
Пятый вопрос: Что произошло на мосту? Что показалось Раскольникову? Вид на собор с Николаевского мостаВопросы для зачетапрактикума по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
2я часть зачетапрактикума
1. Доказать, что раскаяние, т.е. переворот в душе Раскольникова происходит только в конце романа.
2. Совесть и разум Раскольникова. Почему разум так долго не сдается?
3. «В теории ошибочка небольшая вышла», – говорит Свидригайлов Раскольникову. Какая и почему? Уход
из жизни Свидригайлова.
4. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куданибудь можно было пойти…» Что связывало
Мармеладова и Раскольникова?
5. «А с нимито что будет?» – кто это говорит и почему?
6. Выбор Сони: «Оставьте меня! Оставьте меня одного!... Забудьте меня совсем… А теперь, когда любите
меня, откажитесь…» Почему Раскольников не выдерживает одиночества?
7. «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил…» Почему
именно к такому покаянию призывает Соня Раскольникова?
8. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь счастлив был… Мне надо было
узнать тогда, и поскорей узнать…» Что надо было узнать Раскольникову?
9. Хотел иметь «… свободу и власть, а главное власть! Над всей дрожащей тварью, над всем
муравейником». Почему Раскольников так и не ощутил ни свободы, ни власти?
10. Бунт Раскольникова. Почему и против чего?
Задание по развитию речи
1. Продолжить фразу:
Угрызения совести…
Воля сломлена, заповеди нарушены…
Мания превосходства и вседозволенности…
Разум и совесть Раскольникова …
2. Портретные характеристики героев. Чей это портрет?
«Широкое, скуластое лицо его было довольно приятно …»
«… это была скромно и даже бедно одетая девушка …»
«… с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше средненго, тонок и строен …»
«Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками …»
«Это был человек лет тридцати пяти росту ниже среднего, полный и даже с брюшком …»
«… высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её …»
«Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой
лысиной, с отекшим … лицом…»
«… лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих
лет …»
3. Распределите по номерам портретные характеристики героев: Алена Ивановна, Раскольников, Свидригайлов,
Соня, Дуня, Мармеладов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Порфирий Петрович.
Критерии оценки уровня знаний учащихся
Приложение 1
1. Знание текста – сюжет, герои, факты, события и др.
2. Точность ответов на поставленный вопрос.
3. Понимание и полнота ответа.
4. Умение четко и грамотно строить речевое высказывание.
Данные критерии оценки можно предложить руководителям групп в виде таблицы с 5 бальной оценкой.
График перехода учащихся по номерам групп (на классной доске)
Приложение 2
Время/руководител
20
20
20
20
ь
минут
минут
минут
минут
1 руководитель
2 руководитель
3 руководитель
4 руководитель
1
2
3
4
2
3
4
1
3
4
1
2
4
1
2
3