Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах
Оценка 4.6

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Оценка 4.6
Контроль знаний
doc
биология
10 кл—11 кл
21.02.2018
Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах
Примерный тест на несколько вариантов по теме "Экология"
Зачетная система оценки знаний.doc
Зачетная система оценки качества знаний по биологии        В старших классах я использую зачетную систему оценки знаний, т.к. это создает     массу удобств в обучении: ­обобщается учебный материал ­происходит систематизация знаний ­активизируется познавательная активность учащихся ­пополняется лексический запас ­осваивается научная терминология ­организуется самостоятельная деятельность учащихся ­прослеживается степень усвоения материала ­объективность в выставлении оценки ­осуществляется более качественная подготовка к ЕГЭ ­учитываются индивидуальные особенности учащихся ­развивается критическое мышление ­развиваются практические навыки решения задач                         Переход на зачетную систему потребовал пересмотра планирования, с целью  выделения времени на зачет, т.к. все зачеты проводятся только на уроках (за исключением  ситуаций, когда  ученик по какой­либо причине пропустил зачетный урок или необходимо  пересдать тему из­за неудовлетворительной оценки).                     Я работаю так уже не первый год и могу констатировать, что зачетная система  удобна не только для учителя, но и для учеников, т.к. обеспечивается более качественное  обучение. И результаты экзамена по биологии уже много лет подтверждают это. ­ 1 ­ Подготовка к зачету требует систематического промежуточного контроля  усвоения материала на разных этапах.                      В этой работе я хочу описать и промежуточный контроль знаний, и методику  проведения зачетов.  В 10 классе предусмотрены 3 зачета:     по теме «Цитология» (строение, химический состав и обмен веществ в клетке)  по теме «Размножение»  по теме «Генетика» В 11 классе тоже 3 зачета:     «Эволюция» «Возникновение и развитие жизни на Земле и происхождение человека» «Экология» Самым сложным для ребят является первый зачет «Цитология». И потому, что первый, и в силу сложности материала, и из­за большого объема. Зачет предусматривает умение   внятно   и   логично  излагать   материал,   знание   терминов  по   теме,   умение   решать задачи, т.е. использовать знания на практике и обязательно тест по теме.       Таким образом, каждый получает оценки за разные виды деятельности и плюс еще   оценка   за   ведение   тетради.   В   журнал   выставляются   все   оценки,   а   в   конце   общая зачетная. По этим зачетным оценкам я и выставляю полугодовые и годовые оценки, а в конце 11 класса и итоговую.  Учитывая особенности отдельных детей, допускается наличие одной «2» по какому­либо виду деятельности. Если  никак не поддаются задачи или  не справиться  с терминами и т.д. В этом случае общая оценка за зачет будет «3». Если ребенок захочет, он может пересдать «2»  или «3» , чтобы исправить общую оценку за зачет, но во внеурочное время.  Зачет идет в 2 этапа: сначала письменная часть – тест и задачи – для всего класса на уроке, потом устная   часть – теоретические вопросы и термины. Это уже по группам, чтобы успеть опросить всех за урок. Итого получается, что зачет занимает  3 урока. Но наличие резервного времени позволяет это сделать.  Тесты обычно я делаю на 5­ 6   вариантов,   чтобы   не   списывали,   задачи   все   на   индивидуальных   карточках,   что   тоже исключает списывание, т.к. одинаковые карточки могут попасться 2 или 3 ученикам, не больше.                     Вопросы к зачету я даю  заранее, чтобы была возможность подготовиться. Кто­ то сделает шпаргалки, кто­то восстановит пропущенные темы…                     Есть, конечно, вопрос­бонус, обычно под № 13: если кто­то вытянет этот номер вопроса, то может отвечать на любой вопрос зачета по своему выбору. На подготовку устного ответа дается время – минут 5­10, чтобы ребята могли набросать план ответа или тезисы. Каждый отвечает устно, а потом тянет карточку с терминами. В каждой карточку 5 терминов   по   теме,   ребята   должны   их   объяснить   своими   словами   или   строго   научно, главное,   чтобы   они   понимали   значение   этих   специальных   слов.   Иногда   я   включаю   в карточку   имена   ученых,   что   тоже   оправдано.   Термины   учащиеся   объясняют   без подготовки, сразу, поэтому все проходит быстро.                                         Все эти правила сдачи зачета я объясняю ребятам заранее, ничего неожиданного для них нет. И  все время, пока мы знакомимся с темой, идет подготовка к зачету. Для этого необходимы еще дополнительные стимулы, чтобы материал урока учился постепенно, по этапам. Для этого я провожу еще промежуточный контроль знаний и в конце  изучения  каждого   блока   по  теме  (Химический  состав  клетки,   Строение  клетки) обязательно пишется контрольная работа. Там предусмотрены вопросы, тесты, термины, но в меньшем объеме и с меньшим количеством вариантов.  ­ 2 ­ Поэтому, когда я озвучиваю вопросы к зачету, большинство радостно восклицает:  «Это я знаю!» И правда,  знает, что создает психологические  предпосылки успешной сдачи зачета и, что еще важнее, установку «Я могу!»                                                                             Мне очень важно убедить их в том, что они могут усвоить материал на достойном   уровне.   У   нас  в   школе   очень   сложный   контингент,   муниципальная   обычная школа, которая должна учить всех…                        На уроках я провожу маленькие 5­минутные работки, позволяющие проверить знание терминов – терминологические диктанты, знание процессов – краткие ответы на вопросы, например, по фотосинтезу или биосинтезу белка. Вопросов обычно для каждого варианта 5, так удобнее оценивать. Любят ребята графические диктанты на соответствие: сравнить,   например,   митохондрии   и   пластиды.   Я   диктую  общий   перечень   признаков,   а ребята, в соответствии со своим вариантом, отмечают дугу или прочерк, т.е. подходит или нет этот признак для их варианта. Удобно еще проводить такую же работу на сравнение фотосинтеза и дыхания, пластического и энергетического обмена, ДНК иРНК…                          Отдельный вид работы – это решение задач на знание генетического кода и биосинтез   белка.   Обычно   этот   материал   особых   затруднений   не   вызывает,   с   таблицей генетического кода ребята работают легко и с удовольствием. Главное, чтобы они поняли переход   от   ДНК   к   и­РНК,   а   потом   к   аминокислотам   с   т­РНК.   Этот   материал отрабатывается и закрепляется в виде самостоятельной работы на решение задач такого типа.                      Задачи на энергетический обмен с расчетом АТФ, энергии, глюкозы, молочной кислоты,   углекислого   газа   мы   тоже   решаем.   И   здесь   трудности   связаны   с   неумением составлять   и   решать   пропорции.   Приходится   заново   объяснять   этот,   в   общем­то, математический материал. И на самостоятельной работе даются уже эти задачи.                         Так мы постепенно готовимся к зачету. Если кто­то проболел или пропустил урок по другой причине (спортивные соревнования, возложение цветов, прием макулатуры и пр.), они могут проконсультироваться во внеурочное время, для этого один раз в неделю у меня выделено время. И перед зачетом непосредственно я тоже провожу консультацию по всем непонятным вопросам.            Второй зачет по теме «Размножение» проще первого, хотя бы из­за меньшего объема материала.  Зачет этот провожу в письменной форме, в течение 1 урока. Каждый получает карточку,   включающую   теоретический   вопрос   (например,   эмбриональное   развитие организмов),    термины   по  теме  (5),  вопрос  на  сравнение  (сравнить   митоз   и  мейоз  или половое и бесполое размножение и т.д.), изображение какого­либо схематичного рисунка с подписями (например, гаструлы). И обязательно – задача  либо на двойное оплодотворение (подсчет пыльцевых зерен, спермиев, завязей…), либо на митоз – мейоз (показать , какие гаметы с каким хромосомным набором может образовать соматическая клетка с таким­то набором хромосом). Обычно эти задачи сопровождаются поясняющими рисунками. Мне важно, чтобы ребята показали умение использовать свои знания в разных ситуациях.   За этот зачет выставляется 3 оценки (теория, термины и задача), из которых складывается зачетная оценка.                      Промежуточный контроль заключается в написании графических диктантов (митоз­мейоз,   производные   зародышевых   листков,   половое­бесполое   размножение), терминологических   диктантов,   работе   с   карточками   по   двойному   оплодотворению (подписать различные части участников процесса). Обязательно выслушиваем сообщение о влиянии вредных веществ на развитие организма человека.  ­ 3 ­ Кроме этого, по теме можно показать фрагмент видеофильма из серии «Эволюция»   об   эмбриональном   развитии   разных   организмов,   ребята   выписывают   по фильму, что общего у разных групп организмов наблюдается во внутриутробном развитии. И, что интересует их очень, куда же исчезают жаберные щели у зародыша человека, во что они превращаются.   Следующая тема 10 класса очень интересная и важная. Это генетика с основами селекции. Обычно я успеваю в 10 классе дать только генетику, а селекция переносится в 11 класс.                    Зачет по теме проходит в 2 этапа: сначала письменная часть (тест и решение задач), потом по группам теория и термины (устно).                                               Тестов существует по генетике превеликое множество. Я разные использовала, пока не выбрала самые удобные, с моей точки зрения, сочетающие разные вопросы по степени сложности, чтобы и слабые ученики имели возможность справиться с частью вопросов и получить положительную оценку. Вариантов тестов у меня 8, поэтому списать   возможность   минимальная,   а   шпаргалки   к   тесту   тоже   заготовить   практически невозможно. Поэтому тесты очень показательны в плане оценки качества знаний. В каждом тесте 25 вопросов: на знание терминов, на умение писать гаметы, на умение изображать генотипы,   определять   фенотипы,   есть   вопросы   по   персоналиям,   по   видам   мутаций, модификациям…   Мне   важно,   чтобы   ребята   показали   свое   умение   ориентироваться     в генетических терминах, показали знание процессов, сущность фенотипических изменений.                         Оценка зависит от количества набранных баллов: «5» выставляется в том случае, если набрано от 23 до 25 баллов (т.е. допустимы 3 ошибки). «4» получают, если набрано 18­22 балла, и, соответственно, «3» ­13­17 баллов. Меньше 13 баллов (меньше половины теста) оценивается «2».  Примеры тестов можно посмотреть в приложении.                                                Задачи   ребята   выбирают   на   зачете   сами.   У   меня   все   задачи дифференцированы по степени сложности: на «3» задачи на моногибридное скрещивание, на «4» задачи на дигибридное скрещивание, на «5» задачи на сцепленное наследование. Это очень удобно и не вызывает никаких вопросов, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Как правило, ребята адекватно оценивают свои возможности.                         Кроме этого, еще до зачета я предлагаю желающим решить задачу из серии повышенной   сложности,   при   успешном   решении   такой   задачи   (а   они   все   строго индивидуальны) возможно выставление оценки за эту часть зачета автоматом.                          Конечно, классы разные и ребята с разными способностями, но обычно эта часть зачета сдается успешно. Задач мы решаем много, каждый ученик в начале изучения темы «Генетика» получает сборник задач по генетике. Там задачи даны по темам, каждую главу предваряет теоретическое объяснение решения такого типа задач. Таким образом, ребята могут решать задачи и дома, и на уроке, что удобно для развития умений.                                          Вопросы теоретической части я даю заранее, 13­й вопрос, как всегда, бонусный. В течение 1­2 недель ребята могут на консультации уточнить все непонятные моменты теоретической части зачета.                            Термины тоже ребята узнают заранее. Их много, поэтому, чтобы не тратить свое и их время, я вывешиваю термины на своей странице в интернете, а ребята уже оттуда скачивают себе и заодно имеют возможность задать мне вопросы по терминам.  В каждой карточке 5 терминов, соответственно и выставляется оценка.                            В случае необходимости можно поменять карточку, но тогда оценка снижается на 1 балл.                          Для подготовки к зачету проводится и промежуточный контроль на уроках. Это,   прежде   всего,   знание   ученых­генетиков   нашей   страны   и   зарубежья.   Я   этой   теме ­ 4 ­ посвящаю 2 урока, иначе не уложиться. На одном уроке рассказываю о развитии генетики за рубежом, на втором уроке – о судьбе генетики в России. И я поняла, что, пока за каждой фамилией   не   будет   чувствоваться   судьба,   чаще   всего   трагическая,   фамилия   так   и останется для ребят пустым звуком. «Открытия, окрашенные страстью и болью, нам ближе сухого результата»   («Код жизни»­ фильм).                   Терминологические диктанты в начале темы провожу часто, а потом больше времени   уделяю   решению   задач.   За   каждый   тип   задач   выставляется   оценка.   Но   перед зачетом ребята знают, что если они за задачу на моногибридное скрещивание получили «5», на   зачете   решение   такой   задачи   –это   только   «3»,   а   «5»   ­   это   оценка   за   освоение определенного этапа. Никогда никаких вопросов по этому моменту не возникало, все всё понимали.                         Мутации человека мы рассматриваем еще в ходе просмотра фильма «Не родись красивым», очень эмоционально получается.                         Вообще же тема такая интересная, что не оставляет равнодушным никого! И зачет, как правило, сдается благополучно. Было у меня в практике несколько случаев, когда ребенок по этой теме получал одни «5», тогда я освобождала такого ученика от теоретической части зачета. Считаю, что это справедливо, тем более, что тест и задачи все равно приходится сдавать. Обычно все ребята относились к этому с пониманием.                            Я уже который раз пытаюсь подчеркнуть, что если ребятам понятен принцип выставления оценок, то и никаких споров и возмущения это не вызовет, что очень важно с точки зрения выставления оценок и чувства справедливости, присущего детям.                            Следующие зачеты проводятся уже в 11 классе. Первой по программе идет тема «Эволюционное учение».  Зачет по этой теме включает в себя следующие блоки:  ­Теория ­Термины ­Тест ­Познавательные задачи                    Зачет проводится поэтапно – сначала письменная часть (тест и задачи), а потом устная часть (теория и термины)                                        Особый интерес представляют познавательные задачи, когда ребятам сообщается   определенный   факт,   который   они   должны   объяснить   с   точки   зрения эволюционного   учения.   Познавательные   задачи   расширяют   их   кругозор   и   усиливают познавательный   интерес   к   окружающему   миру.     Для   объяснения   задач   необходимо   не только   знание   положений   эволюционного   учения,   но   и   умение   логически   мыслить, анализировать ситуацию.         По приспособленности организмов есть замечательный научно­познавательный фильм, в   котором   объясняются   самые   разные   приспособления   организмов   и   показывается эффективность в конкретных условиях. По фильму мы составляем таблицу, в которой есть следующие графы: Организм, условия обитания, приспособления, относительный характер приспособлений.   Последнюю   графу   ребята     заполняют   дома,   а   потом   на   уроке   мы   все   проверяем, обсуждаем.   Потом часть этой таблицы может фигурировать в качестве познавательных задач.                                      Промежуточный контроль также заключается в написании диктантов на сравнение (искусственный и естественный отбор), терминологических диктантах и знании персоналий (ученые додарвиновской поры и сподвижники Ч.Дарвина). ­ 5 ­ В этом году к юбилею Ч.Дарвина вышел на экраны фильм о нем. Мы смотрим фрагменты фильма, чтобы придать дополнительную эмоциональную окраску персоне Ч.Дарвина. Так гораздо лучше запоминаются факты биографии.                               Следующая тема зачета « Возникновение и развитие жизни на Земле и происхождение человека». Тема небольшая по времени изучения, интересная, местами перекликается с философскими воззрениями. Поэтому и зачет по этой теме я провожу иначе. Здесь уже нет жестких рамок классического зачета,  многие ребята получают его автоматом.                           Для более яркого представления о возникновении жизни на Земле мы проводим выездной урок в Трансфорсе, там в интерактивной форме поэтапно показывают, что   и   как   было   на   Земле   в   те   далекие   времена.   Это,   конечно,   оживляет   восприятие материала, не отличающегося какой­либо зрелищностью. По развитию жизни на Земле я провожу семинар, на котором ребята рассказывают об условиях жизни в разные эры и периоды. А остальные в это время по содержанию услышанных сообщений и увиденного наглядного материала (рисунки) заполняют сводную таблицу.  Проверяется на следующем уроке знание ароморфозов растений и животных по эрам. Это маленькая проверочная работа.                       Тема «Происхождение человека» вызывает большой интерес. На первом уроке мы рассматриваем разные гипотезы появления человека, чтобы ребята представили себе, какая борьба мнений и взглядов происходила при объяснении этого вопроса.  Доказательства животного происхождения человека – это отдельный урок, причем можно дать тоже в форме сообщений разные группы доказательств.                         Работа Энгельса тоже дается в форме выступления учащихся. А в тетради записываются тезисы. По ископаемым предкам человека тоже делают сообщения ребята. Используется  наглядный  материал  кабинета  биологии,   рассказывается  история  тех  или иных находок. По результатам этих выступлений учащиеся заполняют сводную таблицу «Ископаемые предки человека». В таблице есть следующие графы: ­ископаемые гоминиды ­год и автор находки ­место находки ­остатки, окаменелости ­физический облик ­материальная культура                     В результате становится понятно, что раз австралопитек не оставил после себя никакой материальной культуры, значит, это слепая ветвь эволюции. Анализ графы «Место находки» наводит на мысль о том, что Африка – это прародина человечества и т.д.                     Человеческие расы, расоведение, расизм и социал­дарвинизм изучаются тоже с помощью сообщений учащихся и моих уточнений.                     Интерес  вызывает тема «Будущее человечества», много спорим и обсуждаем. Ребята   даже   приводят   в   качестве   доводов   в   пользу   своих   взглядов   на   дальнейшую эволюцию   человека   строчки   из   произведений   писателей­фантастов.   Мы   услышали   и отрывки из произведений Глуховского, и Войновича, и Лемма, и Азимова, и Стругацких, и многих   других.   Если   есть   читающие   дети   в   классе,   то   обсуждение   получается   очень интересным. А на последнем уроке по теме ребята пишут творческую работу по теме «Кто мы?   Откуда?   Куда   мы   идем?».   Тема   известна   им   заранее,   некоторые   готовятся   дома, подбирают эпиграф, тезисы… Есть очень интересные работы! И взгляды на происхождение человека   они   высказывают   разные,   но  мое   главное   условие   –   чтобы   все   позиции   были ­ 6 ­ аргументированы: тезис, доказательство, вывод. Мне, конечно же, интересно было узнать ИХ   взгляды,   а   не   пересказ   учебника.   Так   вот   большинство   все   же   придерживаются естественнонаучных представлений и говорят о животном происхождении, но не все…а уж будущее человечества видится самым разнообразным!                         Зачет я ставлю автоматом по оценкам за выступление и за творческую работу.                             И последний зачет в 11 классе – это тема «Экология».   Вопросы   экологии   уже   изучались   ребятами   раньше,   в   курсе   географии,   ботаники   и зоологии, в 9 классе. Много информации они получают из средств массовой информации. Но необходимо показать, что экология – это наука, со своим языком (терминами), своими законами.                        О зачете я предупреждаю на первом уроке по теме. В зачете теоретический вопрос,   термины,   тест,   задачи   на   умение   составлять   пищевые   цепи   и   на   правило экологической   пирамиды.   Зачет   проходит   в   течение   одного   урока,   ребята   работают   с индивидуальными карточками.                                            Для подготовки к зачету я провожу миниработы: терминологические диктанты,  краткие  ответы  по типам  биотических   взаимодействий,   составление   цепей  и сетей   питания,   расчетные   задачи   на   правило   пирамиды   (какая   площадь   в   га   может выкормить волка в цепи питания трава—кролик­­­волк, если известно, что масса волка… кг, из них 60% составляет вода, а 1квадратный метр луга содержит 600г сухой биомассы).                        Основная трудность – это неумение ребят составлять пропорции и решать их. На   биологии   начисто   забывается   математика!   Приходится   все   объяснять   заново.   По сукцессиям проверяю умение составлять логическую цепочку последовательных изменений в   природе.   Графический   диктант   позволяет   быстро   проверить   умение   сравнивать природные биоценозы и агроценозы.                      Текст одного из вариантов зачета можно посмотреть в приложении.                 Таким образом, ребята привыкают к такой форме работы, что позволяет более стрессовоустойчиво  сдавать экзамен по биологии в форме ЕГЭ.                       В этом году в 10 классе проводилось итоговое переводное тестирование по биологии   (по   выбору   администрации).   Меня   попросили   сделать   работу   по   аналогии   с вариантом ЕГЭ, но только на базе изученного материала в 10 классе. Ребята написали эту работу успешно. Содержание ее можете посмотреть в приложении.                                               Такая   форма  работы   к   тому  же   готовит   старшеклассников   к самостоятельному поиску материала, что,конечно,  пригодится им в ВУЗах.                           Зачетная система как средство обобщения, контроля  усвоения и систематизации знаний вполне себя оправдывает. Очень важно не давать учащимся расслабляться от зачета до зачета, поэтому жесткий контроль на каждом этапе усвоения материала – необходимое условие   успешной   сдачи   зачета.   И   этот   промежуточный   контроль   должен   быть разнообразным, но постоянным, чтобы ребята привыкли к мысли, что их знания всегда будут   оценены   учителем,   чтобы   не   возникало   соблазна   как­то   слукавить   и   пропустить очередную работу. Ведь все равно зачет надо будет сдавать всем, поэтому себе дороже что­ то пропустить.                          Зачеты помогают научиться организовывать свое время, способствуют развитию коммуникативного навыка, т.к. приходится помогать друг другу.  Ребята лучше раскрываются в ходе зачета, показывают свои сильные стороны. Не возникает споров по поводу оценок, потому что критерии оценок прозрачны. ­ 7 ­ Родители   в   начале   года   предупреждаются     зачетной   системе   и   о   сроках   проведения зачетов, поэтому могут со своей стороны контролировать процесс. И у ребят не возникает никакого раздражения и отторжения биологии, что тоже очень важно и для них, и для нас, учителей. Позитивное восприятие материала – это предпосылка дальнейшей успешной учебы и трудовой деятельности. ­ 8 ­

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах

Зачетная система оценки знаний по биологии в старших классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018